Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Индивидуальное задание на прохождение



О Т Ч Ё Т

о прохождении производственной практики

(научно-исследовательская работа)

на              кафедре химической технологии им. Н. И. Ярополова         

(наименование предприятия)

 

6. 001. 00. 00

 

 

Магистрант  Адушинова Александра Михайловна, ХТм-21

(ФИО, группа, подпись)

 

Руководитель практики от кафедры

Дьячкова С. Г. зав. кафедрой, профессор

(ФИО, должность, подпись)

 

Допущен к защите __________________

_______________________________________

(ФИО, подпись, дата)

 

Оценка по практике _____________________

                            (неуд., удовл., хор., отл. )

_______________________________________

(ФИО, подпись, дата)

 

Содержание отчета на _18___ стр.

Приложение к отчету на __0____ стр.

 

Иркутск 2022

Индивидуальное задание на прохождение

 производственной (научно-исследовательская работа)

(вид (тип) практики)

практики

 

для          Адушинова Александра Михайловна                                                

 (ФИО обучающегося полностью)

обучающегося     1 курса      группы ХТм-21-1                          

по направлению подготовки Химическая технология

программа     Химическая технология органических веществ и топлива

Место прохождения практики: каф. химической технологии

им. Н. И. Ярополова                                         

Сроки прохождения практики с «20» декабря 2022 по «23» января 2022

 

Цели и задачи прохождения практики: осуществить литературный и патентный поиск по предполагаемой теме магистерской диссертации        

Содержание практики, вопросы подлежащие изучению: написать литературный обзор по предполагаемой теме магистерской диссертации

Планируемые результаты практики: получение опыта профессиональной деятельности, овладение профессиональными компетенциями согласно учебного плана

 

 

Руководитель практики от кафедры

______________ /  Дьячкова С. Г. /

(подпись)                          (ФИО)              

Согласовано:

Заведующий кафедрой

_______________ / Дьячкова С. Г.  /

(подпись)                         (ФИО)      

«  »   декабря 2021 г.

 

 

С настоящим индивидуальным заданием и с программой практики ознакомлен (а), задание принято к исполнению

 ________________« 24 » декабря 2021 г.

(подпись обучающегося)       

 


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. ….. 3                                                                                                                                    

1 Краткая характеристика деятельности предприятия АО «АНХК»..... 5

2 Производство ДТз.................................................................................. 7

3 Виды присадок...................................................................................... 11

3. 1 Депрессорно-диспергирующие присадки.......................................... 11

4 Методы испытания……………………………………………….. …... ……15

4. 1 Температура помутнения.................................................................... 15

4. 1 Предельная температура фильтруемости.......................................... 16

Заключение…………….. ……………………………………………………... 17

Список использованных источников………………………………………………. 18


Введение

Производственная практика проходила на предприятии АО «АНХК» с по 2022 г.

За время прохождения практики были освоены следующие обязанности: ознакомление с миссией и целями компании, структурой предприятия, участие в разработке методик анализа, изучение правил составления досье на лекарственный препарат, изучение основ контроля качества лекарственных средств. Руководитель практики от организации- начальник лаборатории ЛБ и НХ

К топливам для двигателей внутреннего сгорания предъявляются всё более жёсткие требования. Это обусловлено как прогрессом техники, так и строгими экологическими нормами. Поэтому технологию топлив приходится постоянно совершенствовать. С другой стороны, для экономической целесообразности необходимо увеличивать глубину переработки нефти, что в свою очередь ведет к ухудшению качества топлив.

Часто непременным элементом технологии являются присадки, без которых производство качественных продуктов оказывается невозможным или слишком дорогим. Наиболее важными для среднедистиллятных топлив оказываются депрессорно-диспергирующие присадки.

Основной целью производственной практики являлось повышение профессионального уровня. Сбор и аналитическая обработка материала, систематизация и закрепление знаний, полученных в период обучения.

Для воплощения цели производственной практики, необходимо выполнить следующие задачи:

- закрепление теоретических знаний по блоку профессиональных дисциплин;

- приобрести практические навыки работы;

- получить представление о содержании конкретных видов профессиональной деятельности;

- формирование устойчивого интереса, чувства ответственности и уважения к избранной профессии;

- расширение профессионального кругозора;

- ознакомление с основными функциями должностных лиц и задачами работы;

- ознакомиться с формами и методами работы;

- получение представления о проблематике профессиональной деятельности принимающей организации;

- всесторонний анализ собранной информации с целью дальнейшего выбора оптимальных и обоснованных решений;

- обретение и развитие навыков работы в коллективе;

- изучение приемов управления совместной деятельностью;

- приобрести навыки по анализу информации;

- приобретение практических навыков по разработке и использованию информационных технологий;

- ознакомление с информационными системами, информационными технологиями и средствами их обеспечения;

- развитие элементов профессиональной квалификации, связанных с использованием информационных технологий;

- изучение действующих информационных систем;

- выработка навыков самостоятельного анализа результатов работы;

- изучение документооборота в подразделениях предприятия или организации;

- обретение практических навыков подготовки оценки служебной документации, навыков работы с входящими и исходящими документами;

- научиться планировать организационные мероприятия.

1 Краткая характеристика деятельности компании АО «АНХК»

АО «Ангарская нефтехимическая компания» - крупнейшее предприятие Восточной Сибири по производству нефтепродуктов и нефтехимии.

АО «АНХК» является дочерним обществом НК «Роснефть» – лидера российской нефтяной отрасли и крупнейшей публичной нефтегазовой корпорации мира.

Работа в производственной цепочке «Роснефти» позволяет предприятию оптимизировать процессы получения сырья, сбыта готовой продукции, минимизировать издержки. Нефтехимики имеют доступ к обширным инвестиционным и научным ресурсам Компании.

По объемам и глубине переработки АО «АНХК» входит в 10 крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий страны.

Ежегодно на предприятии перерабатывается порядка 9 млн тонн нефти.

Номенклатура выпускаемой продукции с учетом марок и сортности - более 260 наименований.

Основные виды продукции – нефтепродукты, нефтехимия, смазочные масла.

Продукция предприятия реализуется на внутреннем рынке и поступает на экспорт.

· В структуру АО «АНХК» входит нефтеперерабатывающее производство, производство нефтехимии и масел. Дочерними предприятиями АО «АНХК» являются АО «Ангарский завод катализаторов и органического синтеза», АО «Ангарскнефтехимремстрой» и АО «Восточно-Сибирский машиностроительный завод».

· За последние несколько лет на производственных объектах АО «АНХК» проведена серьезная модернизация. Она коснулась всех основных установок. При этом качественно изменились применяемые технологии, направленные на производство высококачественной продукции, минимизацию промышленных и экологических рисков, снижение издержек.

· В рамках реализации программы модернизации НК «Роснефть» сегодня продолжается строительство ряда новых установок: комплекса гидроочистки дизельных топлив, комплекса установки гидроочистки бензина каталитического крекинга, комплекса сернокислотного алкилирования. Ввод новых объектов позволит увеличить выпуск экологически чистых видов топлива, расширить ассортимент выпускаемой продукции и создать новые рабочие места.

· Продукция АО «АНХК» поставляется в 47 субъектов РФ и ряд зарубежных стран: Китай, Монголию, Нидерланды, Киргизию, Японию, Корею, Италию, Эстонию, Белоруссию, Финляндию, Латвию, Германию, Великобританию, Нигерию, страны Азиатско-Тихоокеанского региона и другие.

АО «АНХК» является основным предприятием - поставщиком нефтепродуктов для Иркутской области и Восточной Сибири.

Объем поставок в Иркутскую область – около 1, 5 млн тонн топлива.

· Бесперебойную работу производства и своевременную отгрузку готовой продукции обеспечивает эффективная логистическая схема, включающая трубопроводный, железнодорожный и автомобильный транспорт, а также товарное производство с общим объемом парка 360 тысяч кубических метров.

 


 

2 Производство ДТз

Дизельное топливо — это жидкое нефтяное топливо, представляющее собой смесь углеводородов, получаемое из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти, применяемое в дизельных двигателях внутреннего сгорания и для газотурбинных энергетических установок.

Производство дизельного топлива включает в себя ряд технологических процессов, осуществляемых, как правило, на крупных нефтеперерабатывающих заводах.

Его промышленное производство можно разделить на следующие этапы:

- первичная переработка нефти;

- вторичная переработка нефти;

- смешение (компаундирование).

Остановимся на каждом из этих этапов подробнее.

Первичная переработка (или прямая перегонка) — это разделение нефти на отдельные фракции по температурам кипения. Она осуществляется в специальных ректификационных колоннах (рис. 1).


Рисунок 1 - Схема получения топлив и масел из нефти: 1 - установка (резервуар с нефтью); 2 - теплообменники; 3 - трубчатая печь для нефти; 4 - ректификационная колонна для нефти; 5 - трубчатая печь для мазута; 6 - ректификационная колонна для мазута

В результате этого процесса получают, в частности, дизельные фракции, использующиеся для изготовления соответствующего топлива. Разделение на фракции основано на том, что углеводороды, входящие в состав нефти, имеют различную температуру кипения. Наиболее легкие фракции нефти выкипают при нагреве до температуры 40-50°С, а наиболее тяжелые - при температуре свыше 400°С. Технологический процесс перегонки заключается в следующем.

Сырую нефть (обезвоженную и обессоленную) в специальной установке 1 насосами прокачивают через теплообменник 2, подвергая дополнительному подогреву. Из теплообменника она поступает в трубчатую печь 3, где нагревается до температуры 320-330°С. При этой температуре большая часть ее превращается в пары. Пары и неиспарившийся остаток нефти непрерывно поступают в нижнюю часть ректификационной колонны 4. Затем пары поднимаются вверх, постепенно охлаждаются и начинают конденсироваться, а неиспарившийся остаток оседает на дно колонны. Ректификационная колонна имеет внутри ряд полок-тарелок с отверстиями, накрытыми специальными колпачками. Пары более легких углеводородов (бензина) поднимаются вверх колонны, а пары более тяжелых (лигроина, керосина и дизельного топлива) располагаются ниже в порядке возрастания температуры их кипения.

Выделившийся в парообразном состоянии бензин, лигроин, керосин и дизельное топливо конденсируются, т. е. превращаются в жидкость, которая на соответствующих уровнях отводится из колонны. На нижние тарелки стекает неиспарившийся остаток нефти - мазут, служащий для получения смазочных масел. Такой процесс испарения жидкости и конденсации ее паров называется прямой перегонкой, или дистилляцией, а продукт перегонки - дистиллятом. Бензин, лигроин, керосин и дизельное топливо получают из фракций, которые выкипают соответственно при температурах: 35-200, 125-230, 150-315 и 200-360°С.

Вторичная переработка изменяет химический состав и структуру углеводородов. Основной её метод — это крекинг (от англ. cracking - расщепление). Его главная реакция - расщепление крупных молекул мазута на более мелкие. Крекинг может быть: термическим (расщепление идёт под действием высоких температур без участия какого-либо катализатора), каталитическим (в присутствии катализатора), а также гидрокрекингом (помимо катализатора присутствует водород). Дизельное топливо, полученное при термическом крекинг-процессе, содержит большое количество непредельных углеводородов. Это снижает цетановое число, вызывает повышенное лако- и нагарообразование в двигателях. Поэтому применение такого топлива для дизелей тепловозов нежелательно.

Далее начинается удаление из топлива серы, для чего используется гидроочистка, которая, по сути, является разновидностью гидрокрекинга.

По сравнению с прямой перегонкой все процессы вторичной переработки весьма сложны в технологическом плане и отличаются очень высокой стоимостью. Однако они необходимы, поскольку помогают заметно увеличить выход товарного дизтоплива и заодно - улучшить его качество.

Следующим этапом производства является смешение прямогонных фракций с компонентами вторичных процессов и присадок. Это завершающий процесс получения товарного дизельного топлива.

Стоит заметить, что дизтопливо получают путём смешения прямогонных и прошедших гидроочистку фракций в соотношениях, гарантирующих выполнение требований стандарта содержания серы.

В целях обеспечения хороших низкотемпературных свойств зимнюю и арктическую разновидности дизтоплива получают из более лёгких фракций, чем летнюю. Или же проводится дорогостоящая депарафинизация. Кроме того, в арктическое дизельное топливо вводятся специальные присадки, приводящие к увеличению его цетанового числа с 38 до 40.

Если провести гидроочистку дизтоплива, можно получить экологически чистые летние и зимние марки данного вида горючего.

Добавление в него антидымной и депрессорной присадок позволяет получить так называемое городское дизельное топливо, которое рекомендуется использовать в мегаполисах с целью уменьшения уровня загрязнения его воздуха.

Дизельное топливо (ГОСТ 305-82) получают компаундированием прямогонных и гидроочищенных фракций в соотношениях, обеспечивающих требования стандарта по содержанию серы. В качестве сырья для гидроочистки нередко используют смесь среднедистиллятных фракций прямой перегонки и вторичных процессов, чаще прямогонного дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга. Содержание серы в прямогонных фракциях в зависимости от перерабатываемой нефти колеблется в пределах 0, 8-1, 0 % (для сернистых нефтей), а содержание серы в гидроочищенном компоненте - от 0, 08 до 0, 1 %.


 

3 Виды присадок

Присадки – вещества, добавляемые в незначительных количествах к топливам для улучшения их природных свойств или придания новых свойств, необходимых в условиях их производства, транспортирования, хранения и эксплуатации [3].

Присадки к топливам классифицируются на [1]:

•модификаторы воспламенения;

•модификаторы горения;

•стабилизаторы;

•моющие;

•присадки для эксплуатации топлива при низких температурах (депрессорные, диспергаторы парафинов, антиобледенительные, противоводокристаллизующие);

•модификаторы трения;

•маркирующие;

•антикоррозионные;

•повышающие безопасность применения и улучшающие эргономические характеристики;

•модификаторы коллоидно-химических свойств;

•модификаторы структуры потока.

3. 1 Депрессорно-диспергирующие присадки

Депрессорные присадки применяют для понижения температуры застывания и улучшения подвижности нефтепродуктов при низких температурах [3].

В основном депрессорные присадки применяются на НПЗ при выработке стандартных топлив, но могут быть использованы и потребителем для улучшения низкотемпературных свойств топлив, имеющихся в данный момент в их распоряжении. Заметим, что депрессоры не влияют на температуру помутнения топлив (Тп), которая нормируется российскими стандартами. Это значит, что депрессоры препятствуют не возникновению кристаллов парафинов, а только их росту. При длительном хранении топлив образовавшиеся мелкие кристаллы оседают, и в результате образуется два слоя: верхний, светлый, и нижний, мутный, обогащенный парафинами. Расслоение топлив не может быть предотвращено добавками депрессоров. За рубежом разработаны так называемые диспергаторы парафинов, которые следует применять в композициях с депрессорными присадками [1].

Принцип действия. Содержащиеся в топливе н-парафины при понижении температуры легко кристаллизуются. Начало кристаллизации проявляется в помутнении топлива. Затем кристаллы растут и при определённых размерах и концентрации образуют пространственную структуру. В результате этого процесса топливо теряет подвижность и плохо прокачивается через трубопроводы и фильтры. Депрессорные присадки взаимодействуют с поверхностью зарождающихся кристаллов и препятствуют их росту и ассоциации. Механизм действия депрессоров окончательно не изучен. Наиболее распространены два мнения. Одно предполагает адсорбцию депрессора на поверхности кристалла парафина, другое - сокристаллизацию парафина и депрессора. При адсорбции молекула депрессора сорбируется на поверхности кристалла полярной частью, неполярная обращена в среду и мешает сближению кристаллов парафина и их ассоциации в упорядоченную структуру. При сокристаллизации - наоборот, молекула депрессора своей неполярной частью встраивается в кристалл парафина, а полярные части, остающиеся снаружи, мешают новым молекулам парафина осесть на кристалле, обеспечивая его даль-нейший рост. Выяснение действительного пути имеет принципиально большое значение, так как определяет оптимальный путь подбора или разработки присадки. Какой путь имеет место в действительности, окончательно не определено. Не исключено, что в зависимости от строения депрессора преобладает тот или иной путь, возможны также смешанные варианты. Можно полагать, что присадки, действующие по адсорбционному механизму, эффективны в сравнительно небольших концентрациях по сравнению с присадками, сокристаллизующимися с парафином. Практически важно, что и в том и в другом случае предполагается взаимодействие молекулы депрессора (или её части) с растущим кристаллом. Поэтому, пока кристаллы не начали образовываться, действие депрессоров не может проявиться. Это и объясняет отсутствие их влияния на температуру помутнения топлива. Размер кристаллов парафинов в присутствии депрессоров составляет десятки микрометров.

Добавка диспергатора парафинов к депрессору позволяет снизить на порядок размер кристаллов.

Показатели эффективности: температура застывания топлива (Т3) и предельная температура филътруемости (ПТФ) на холодном фильтре. Температурой застывания считается такая температура, при которой мениск топлива, застывшего в пробирке, не сдвигается при её наклоне. ПТФ представляет собой наинизшую температуру, при которой топливо сохраняет способность прокачиваться через фильтр с установленной скоростью [1].

Диспергирующие присадки – присадки, предотвращающие агломерацию мельчайших частиц, содержащихся в топливе, в крупные [3].

Назначение диспергаторов парафинов - предотвращение расслоения топлив с депрессорными присадками при холодном хранении. Уже отмечалось, что в этих условиях в топливе образуются две фазы: верхняя, светлая, и мутная нижняя, обогащенная парафинами. Оба слоя подвижны, но если топливо отбирается сверху, то запуск и работа двигателя протекают нормально (хотя цетановое число этой части топлива может быть пониженным). Если отбор происходит снизу, двигатель не запускается или работает неустойчиво. Использование диспергаторов парафинов позволяет предотвратить расслоение. Кроме того, несмотря на то, что сами диспергаторы парафинов на Т3 и ПТФ влияют мало, будучи добавленными к депрессорам, они позволяют в 1, 5 раза снизить эффективную концентрацию последних.

Надо отметить, что диспергаторы парафинов - сравнительно новый тип присадок. Достоинства и недостатки их композиций с депрессорами за рубежом и тем более в России изучены недостаточно хорошо. Был выполнен ряд исследований, который показал, что при правильном подборе депрессора и диспергатора, а также их соотношения в композиции стабильность топлив при длительном хранении может быть существенно увеличена.

Принцип действия. При первых разработках диспергаторов парафинов использовалась идея создания на поверхности зародившихся кристаллов электрического заряда, благодаря которому они будут отталкиваться друг от друга, не вырастая в крупные образования. С этой целью в молекулы присадок в большом количестве включались соответствующие функциональные группы, например амины. Более подробных сведений о механизме действия диспергаторов парафинов пока нет, так как он недостаточно изучен. Кроме того, состав многих диспергаторов парафинов держится в секрете, что не помогает научным исследованиям.

Показатели эффективности. Седиментационная устойчивость, характеризующая способность топлива расслаиваться вовремя хранения при низкой температуре [1].


4 Методы испытания

4. 1 Температурой помутнения считается та максимальная температура, при которой в проходящем свете топливо меняет прозрачность (мутнеет) при сравнении с эталонным (параллельным) образцом.

Температуру помутнения для авиабензинов, авиационных керосинов и дизельных топлив определяют стандартным методом (ГОСТ 5066-91). Для этого в две стандартные пробирки с двойными стенками заливают образец испытуемого топлива (до метки) и закрывают корковой пробкой, в которую вставлены термометр и проволочная мешалка.

Первую пробирку устанавливают в бане с охладительной смесью, а вторую (контрольную) - на штативе для пробирок.

Первую пробирку охлаждают при постоянном перемешивании и за 5°С до ожидаемой температуры помутнения быстро вынимают из бани, опускают в стакан со спиртом и вставляют в штатив рядом со второй контрольной пробиркой. Если в проходяшем свете прозрачность топлива в первой пробирке не изменилась, то ее вновь устанавливают в баню и продолжают охлаждение. Дальнейшие контрольные наблюдения проводят через каждый градус, и та температура, при которой появится мутность в первой пробирке по сравнению с контрольной, принимается за температуру помутнения.

Температурой помутнения чаще всего характеризуют низкотемпературные свойства дизельных топлив, для них она составляет от 0°С до минус 35°С.

Помутнение дизельных топлив очень часто обусловливается присутствием в них какого-то количества н-алканов и примеси воды, которые при охлаждении первыми образуют по всему объему топлива мелкие кристаллы.

 

 

4. 2 Предельная температура фильтруемости

Предельная температура фильтруемости (ПТФ) характеризует низкотемпературные свойства топлив (главным образом дизельных утяжеленного фракционного состава).

Определение ПТФ по ГОСТ 22254-92 состоит в том, что образец испытуемого топлива при постепенном охлаждении и фиксации температуры через 1°С просасывают под вакуумом (остаточное давление 1, 96 кПа) через стандартный фильтр. За ПТФ принимают ту температуру, при которой прохождение топлива через фильтр прекращается. Это связано с тем, что при определенной температуре образуется достаточно много кристаллов парафина, которые, осаждаясь на поверхности фильтра, прочно его забивают.

Обычно ПТФ ниже температуры помутнения на несколько градусов (3-8°С).

 


 

Заключение

За время прохождения практики с 30. 06. 2014 г по 27. 07. 2014 г, поставленные задачи были выполнены:

- приобретены практические навыки работы;

- расширен профессиональный кругозор;

- изучены основные функции должностных лиц и задачи работы;

- усвоены формы и методы работы;

- изучен опыт работы предприятия АО «АНХК»;

- усвоен всесторонний анализ собранной информации с целью дальнейшего выбора оптимальных и обоснованных решений;

- изучены приемы управления совместной деятельностью;

- приобретены практические навыки по разработке и использованию информационных технологий;

- выработаны навыки самостоятельного анализа результатов работы;

- изучен документооборот в подразделениях предприятия или организации.

-повышен уровень практической работы, за счет плотной работы с приборами.

В теории, показано, что можно улучшить низкотемпературные свойства топлива за счет использования депрессерно-диспергирующих присадок. Целью последующей практической работы:

1) Подобрать и приготовить базовую основу ДТ ЕВРО экспериментальным путем в лабораторных условиях;

2)  Провести лабораторно-сравнительные испытания эффективности депрессорно-диспергирующих присадок различных фирм-производителей для получения дизельного топлива ЕВРО, зимнего класса 2, экологического класса 5;

 


 

Список использованных источников

1)Данилов А. М. Применение присадок в топлива. – М.: Мир, 2005-288 с.

2)Папок К. К., Рагозин Н. А. Словарь по топливам, маслам, присадкам. «Химия», 1975.

3)Безюков О. К., Жуков В. А., Маад Махфуд Моххамед Современные присадки к дизельному топливу // Вестник АГТУ. – 2016. – № 1 (61). – С. 26–31.

4)Тархов Л. Г., Пепеляев С. Н., Рябов А. В. Исследование влияния углеводородного состава дизельных фракций на эффективность действия депрессорно-диспергирующей присадки // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Химическая технология и биотехнология. – 2009. – № 9. – С. 162–169.  

5)Капустин В. М. Нефтяные и альтернативные топлива с присадками и добавками. – М.: КолосС, 2008. – 232 с.

6)Мановян А. К. Технология переработки природных энергоносителей: учебник для высших учебных заведений / А. К. Мановян. – М.: КолосС, 2004. – 454с.

7)Магарил Р. З. Теоретические основы химических процессов переработки нефти/ Р. З. Магарил. – М.: КДУ, 2010 – 278с.

8)Ахметов А. С. технология глубокой переработки нефти и газа. Изд.: »Гилем», Уфа, 2002, 672с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.