Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МОНОПОЛИЯ



 

№1. ВОСПРОИЗВОДСТВО КАПИТАЛА - постоянное возобновление капитала.

формы: простая (сколько получили, столько и произвели. Не растет производство

расширенная (возникает прибавочная стоимость к новому товару. Пример: человек произвел хлеб, в стоимость его включается также перевозка, сама работа и т. д.

 

  Концентрация капитала, процесс укрупнения индивидуальных капиталов за счёт капитализации части прибавочной стоимости. Приводит к возрастанию доли наиболее крупных капиталов в совокупном общественном капитале. К. к. зависит от ряда причин. Во-первых, при данном уровне техники и существующей норме прибавочной стоимости масса последней определяется числом одновременно эксплуатируемых рабочих, которое в свою очередь зависит от величины капитала. Капиталист может увеличивать массу присваиваемой прибавочной стоимости не иначе, как увеличивая размер своего капитала. Во-вторых, с развитием капитализма и ростом уровня техники возрастает минимальный размер индивидуального капитала, который требуется для ведения предприятия. В-третьих, конкуренция и тенденция нормы прибыли к понижению заставляют предпринимателя увеличивать свой капитал. Концентрация — основа притяжения капиталов, их централизации.

 

МОНОПОЛИЯ

(monopoly) Рыночная структура, при которой на рынке присутствует только один продавец. О естественной монополии можно говорить, если эксклюзивное положение монополиста является результатом либо исключительного права на обладание некоторым ресурсом, либо настолько большой экономии на масштабах производства, что после того, как на рынке обосновалась данная фирма, доступ конкурентов становится невозможен. Установленная по закону монополия существует в тех случаях, когда доступ конкурентов запрещен законом.

 

 

Монополистическое ценообразование. Экономика знает несколько форм обеспечения выгод от монопольного контроля рынка за счет регулирования цен в интересах фирм-монополистов. Использование этих способов зависит от типа конкуренции на рынке: одно дело, если на рынке сложилась ситуация чистой монополии, и совсем другое, если это олигополь- ный рынок, то есть на нем сосуществуют несколько крупнейших фирм. При чистой монополии фирма, контролирующая рынок, обычно устанавливает на свои товары более высокие цены, чем могли бы сложиться в условиях чистой (совершенной) конкуренции. Это не означает, что такая фирма вообще устанавливает самую высокую цену из всех возможных: такая коммерческая политика отнюдь не является наиболее разумной. Поскольку целью фирмы является получение наибольшей суммы прибыли, то фирма-монополист подбирает такое сочетание цены и объемов производства (величину предложения) товаров, при котором и достигается эта цель. И как правило, это означает появление на рынке меньшего количества товаров и с ценами более высокими, чем в условиях чистой конкуренции. Кроме того, пользуясь своей абсолютной властью над рынком, чистый монополист обычно пытается осуществлять ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация — коммерческая практика, связанная с продажей одного и того же товара разным покупателям по неодинаковым ценам. Ценовую дискриминацию надо отличать от дифференциации цен — явления нормального, если оно оправдывается различиями в качестве или условиях продаж товара (размер закупаемой партии, скорость оплаты, условия доставки и т. д. ). Напротив, ценовая дискриминация возникает в том случае, когда разница цен не имеет объективной экономической основы. По-иному складывается картина монополистического ценообразования на олигопольном рынке. Здесь наиболее частой формой нарушения нормальной работы рыночного механизма ценообразования являются монопольные сговоры о ценах. Наиболее распространенными формами таких сговоров являются:
1. Корнер для ринга — способ, придуманный немецкими купцами еще в XVI в. Смысл этого метода прост — купцы или производители заключают тайное соглашение (" ринг", что по-немецки означает " кольцо" ) о скупке (" корнере", что по-английски означает " угол" ) или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники " ринга" получают повышенный доход. Например, в 1931 г. участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Скупив огромное количество олова и создав на него ажиотажный спрос, вызвавший в свою очередь резкий рост цен, участники " корнера" год спустя распродали свои запасы металла с огромной прибылью.
2. Картель — метод, состоящий в заключении соглашения между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из членов картеля. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.
3. Лидерство в ценах — наиболее труднодоказуемый вид монопольного сговора о регулировании цен, поскольку он обычно не оформляется никакими документами. Суть метода состоит в том, что одна из крупнейших фирм становится как бы негласным " дирижером цен": когда она меняет условия продаж своих товаров, то остальные фирмы сразу же следуют в ее фарватере, лишая покупателей выбора. Очевидно, что эти и другие формы монопольного диктата в области ценообразования ущемляют права покупателей. Более того, экономическое поведение монополий часто означает снижение эффективности использования ресурсов производства и замедление движения человечества к более высоким уровням благосостояния. И потому государство во многих странах ставит преграды на пути подобного экономического поведения, защищая конкуренцию.

 

 

№2. Маржинализм (фр. marginalisme, от лат. margo (marginis) — край) — направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости; возникло в 70-е гг. XIX века в форме т. н. «маржинальной революции». Основателями школы (The Revolutionaries) являются К. Менгер, У. С. Джевонс и Л. Вальрас. Основными предшественниками данного направления (Main Proto-Marginalists) считаются французские ученые О. Курно и Ж. Дюпюи, а также немцы И. фон Тюнен и Г. Госсен. Основной причиной возникновения маржинализма считается необходимость поиска условий, при которых данные производительные услуги распределялись бы с оптимальным результатом между конкурирующими направлениями использования. Подобная смена парадигмы экономической теории, в свою очередь, была обусловлена бурным развитием промышленности и прикладных наук.

Важнейшие элементы маржинализма как направления финансовой науки:

1) Использование предельных величин.

2) Субъективизм, т. е. подход, при котором все экономические явления исследуются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта.

3) Гедонизм хозяйствующих субъектов. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

4) Статичность. Изучение использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в данный момент времени.

5) Ликвидация приоритета сферы производства, характерного для экономического анализа классиков.

6) Восприятие рыночной экономики как равновесной системы.

 

М. рассматривает экономику как взаимодействие индивидуальных хозяйств. Исследование законов её функционирования М. основывает на анализе экономического поведения хозяйствующего субъекта в процессе производства и на рынке. Это даёт ему возможность использовать количественные методы, в частности анализ функциональной связи между исследуемыми факторами (например, зависимость спроса на товар от его цены, цен других товаров, дохода потребителя; влияние различного соотношения затрат труда и капитала на его производительность и др. ), а отсюда и понятие предела функции (предельная полезность, эластичность спроса, предельная производительность факторов производства). Конкретный математический аппарат предельного анализа был разработан экономистами математической школы.

Задача маржинализма - исследование закономерности экономических процессов на основе использования предельных величин. Соответственно все основные категории в маржиналистской теории основаны на применении количественного анализа. Это такие категории, как предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность.

 

№3. Джон Ме́ йнард Кейнс, 1-й барон Кейнс CB (англ. John Maynard Keynes, 1st Baron Keynes, 5 июня 1883(18830605), Кембридж — 21 апреля 1946, поместье Тилтон, графство Суссекс) — английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории. Возникшее под влиянием идей Джона Мейнарда Кейнса экономическое течение впоследствии получило название кейнсианство. Считается одним из основателей макроэкономики как самостоятельной науки. В 1913 вышла в свет первая книга К. — " Денежное обращение и финансы Индии". В 1915—19 К. сотрудник британского казначейства, в 1919 главный представитель британского казначейства на Парижской мирной конференции. В работе " Экономические последствия Версальского мирного договора" (1919, рус. пер. 1922), принесшей ему мировую известность, выступил с критикой экономической политики стран-победительниц, которая усиливала послевоенную дезорганизацию хозяйства и закладывала предпосылки новой войны в Европе. По словам Ленина, К. в своей книге "... пришел к выводам, что Европа и весь мир с Версальским миром идут к банкротству" (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 41, с. 219). Средство спасения капитализма в послевоенной Европе К. видел прежде всего в стабилизации капиталистической экономики. В последующие годы К. опубликовал ряд работ, посвященных рассмотрению этой проблемы, — " Пересмотр договора" (1922), " Трактат о денежной реформе" (1923), " Трактат о деньгах" (1930). В 1941 К. стал одним из директоров Английского банка, принимал активное участие в разработке и осуществлении экономической, прежде всего финансовой политики британского империализма. В своём основном сочинении " Общая теория занятости, процента и денег" (1936, рус. пер. 1948) сформулировал принципы экономической политики буржуазного государства, направленные на укрепление господствующих экономических и политических позиций монополистического капитала.

Микроэкономическому подходу Кейнс противопоставил макроэкономический метод исследования, т. е. исследование зависимостей и пропорций между совокупными народнохозяйственными величинами — национальным доходом, сбережениями, инвестициями, рыночным спросом и потреблением, — определяющими эффективный спрос. В его теории именно эффективный спрос диктовал уровень использования производственных ресурсов, а, следовательно, и уровень национального продукта (дохода). Установленные Кейнсом функциональные зависимости между этими величинами доказывали, что экономика может в течение длительного времени находиться в состоянии «равновесия с неполной занятостью». Отсюда были сделаны выводы о необходимости регулирования ключевых экономических параметров, образующих эффективный спрос, с помощью финансовых инструментов, то есть кредитно-денежной и бюджетной политики правительства.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.