|
|||
Термины, используемые при игре на гитаре
Аккомпанемент — музыкальное сопровождение мелодии (главной солирующей партии или голоса).
Аккорд — благозвучное сочетание трёх или более звуков, взятых одновременно.
Акцент — выделение звуков или аккордов.
Альтерация — повышение или понижение на полутон (один лад) или целый тон ступени звукоряда (ноты) без изменения её названия. Основные знаки — диез, бемоль и бекар.
Апояндо (или игра с опорой на соседнюю струну) - приём звукоизвлечения на гитаре. В нотах он обозначается знаком — V.
Аппликатура — обозначение пальцев рук в нотах.
Арпеджио — последовательное исполнение звуков аккорда.
Барре — это приём игры, при котором указательный палец левой руки прижимает не одну, а сразу несколько струн.
Вариации — распространённая в музыке форма, когда на определённую тему даны несколько её вариантов в изменённом виде (обычно на различные виды техники).
Глиссандо — исполнительский приём при игре на музыкальных инструментах, заключающийся в лёгком скольжении пальца по струне вдоль грифа без ослабевания прижима. При этом должны быть слышны все проходящие звуки. Глиссандо бывает восходящее (с нижнего звука) и нисходящее (с верхнего звука). Обозначение — gliss.
Динамические оттенки — одно из средств музыкальной выразительности, характеризующееся изменениями в громкости, плотности звучания и темпе.
Затакт — неполный такт в начале музыкального построения. Предшествует сильной доле, началу полного такта.
Интервал — расстояние между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно (друг за другом).
Ключевой знак — знак, который стоит при ключе. Действует на изменённые ноты во всех октавах.
Кульминация — высшая точка музыкального развития, момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении.
Легато — связное, слитное звучание при игре на музыкальных инструментах или при пении (на одном дыхании).
Мелизмы — небольшие, относительно устойчивые мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке, обозначаемые особыми условными знаками или мелкими нотами.
Музыкальный пульс — внутреннее биение равномерных ударов (долей) в музыкальном произведении.
Пауза — остановка или перерыв в музыкальном звучании.
Позиция — положение левой руки на грифе, позволяющее исполнить определённую последовательность звуков без смещения руки.
Размер — количественная характеристика тактового метра, указывающая число ритмических долей в такте. Обозначается в виде дроби.
Расгеадо (rasgueado) — прием игры на гитаре фламенко, когда гитарист движением пальцев правой руки, напоминающем раскрытие веера, быстро ударяет по струнам гитары, извлекая полнозвучные аккорды.
Реприза — повторение музыкального материала после его изложения.
Синкопа — перемещение акцента с сильной доли на слабую долю.
Случайный знак — знак, который стоит перед нотой в такте и действует на неё в пределах этого такта и той октавы, в которой она написана.
Стакатто — отрывистое звучание в музыке.
Такт — единица музыкального метра, образуемая чередованием разных по силе ударений и ограниченная в пространстве двумя вертикальными линейками — тактовыми чертами.
Тембр — окраска звука. Обозначения изменения тембра: sul pont. (сул понтичелло) — играть у подставки, sul tasto (сул тэсто) — играть на грифе.
Темп — скорость движения ритмических долей в единицу времени. • Медленные темпы: Adagio (адажио), Largo (лярго), Lento (ленто), Grave (гравэ). • Средние темпы: Moderate (модерато), Andante (анданте), Andantino (андантино). • Быстрые темпы: Allegretto (аллегретто), Allegro (аллегро), Vivo (виво), Presto (престо).
Тирандо (игра без опоры на соседнюю струну) — приём звукоизвлечения на гитаре. В нотах он обозначается знаком — ˄.
Фермата — остановка музыкального движения, выражающаяся в увеличении длительности звуков или пауз.
Флажолеты — частичные тоны, извлекаемые на струнных инструментах при лёгком касании пальца к точкам деления струны две, три, четыре и более частей.
Форшлаг — один из видов мелодического украшения. Различают три вида форшлагов: долгий, короткий и двойной.
|
|||
|