Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Метод мозговой атаки. 1. Метод мозговой атаки



Метод мозговой атаки

Огромное количество периодически возникающих нестандартных проблем, с одной стороны, и вечное стремление человека к инновациям, с другой, объясняют многочисленные разработки методов творческого мышления.

 

1. Метод мозговой атаки

Мозговой штурм — групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Метод является практически универсальным, т. к. позво­ляет рассматривать почти любую проблему в сфере человеческой деятельности. Это могут быть задачи из области организации про­изводства, сферы обслуживания, бизнеса, экономики, социологии, уголовного розыска, военных операции и т. д.

Главное условие: задачи должны быть просто и ясно сформулированы.

Это интересно

Метод мозгового штурма (brainstorm) создал в 30-е гг. XX в. Апекс Осбори, сотруд­ник рекламного агентства BB0& 0. В настоящее время существует более 50 модификаций этого метода.

Для проведения мозговой атаки определяется ведущий мозгового штурма и создаются две группы:

• генераторы идей — участники, предлагающие новые вариан­ты решения задачи;

• критики-аналитики — члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

В эти группы следует отбирать людей, обладающих опреде­ленными качествами.

 Ведущий: требования к участнику.

Задача ведущего: обеспечивать качество мозгового штурма, регулируя его ход.

Полномочия ведущего:

1. Отвечать за процедуру и регламент работы (соблюдение правил).

2. Прерывать неконструктивное поведение участников * перетягивание каната», «павлиний хвост» и др.

3. Обеспечивать психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности (должен уметь мгновенно положительно оценить любую идею).

4. Управлять процессом поиска идей (необходимо постоянно уточнять формулировки задачи, расширять поле поиска, выделять новые направления и аспекты решений, зада­вать новые направления поиска решений для участников).

Успех мозгового штурма зависит от психологической атмо­сферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозго­вом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Генератор идей: требования к участнику.

Задача генератора идей: непрерывно выдвигать идеи по по­ставленной проблеме или задаче.

Требования к генераторам'.

1. Выдвижение большого количества идей по широкому спек­тру тем, основанных на новых принципах, перенос идей из различных областей, использование ярких неожидан­ных аналогий.

2. Использование идей, выдвинутых ранее другим генерато­ром.

3. Генератору идей должна быть присуща вера в то, что лучшие идеи еще впереди, оптимизм.

4. Недопустимо включать в группу генераторов прирожден­ных скептиков и критиканов.

5. Генераторы идей должны иметь широкий кругозор, обла­дать способностью отходить от навязчивых идей.

Типичный генератор активно выдвигает идеи по любой пред­ложенной теме, задаче, в присутствии третьих лиц и при наличии критики. Теневой генератор активно выдвигает идеи индивидуально. Инертный генератор имеет положительную установку на творчество, но у него нет опыта, низкий уровень притязаний. Желательно иметь в группе генераторов девушек и юношей.

Аналитик: требования к участнику.

Задача критика-апалитшса: выявление рационального зерна в каждой предложенной к анализу идее.

Требования- к аналитику:

1. Понимание специфики проблемы (задачи).

2. Способность к обобщению.

3. Ему должны быть присущи оптимизм и вера в то, что лучшая идея это та, которая анализируется в данный момент.

4. Хорошие аналитики могут выявить новые принципы ре­шения задачи после классификации принципов, выдвину­тых генераторами. Очень часто самое ценное в мозговом штурме новое направление поиска, а не конкретное решение.

Правильно организованный мозговой штурм включает в себя три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и прави­лами их проведения.

1. Предварительный этап — постановка проблемы. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Участ­никам рассказывается о задачах генераторов идей и аналитиков. Затем каждый пишет, в какой группе он хотел бы участвовать со своими товарищами. Происходит отбор участников штурма, опре­деление ведущего.

2. Основной этап — генерация идей. Очень важно соблюдать правила этого этапа:

 

• Главное — количество идей. Не делайте никаких ограниче­ний, приветствуются как логичные, так и абсурдные идеи.

• Полный запрет на критику и любую (в том числе положитель­ную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

• Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

• Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

• Все идеи фиксируются (записываются на доске, на диктофон, магнитофон).

3. Заключительный этап — группировка, отбор и оценка
идей. Выделяются наиболее ценные идеи, и дается окончательный
результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго,
оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы ана­
лиза и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого
этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники
понимают критерии отбора и оценки идей.

  Зоной оптимального использования мозгового штурма яв­ляются:

1. Задачи, когда мы еще не обладаем большими знаниями об объекте исследования и нужно выявить направления решения проблемы. На этом этапе мы пока не можем применить логику. Допустим, проблема возникла недавно.

2. Задачи на проектирование новой продукции, идей рекламы

и т. п.

3. «Обратные» задачи («обратный» мозговой штурм): как
ухудшить товар, процесс, услугу. Решаются эти задачи для того,
чтобы после обратного мозгового штурма найти «лишние звенья»
и исключить из процессов ненужные или вредные процедуры.

Основной недостаток метода — малая производительность при больших затратах времени.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.