Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Летягина О.А. (1 курс, пнб-104)



 

Волгоградский Институт Управления филиал Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ

Реферат на тему:

Источники права в государствах Древней Месопотамии

                                                 Студент:

                                                      Летягина О. А. (1 курс, пнб-104)

                                                      Преподаватель
                      Латышев С. Н.


Волгоград -2019

Содержание:

1. Введение.

2. Законы Уруинимгины (конец XXIV в. до н. э. )

3. законы Ур-Намму (конец III тыс. до н. э. )

4. Законы Липит-Иштара (XIX в. до н. э. )

5. Законы Эшнуны (XVIII в. до н. э. )

6. Законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э. ).

 

 

1. Введение


В государствах Древней Месопотамии основным источником права стал законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства. Это было обусловлено тем, что развитие государств не стояло на месте, а также обезопасить власть от множественных переворотов и захвата власти тем или иным царем. Царское законодательство стимулировалось и относительно ранним развитием товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли. Вавилон был одним из главных центров международной торговли в древнем мире.

Первые царские надписи не были законами или реформами в прямом смысле слова. Они содержали сведения о действительных или мнимых победах царей, их благодеяниях, достоинствах. Непременным атрибутом этих апологетических надписей становится утверждение о восстановлении справедливости, о защите царем обездоленных: бедных, сирот, вдов и тому подобное.

 

2. Законы Уруинимгины (конец XXIV в. до н. э. )

Законы Уруинимгины (конец XXIV в. до н. э. ) - самые древние из известных в истории права. Эти законы не были еще вполне правовыми предписаниями, большинство правил устанавливало неюридического характера порядки в государственно-храмовом хозяйстве Лагаша, упорядочивало оплату жрецов и других слуг правителя, гарантировало держателям храмовых и государственных наделов их права на будущее на основе справедливости.

Общей социальной целью являлось поддержание древних порядков и стабильности. Для этого служили столь важные декларации о «защите вдов и сирот», об отмене разного рода долговых и продажно-закладных сделок а также оставить память о себе грядущим поколениям как о радетеле " старых порядков", " старых обычаев", в чем сказалось влияние общинной идеологии. Не будучи изложением действующих законов, первые надписи, между тем, заложили основу письменной традиции составления и обнародования законодательных повелений правителя, законов в собственном смысле слова. В законах были и правила уголовного суда о наказаниях за покушения на личность и имущество полноправных шумерийцев - в основном, штрафах.

 

3. Законы Ур-Намму (конец III тыс. до н. э. )
 

Законы Ур-Намму (конец III тыс. до н. э. ), правителя Шумера в период нового возвышения г. Ура. Они начинаются с пролога, содержащего сведения об исторических событиях, добрых деяниях царя, " установившего в стране справедливость, изгнавшего зло и раздоры".  Они заключали до 35 правил-статей касавшихся главным образом охраны брачно-семейных устоев: разрешалось невозбранно убить любовника неверной жены, допускался развод, о чем составлялся особый договор. Далее следует изложение законодательных нововведений, в частности об установлении единой системы меры и веса (гири в 1 мину и в 1 сикль и пр. ) как гарантии новых справедливых порядков: " дабы сирота не был отдаваем (во власть) богатого, вдова не была отдаваема (во власть) сильного, человек сикля (бедный) не был отдаваем (во власть) человека мины (богатого)" .

В этих законах впервые упоминалось о приниженном социальном статусе рабов: так, за попытку рабыни «равняться с госпожой» следовало весьма своеобразное наказание - промывание рта 1 кг соли. Законы карали лжесвидетельство в суде, членовредительство в драке, разного рода оскорбления. Самым древним и основным уголовным наказанием были штрафы. Некоторые правила регулировали охрану частных аграрных хозяйств.

4. Законы Липит-Иштара (XIX в. до н. э. )

 

Законы Липит-Иштара (XIX в. до н. э. ) были первым законченным сводом судебных правил. По указу правителя их даже высекли на каменной стеле, чтобы все прониклись идеей всеобщей справедливости, о которой гласило особое Введение. В своде было 43 статьи-правила, большая часть которых посвящалась особым правам и положению царских людей, найму ими рабочих. Более строго охранялась частная собственность: за кражу со взломом предписывалось вора зарыть в землю на месте преступления. Специальный условный раздел (ст. ст. 25-34
Если вторая жена, на которой он женат, родила ему детей, то приданое, которое она принесла из дома своего отца, принадлежит ее детям; дети же от его первой жены и дети от второй жены поровну поделят имущество своего отца.

Если человек женился и его жена родила ему детей, и эти дети живы, и рабыня также родила детей своему хозяину, (но) хозяин даровал свободу рабыне и ее детям, то дети рабыни не имеют права делить имение с детьми своего (прежнего) хозяина.

Если его первая жена умерла и после ее смерти он берет в жены рабыню, то дети от его первой жены являются его первыми наследниками; дети, рожденные рабыней своему хозяину, будут, как... и его дом они, ...

Если жена человека не родила ему детей, (а) гетера с публичной площади родила ему детей. он должен обепечить гетеру зерном, маслом и одеждой; дети, которых родила ему гетера, станут его наследниками, но покуда жива его жена, гетера не может проживать в доме с его женой.

Если муж отвернется от своей первой жены... (а) она не ушла из дома, то его жена, взятая им жены в качестве возлюбленной, является его второй женой; он обязан заботиться о своей первой жене.

Если (предполагаемый) зять вошел в дом своего тестя ( и если) он помолвлен, (но) потом его выгнали (из дома) и передали его жену его приятелю, они должны вернуть ему принесенные им подарки в честь помолвки, (и) тогда жена может выходить замуж за его приятеля.

Если молодой человек женился на гетере с публичной площади, (и) судьи запретили ему посещать ее, но, впоследствии он развелся со своей женой, то деньги...

(Если)... он дал ему, то после смерти отца наследники разделят поместье отца, (но) наследование поместья они не разделят; они не будут " варить в воде отцовское слово".

Если еще при жизни отец отложил брачный подарок для своего сына, (и) в присутствии отца еще при его жизни, он (сын) взял себе жену, то после смерти его отца наследником...

Если он пребывал в уверенности, что... не разделил поместья, он должен уплатить 10 шекелей серебром )

 

заключал правила, по-видимому новые, отличные от традиционных, которыми следовало руководствоваться царским судьям в брачно-семейной сфере. Разрешалось иметь двух жен, причем личные и имущественные права жены были значительными; так, ее приданое наследовали только ее дети. Развод допускался, но только через суд. Дети от рабыни по смерти господина получали свободу. Охранялась и честь женщин: за ложное обвинение в порочности  при вступлении в брак полагалось наказание в виде штрафа, наказывалось изнасилование (правда, оговаривалось, лишь в том случае, если женщина «не могла дозваться на помощь»; если она этого не делала, то считалась виноватой сама). Впрочем, регулирование того или иного вопроса было довольно случайным и только по поводу новшеств.

 

5. Законы Эшнуны (XVIII в. до н. э. )

 

 

Законы Эшнуны (XVIII в. до н. э. ) регулировали по преимуществу правила торгового оборота, даже цены на разные товары (которые, видимо, казались неизменными). Продавец товара должен быть его собственником и в случае сомнений указать происхождение вещи: представить договор или свидетелей. В этих законах впервые появляется подразделение на не вполне полноправных людей (мушкенум), связанных с дворцовым хозяйством, полноправных общинников (авилум) и рабов. Полноправные общинники защищались обычным правом. Новые же законы касались нововведений, появлявшихся ранее всего в сфере новых отношений, связанных с государственным хозяйством и дворцом.

 

Свод Хаммурапи составлялся обдуманно и по своеобразной системе. Условно его подразделяют на 282 статьи, которые можно объединить в несколько тематических разделов. Начинает текст законов особое Введение (в значительной степени повторяющее Введение из Законов Липит-Иштара). В нем Хаммурапи перечисляет свои царственные достоинства, призывая в поддержку своей власти богов, и подчеркивает цели своих нововведений: «Дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого... доставлять стране благополучие». 1-й раздел (ст. 1-5) заключал общие правила об отправлении правосудия; 2-й раздел (ст. 6-25) - правила охраны собственности царя, храмов, общин; 3-й раздел (ст. 26-41) посвящался охране имуществ, полученных от царя за службу; 4-й раздел (ст. 42-67/71) операциям с недвижимостью и охране ее от неправомерных посягательств посторонних; 5-й раздел (ст. 78/88-126) - торговым делам и неправомерным действиям, связанным с торговлей; 6-й раздел (ст. 127-195) - семейному праву; 7-й раздел (ст. 196-214) охватывал правила о наказаниях за телесные повреждения; 8-й раздел (ст. 215-282) - правила об операциях с движимым имуществом и связанных с этим нарушениях.
 На право Месопотамии так же, как и на право других древневосточных государств, заметное влияние оказывала религия, религиозная идеология. Однако это влияние не было настолько серьезным, как, например, в Индии, и саму религиозную идеологию отличал ряд специфических черт. Перечень грехов в вавилонской книге религиозных заклинаний «Шурпу» (XII в. до н. э. ) и преступлений в Законах Хаммурапи в основном совпадали. Но в представлениях вавилонян понятие греха (намеренного или ненамеренного нарушения божьей воли) и преступления имели различия.

 

 

Заключение

Для источников права Месопотамии, в том числе и для ЗХ, характерна примитивная правовая техника, казуистичность норм права, их формализм, символический характер. В них нельзя найти ни четкого понятия преступления, которое не всегда можно отделить от частного правонарушения, ни абстрактно сформулированной нормы, касающейся убийства, кражи и пр.

Нет в источниках права и обоснованной системы изложения норм: нормы уголовного права чередуются с нормами процессуальными, регулирующими имущественные отношения и пр. Однако внутренняя логика изложения правового материала присутствует и здесь. В ЗХ, например, нормы правд группируются по предметам правового регулирования, а переход от одной группы к другой осуществляется путем ассоциаций.

 

Список используемой литературы:

1. Крашенинникова, Н. Жидкова О.  История государства и права зарубежных стран:
 М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 2009.

2. Чернеловский, М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 2011.

 

3. Батыра, К. И. Всеобщая история государства и права: Учебник/ Батыра. - М.: Юристъ, 2010 г.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.