|
||||||||||||||||||
Гносеология Декарта.Рене Декарт (1596-1650) — французский математик и философ, поставивший на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Рационализм — это точка зрения рассудка (разума). Рационализм, по определению философии, - совокупность философских направлений, которые делают центральным пунктом анализа: с субъективной стороны — разум, мышление, рассудок, а с объективной — разумность, логический порядок вещей. Декарт совершил ряд крупных открытий в математике (аналитическая геометрия) и естествознании, особенно в оптике (закон преломления света) и в механике (закон инерции). Декарт – один из родоначальников философии Нового времени и классического рационализма. Основные труды. " Рассуждение о методе" (1637), " Метафизические размышления" (1641), " Начала философии" (1644). Философские воззрения. Отношение к теологии. Декарт практически ни в одной своей работе не касается проблем теологии. Все теологические исследования, в конечном счете, имеют целью спасение души. Но, как он замечает в " Рассуждениях о методе", путь на небеса одинаково открыт невеждам и образованным людям. Отсюда легко сделать вывод, который сам Декарт явно не формулирует: изучение теологии не существенно для обретения вечного блаженства. Сам же Декарт, обосновывая отсутствие интереса к теологии, делает акцент на другой широко распространенной идее: религиозные истины выше нашего понимания (они даются в Откровении, и в них надо просто верить), поэтому " я бы никогда не осмелился охватить их своим слабым рассуждением". Рене Декарт разрабатывал универсальный дедуктивный метод для всех наук исходя из теории рационализма, который предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, во многом определяющих результаты познания. Дедукция — метод мышления, при котором частные положения выводятся из общего. Основным понятием рационалистических воззрений Декарта была субстанция.
Декарта можно назвать дуалистом. В основе бытия он усматривает две различные субстанции – человеческое сознание и материю. Но, по Декарту, обе эти субстанции сотворены Богом, поэтому, строго говоря, данное учение является одним из вариантов объективного идеализма. Субстанцией Декарт называет то, что для своего существования не нуждается ни в чем другом, поэтому единственная субстанция – Бог. Тем не менее, человеческое сознание и материя характеризуются как субстанции, поскольку они, в отличие от всех остальных сотворенных вещей, для своего существования нуждаются только в " обычном содействии Бога" и не нуждаются в содействии других сотворенных объектов. Материя заполняет все пространство, т. е. пустоты не существует. Движение всегда относительно – это движение одного тела или частицы (корпускулы) относительно другого; отсюда: в мире не существует абсолютного покоя, так как относительно любого тела совершается движение других тел. Свет, тепло и другие, чувственно воспринимаемые качества Декарт относил не к свойствам самих материальных тел, а к особенностям нашего восприятия этих тел, т. е. их фигур и движений, вызывающих в нас ощущения, которые мы называем светом, теплом и т. д. Сознание и материя.
Рене Декарт предложил два принципа для научной мысли: 1. Движение внешнего мира следует понимать исключительно как механистическое; 2. Явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания. Механистически Декарт истолковывает не только неживую природу, но и живую. Организм животного – это автомат, в котором мышцы, связки, суставы выполняют роль шестеренок, рычагов и т. п. От мозга по всему телу, как нити, тянутся нервы, через них осуществляется воздействие предметов внешнего мира на мозг, и через них передаются команды мозга мышцам. Но с помощью механики невозможно объяснить деятельность мышления, и это одна из причин того, почему Декарт считал сознание особой субстанцией. Резкое противопоставление тела как механизма сознанию (душе) поставило перед Декартом сложную проблему их взаимосвязи у человека. Он попытался решить ее механистически, утверждая, что данные органов чувств (механические воздействия) передаются сознанию в шишковидной железе. Научное познание мира должно быть основано на использовании строгих методов, что позволит нам перейти от случайного нахождения отдельных истин к их систематическому и целенаправленному " производству". Декарт основное внимание обращал на деятельность человеческого разума, на поиск правил, по которым должен действовать человеческий ум. В книге " Правила для руководства ума" он предлагает 21 такое правило, в " Рассуждении о методе" сводит их к четырем. Правила для руководства ума: Первое правило. Считать истинами лишь то, что с очевидностью признается мною таковым, т. е. тщательно избегать поспешности и предубежденности и принимать в свои суждения только то, что представляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения. Второе правило. Разделить каждое из рассматриваемых мною затруднений на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения. Третье правило. мыслить по порядку, начиная с предметов простых и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных. Четвертое правило. Составлять всюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустил. Первое правило есть одновременно и последнее: с него все начинается и все им заканчивается. Но что может считаться абсолютно ясным и очевидным, не вызывающим никаких сомнений? Наши чувства временами нас обманывают. Значит, можно предположить, что ничто в мире не является таким, каким нам представляется. Сомнение полезно и необходимо, оно – обязательный этап на пути к истине. Сомневаться можно во всем, но для этого все-таки необходимо, чтобы существовал тот, кто сомневается, думает, размышляет. Отсюда, как совершенно очевидный и бесспорный, выводит Декарт свой знаменитый тезис: " Мыслю, следовательно, существую". Абсолютная очевидность данного тезиса для нашего ума делает его образцом тех истин, которые могут считаться настолько ясными и отчетливыми, что не вызывают никаких сомнений. С другой стороны, именно очевидность идеи для ума оказывается высшим критерием истины. В уме человека Декарт выделяет три вида идей.
Врожденные идеи содержатся в человеческом уме в свернутом виде, как зародыши. Важнейшей среди них является идея Бога как бесконечной, вечной, неизменной, независимой, всезнающей субстанции, породившей человека и весь мир. Благость Бога есть гарантия того, что и человек – Его творение – способен познавать мир, т. е. те идеи, которые Бог вложил при сотворении в мир как фундаментальные законы бытия. Эти же идеи, и в первую очередь математические законы и аксиомы, Бог вложил в сознание человека. В уме человека, занимающего наукой, они разворачиваются и становятся ясными и отчетливыми. При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе. Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском). Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. Список литературы. 1. Большаков А. В., Грехнев В. С., Добрынина В. И. Основы философских знаний. Учебное пособие. М., 1994 2. Владимиров А. А., Зеленов Л. А. Основы философии. Учебное пособие, Н. Новгород, 1998 3. Волчек Е. З. Философия. Пособие для студентов. Минск, 1995 4. Радугин А. А. Философия. Курс лекций, М., 2001 5. Спиркин А. Г. Философия. Учебник. М., 2001
|
||||||||||||||||||
|