ВИТЯЗЬ ПОДВОДНЫХ ГЛУБИН
Летом 1914 года в глухом, заброшенном в степях Самарской губернии поселке Степная Шантала поползли слухи: «Быть войне с немцем». Вернувшиеся с заработков из Самары плотники рассказали, что в городе полно толков об убийстве в Сербии австрийского престолонаследника Франца Фердинанда, за что австрияки грозят войной, а с ними в дружбе немцы, ну а если немец полез, быть войне. И невдомек было шанталинским мужикам, что дело вовсе не в Фердинанде, а в том, что империалисты Германии, Англии, Франции и России давно точат зубы и готовы вцепиться друг другу в глотки, чтобы урвать для себя пожирнее кусок земли, вытеснить соперника и поделить уже поделенный мир. 17 июля в Шантале стало известно, что в России объявлена всеобщая мобилизация. Вместе с односельчанами уходил на войну Алексей Видяев. Поцеловав в последний раз своего первенца двухлетнего Федю и наказав жене беречь сына, Алексей зашагал на призывной пункт. Три года он провалялся в окопах, наступал и отступал и, наконец, сраженный тифом, зимой 1917 года, полуживым был уволен из армии. Октябрьскую революцию Алексей Васильевич Видяев встретил в Новониколаевске (ныне Новосибирск), куда, вернувшись с фронта, уехал работать на железную дорогу.
Отец Федора Алексеевича Видяева Алексей Васильевич
Рабочим пришелся по душе серьезный, молчаливый фронтовик, и они избрали Алексея Васильевича своим депутатом. На транспорте Алексей Васильевич стал коммунистом и по решению партии в 1921 году вместе с семьей едет в Мурманск. Три года белогвардейцы и английские интервенты хозяйничали в Заполярье. 13 марта 1920 года последний белогвардеец был выброшен с Кольского полуострова, и нужна была большая хозяйственная работа по освоению края, строительству дорог, новой жизни. Для решения этой задачи партия направила сюда своих лучших представителей. Видяевы поселились в небольшом деревянном домике на окраине Мурманска. Семья стала большой: пятеро детей, старший — девятилетний Федя. Осенью 1921 года Федя пошел учиться в третий класс. Скоро семья переехала с отцом на станцию Имандра: здесь строители прокладывали дорогу сквозь заполярные леса. Красив Север своей скромной, но чарующей душу природой. И мальчик всем сердцем полюбил суровый заполярный край. А когда отец подарил ружье, радости не было предела. Теперь Федя днями пропадал в лесу. После окончания строительства железной дороги в Имандре семья вернулась в Мурманск. В школе Федя учился хорошо. Его увлекали книги о кругосветных мореплаваниях, флотоводцах. Всегда простой, ласковый, сердечный, Федя заботливо относился к своим младшим сестренкам, помогал матери по хозяйству.
Мать Федора Алексеевича Видяева Анастасия Васильевна
Зимой учеба, а летом — к морю, на залив. И сколько раз сжималось сердце матери, когда ее Федя вместе с ватагой таких же, как он, пускался в путешествие по заливу на рыбачьей лодке, в прочности которой давно усомнились бросившие ее хозяева. Окончив среднюю школу, Федя, следуя своей давней мечте, поступает матросом на рыболовный сейнер Севгосрыбтреста Мурманского рыбпорта. Два года матросом на рыболовецком сейнере — это, пожалуй, достаточный срок, чтобы с уверенностью сказать, что Федя прошел хорошую морскую школу и стал заправским моряком.
Матрос рыболовецкого сейнера Федя Видяев
Здесь он вступил в комсомол, а через год стал комсомольским вожаком своего небольшого экипажа. Как-то летним августовским днем 1932 года Федя прибежал домой радостный и возбужденный. Лицо сияло от счастья: по путевке Мурманского обкома комсомола его направляли учиться в Ленинград, в Военно-морское Краснознаменное училище имени М. В. Фрунзе. Ленинград пленил юношу. Здесь все было необычайно красиво, строго, величественно: Медный всадник, памятник мореплавателю Крузенштерну, гранитные набережные, Нева, Ростральные колонны, Зимний дворец... В училище все говорило о славной истории российского флота. Основанная в 1701 году в Москве, Навигацкая школа положила начало подготовке офицеров для русского флота. Позднее школа была преобразована в Академию морской гвардии, находящуюся уже в Петербурге в специально построенном здании. Затем Морская академия была преобразована в Морской кадетский корпус. С волнением Федя ходил по училищу: Адмиральский коридор, Компасный зал,
Картинная галерея, Зал Революции... Когда-то по этим коридорам и залам гардемаринами ходили Ф. Ф. Ушаков, П. С. Нахимов, Д. Н. Сенявин, И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский, Ф. Ф. Беллинсгаузен, Г. И. Невельской, В. А. Римский-Корсаков и его младший брат, ставший знаменитым русским композитором... Здесь, в Зале Революции, выступал Владимир Ильич Ленин. Сразу после революции училище стало готовить командиров для Рабоче-крестьянского Красного флота, которому нужны были грамотные, овладевшие современной техникой командиры. Федя подал заявление на факультет штурманов-подводников. Первый учебный год прошел в напряженном труде: сказался двухлетний перерыв в учебе. Но Федор был настойчив и первый курс училища закончил успешно. Летнюю практику проходили на учебном корабле «Комсомолец» (бывший «Океан» участвовал в Цусимском сражении, и это имя, четко выписанное на кнехтах, сохранилось и в наше время). Для многих поколений училища имени М. В. Фрунзе, других военно-морских училищ «Комсомолец» был первым военным кораблем, на палубе которого курсанты делали первые шаги, стояли первую ходовую вахту, прокладывали свой первый курс на учебной карте, еще неуверенной рукой сажали звезды на горизонт.
Федор Видяев — курсант Краснознаменного военно-морского училища им. М. В. Фрунзе
|