Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА



  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА

№368 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Консультация для педагогов

Тема: «Особенности адаптационного периода, признаки дезадаптации»

Подготовила:

Данилевич Илона Николаевна,

педагог-психолог МДОУ

«Ясли-сад № 368 г. Донецка»

Донецк 2021

Адаптация – это активный процесс изменений функций организма и психики человека применительно к окружающей среде. Если этих изменений недостаточно, то две среды – внутренняя и внешняя – остаются несбалансированными, что позволяет говорить о дезадаптации.

Адаптация к детскому саду — тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков.

Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.

Выделяют три варианта адаптации:

· легкая адаптация – поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней;

· адаптация средней тяжести – в течение месяца;

· тяжелая адаптация – требуется от 2 до 6 месяцев

У немногих детей адаптация к условиям ДОУ протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения. Адаптация средней степени (у большинства детей) характеризуется более значительными и длительными (до месяца) нарушениями поведения, может заметно ухудшиться общее самочувствие, возникнут легкие (продолжительностью 7-10 дней, без осложнений) заболевания. При тяжелой форме адаптации привыкание ребенка проходит длительно (несколько месяцев) и сложно. В этом случае изменение образа жизни чаще всего приводит к нарушению психоэмоционального состояния малыша, что выражается в тревоге, напряженности, беспокойстве или заторможенности; ребенок отказывается от еды (так как испытывает тошноту), в часы отдыха не может уснуть, плачет; часто и подолгу болеет (с осложнениями). Следует помнить, что после длительных перерывов (например, после летних каникул) ребенок проходит процесс адаптации заново. Чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделять ребенку в это время особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

 

Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации можно охарактеризовать в зависимости от степени тяжести адаптации легкой средней или тяжелой. Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя и продуманная система психолого-педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности и межличностных контактов ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Если ребенку не удается адаптироваться к детскому саду, то через некоторое время появляются более серьезные признаки дезадаптации. Рассмотрим подробнее физические, эмоциональные и поведенческие параметры дезадаптации.

1) Физические параметры дезадаптации. Наиболее распространенные признаки последствия дезадаптации ребенка в детском саду – это нарушение ночного сна, когда малыш просыпается среди ночи и плачет, что свидетельствует о сильном стрессе, пережитом в течение дня, и проблемы со стулом в виде запоров или, наоборот, расстройства желудка на нервной почве перед походом в детский сад. Постоянное нервное напряжение приводит к частым простудным заболеваниям и обострениям хронических болезней.

Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние, у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции, напряженное состояние, ребенок попадет под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации.

Именно в том, как организм ребенка выдержит приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях. Двигательная активность во время адаптационного периода довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или, наоборот, гиперактивен.

Вначале дневной сон отсутствует совсем или ребенок постоянно просыпается. Сон ребенка в этот период беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. И только лишь когда ребенок адаптируется, он сможет спокойно спать. Чем сложнее проходит адаптация ребенка, тем хуже его аппетит или, наоборот, аппетит слишком высокий. Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, происходит к концу адаптационного периода. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.

Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. В период адаптации иммунная система организма, его защитные механизмы ослабевают, чаще всего, пребывая в ДОУ, на 5-7 сутки ребенок заболевает.

2) Эмоциональные параметры дезадаптации. Изменение образа жизни ребенка приводит, в первую очередь, к нарушению его эмоционального состояния. Так, Р. В. Тонкова-Ямпольская выдвинула гипотезу, что нарушения эмоционального состояния, сопровождающиеся вегетативными сдвигами, снижают функциональную активность коры, что приводит к уменьшению регуляторных возможностей и сказывается на системе реактивности и специфического иммунитета. Как следствие возникает заболевание ребенка.

Одной из наиболее интенсивно развивающихся потребностей у маленького ребенка является ориентирование в среде, которая его окружает. Насколько быстрее происходит изменение среды, настолько сильнее отрицательные эмоции, отклонения в поведении более продолжительны и адаптация значительно затруднена. Из этого можно сделать вывод, что предварительное ознакомление ребенка с новой средой в саду создает наиболее благоприятные условия и возможности для легкой и быстрой адаптации.

3) Поведенческие параметры дезадаптации. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение, в основе которого лежит динамический стереотип, т. е. система определенных ответных реакций организма на последовательно действующие на него раздражители. К двум-трем годам стереотип поведения ребенка становится довольно устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер общения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу.

Поведение ребенка также приобретает индивидуальный характер: если он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в новой обстановке - сразу плачет, если не знает, где взять игрушку - тоже плачет, не привык спать без укачивания – плачет, поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними. Именно в том, как организм ребенка выдерживает приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях.

Результаты проведенных исследований И. В. Лапиной показывают, что в начальный период адаптации ребенок не имеет желания участвовать в «играх с игрушками». Незнакомая обстановка угнетает обычную активность детей. Иногда даже самые интересные игрушки не привлекают детей, это «чужие» игрушки. Ребенок тяготеет к своим любимым игрушкам. Практика показывает, что любимая игрушка, книжка с рисунками к которой ребенок привык, облегчает процесс адаптации, если ребенок приносит их с собой.

Уровень здоровья ребенка определяет характер адаптации: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания. Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни.

Подведем итоги факторы, влияющие на адаптацию детей раннего возраста:

 - на поведение ребенка откладывают отпечаток и особенности нервной системы, ее тип: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Они очень болезненно переносят любые перемены в жизни и воспитании. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя своих чувств они не выражают.

- индивидуальные различия детей. Прежде всего, следует назвать различия в условиях жизни и воспитания детей. Именно условия жизни и воспитания определяют развитие ребенка и являются его движущими силами.

 - на поведение и развитие ребенка накладывает отпечаток и состояние его здоровья. Случается, что ребенок не плачет, не выражает негативных внешних проявлений, но теряет в весе, не играет. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

 - двигательная активность детей. Одни дети подвижны, отдают предпочтение шумным играм, любят побегать, порезвиться; другие – медлительные, предпочитают спокойные игры; третьи – боязливые, сторонятся сверстников и к воспитателю на первых порах относятся с опаской или напротив, не отходят от него, видя в воспитателе своего защитника.

 - уровень развития навыков самообслуживания. Рассмотренные аспекты в ходе работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.

Первым условием для успешной адаптации детей раннего возраста является работа с родителями до поступления ребенка в детский сад. Второе условие это создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, а также правильная организация игровой деятельности направленная на формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

 

                                                                                      


 

СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Афанасьевой Н. В Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения. Методические материалы для специалистов службы сопровождения ДОУ. / Под ред. Афанасьевой Н. В., Ястребовой Г. А.. – Вологда: Изд. центр ВИРО, 2007. – 32 с.

2. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога/Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384 с.

 

 


 

Приложение 1

Приложение 2



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.