|
||||||||||||||||||||||||||||||
Мурманский филиал. Профессионального образовательного учреждения. «Уральский региональный колледж». МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ. г. Мурманск, 2021Мурманский филиал Профессионального образовательного учреждения «Уральский региональный колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ
г. Мурманск, 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» - попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» – взвешивание. Родоначальником жанра эссе был французский писатель, философ Мишель Монтень (1533 - 1592). В 1580 году Монтень написал эссе, в котором поделился размышлениями о судьбе общества и человека. На русский язык название было переведено как «Опыты». Эссе - самостоятельная творческая письменная работа, по форме эссе обычно представляет собой рассуждение-размышление (реже рассуждение-объяснение), поэтому в нем используются вопросно-ответная форма изложения, вопросительные предложения, ряды однородных членов, вводные слова, параллельный способ связи предложений в тексте. Особенности эссе: - наличие конкретной темы или вопроса; - личностный характер восприятия проблемы и её осмысления; - небольшой объём; - свободная композиция; - непринуждённость повествования; - внутреннее смысловое единство; - афористичность, эмоциональность речи. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделятьпричинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
1. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЭССЕ 1. Объем эссе не должен превышать 2-х страниц печатного текста. 2. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной. 3. Необходимо писать коротко и ясно. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи. 4. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре. 5. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль. 6. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи. 7. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
2. СТРУКТУРА ЭССЕ Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: - мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т); - мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Тезис – это сужение, которое надо доказать. Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли): - вступление; - основная часть (тезис, аргументы); - заключение.
Вступление – суть и обоснование выбора темы. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ. Во вступлении можно написать общую фразу к рассуждению или трактовку главного термина темы или использовать перифразу (главную мысль высказывания), например: « для меня эта фраза является ключом к пониманию…», «поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…. ». Основная часть – ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос. В основной части необходимо изложить собственную точку зрения и ее аргументировать. Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС-формулой: П – положение (утверждение) – Я считаю, что … О – объяснение – Потому что … П – пример, иллюстрация – Например, … С – суждение (итоговое) – Таким образом, … Высказывайте своё мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом теоретических источников. Заключение, в котором резюмируются главные идеи основной части, подводящие к предполагаемому ответу на вопрос или заявленной точке зрения, делаются выводы.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты: - вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении резюмируется мнение автора); - необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы; - стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность;
Приветствуется использование: - эпиграфа, который должен согласовываться с темой эссе (проблемой, заключенной в афоризме); дополнять, углублять лейтмотив (основную мысль), логику рассуждения вашего эссе; - пословиц, поговорок, афоризмов других авторов, также подкрепляющих вашу точку зрения, мнение, логику рассуждения; - мнений других мыслителей, ученых, общественных и политических деятелей. - риторических вопросов.
Возможные лексические конструкции: • По моему мнению…; я думаю…; на мой взгляд; автор (этого высказывания), хотел сказать о том, что…; имел в виду…; обозначил проблему… • Я согласен (сна) с автором (имя, фамилия)…; не могу не согласиться…; я совершенно согласен…; я не во всем согласен…; к сожалению, я не совсем согласен с точкой зрения, (мнением, позицией)… • Это высказывание представляется мне спорным… • Правота этого утверждения очевидна (не вызывает сомнения). • Недаром народная мудрость гласит… (далее пословица, поговорка). • Конечно, существуют другие мнения…, одним из них является точка зрения философа (мыслителя и т. д. ) • В доказательство своей точки зрения (позиции…) я хотел бы привести пример из… • В связи с этим, мне вспоминается (случай, телепередача, событие…) • Завершая свое эссе (размышление), я бы хотел еще раз сделать акцент…; в завершении своего эссе я хотел бы вернуться к идее (мысли), обозначенной в эпиграфе…
3. АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ЭССЕ
1. Внимательно прочтите тему. 2. Определите тезис, идею, главную мысль, которую собираетесь доказывать. 3. Подберите аргументы, подтверждающие ваш тезис: - логические доказательства, доводы; - примеры, ситуации, случаи, факты из собственной жизни или из литературы; - мнения авторитетных людей, цитаты. 4. Распределите подобранные аргументы. 5. Придумайте вступление (введение) к рассуждению (опираясь на тему и основную идею текста, возможно, включив высказывания великих людей, крылатые выражения, пословицы или поговорки, отражающие данную проблему. Можно начать эссе с риторического вопроса или восклицания, соответствующих теме). 6. Изложите свою точку зрения. 7. Сформулируйте общий вывод.
4. ОЦЕНИВАНИЕ ЭССЕ
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|