|
|||
Метод мозговой атаки. 1. Метод мозговой атакиМетод мозговой атаки Огромное количество периодически возникающих нестандартных проблем, с одной стороны, и вечное стремление человека к инновациям, с другой, объясняют многочисленные разработки методов творческого мышления.
1. Метод мозговой атаки Мозговой штурм — групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Метод является практически универсальным, т. к. позволяет рассматривать почти любую проблему в сфере человеческой деятельности. Это могут быть задачи из области организации производства, сферы обслуживания, бизнеса, экономики, социологии, уголовного розыска, военных операции и т. д. Главное условие: задачи должны быть просто и ясно сформулированы. Это интересно Метод мозгового штурма (brainstorm) создал в 30-е гг. XX в. Апекс Осбори, сотрудник рекламного агентства BB0& 0. В настоящее время существует более 50 модификаций этого метода. Для проведения мозговой атаки определяется ведущий мозгового штурма и создаются две группы: • генераторы идей — участники, предлагающие новые варианты решения задачи; • критики-аналитики — члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения. В эти группы следует отбирать людей, обладающих определенными качествами. Ведущий: требования к участнику. Задача ведущего: обеспечивать качество мозгового штурма, регулируя его ход. Полномочия ведущего: 1. Отвечать за процедуру и регламент работы (соблюдение правил). 2. Прерывать неконструктивное поведение участников — * перетягивание каната», «павлиний хвост» и др. 3. Обеспечивать психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности (должен уметь мгновенно положительно оценить любую идею). 4. Управлять процессом поиска идей (необходимо постоянно уточнять формулировки задачи, расширять поле поиска, выделять новые направления и аспекты решений, задавать новые направления поиска решений для участников). Успех мозгового штурма зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс. Генератор идей: требования к участнику. Задача генератора идей: непрерывно выдвигать идеи по поставленной проблеме или задаче. Требования к генераторам'. 1. Выдвижение большого количества идей по широкому спектру тем, основанных на новых принципах, перенос идей из различных областей, использование ярких неожиданных аналогий. 2. Использование идей, выдвинутых ранее другим генератором. 3. Генератору идей должна быть присуща вера в то, что лучшие идеи еще впереди, оптимизм. 4. Недопустимо включать в группу генераторов прирожденных скептиков и критиканов. 5. Генераторы идей должны иметь широкий кругозор, обладать способностью отходить от навязчивых идей. Типичный генератор активно выдвигает идеи по любой предложенной теме, задаче, в присутствии третьих лиц и при наличии критики. Теневой генератор активно выдвигает идеи индивидуально. Инертный генератор имеет положительную установку на творчество, но у него нет опыта, низкий уровень притязаний. Желательно иметь в группе генераторов девушек и юношей. Аналитик: требования к участнику. Задача критика-апалитшса: выявление рационального зерна в каждой предложенной к анализу идее. Требования- к аналитику: 1. Понимание специфики проблемы (задачи). 2. Способность к обобщению. 3. Ему должны быть присущи оптимизм и вера в то, что лучшая идея — это та, которая анализируется в данный момент. 4. Хорошие аналитики могут выявить новые принципы решения задачи после классификации принципов, выдвинутых генераторами. Очень часто самое ценное в мозговом штурме — новое направление поиска, а не конкретное решение. Правильно организованный мозговой штурм включает в себя три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения. 1. Предварительный этап — постановка проблемы. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Участникам рассказывается о задачах генераторов идей и аналитиков. Затем каждый пишет, в какой группе он хотел бы участвовать со своими товарищами. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего. 2. Основной этап — генерация идей. Очень важно соблюдать правила этого этапа:
• Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений, приветствуются как логичные, так и абсурдные идеи. • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. • Комбинируйте и улучшайте любые идеи. • Все идеи фиксируются (записываются на доске, на диктофон, магнитофон). 3. Заключительный этап — группировка, отбор и оценка Зоной оптимального использования мозгового штурма являются: 1. Задачи, когда мы еще не обладаем большими знаниями об объекте исследования и нужно выявить направления решения проблемы. На этом этапе мы пока не можем применить логику. Допустим, проблема возникла недавно. 2. Задачи на проектирование новой продукции, идей рекламы и т. п. 3. «Обратные» задачи («обратный» мозговой штурм): как Основной недостаток метода — малая производительность при больших затратах времени.
|
|||
|