Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РЕФОРМАЦИЯ. 



           Эпоха реформации  конкурирует с эпохой Возрождения и частично совпадает с ней по историческому времени. Один из выдающихся его представителей, Эразм Роттердамский, вел дискуссию с начавшим Реформацию Лютером (1483-1546) и был побежден, хотя аргументы Лютера, казалось, совершенно не укладывались в разум. Победа была обусловлена тем, что он выражал национальную идею и нашел мощную социальную опору в лице ущемленного немецкого бюргерства.

  Католическая церковь к 16 в. потеряла  авторитет  - индульгенции, нейтрально нравственное отношение к труду как таковому - ценился не сам труд, а  лишь завещание Богу его результатов, пожертвования церкви, благотворительность. Идея труда как средства спасения, возникшая было в средневековье, отодвинулась на задний план созерцательной установкой схоластики и интеллектуализмом эпохи Возрождения. Поворот Лютера к учению Аврелия Августина выглядит не случайным. Взял у него идею предопределения. Ее можно проследить в манихейской религии (которой он придерживался в начале жизни ). Идеи Августина вошли в историю развития христианской доктрины под названием «Теология воли». Суть – в предельно сильном акценте, сделанном на теоретическом осмыслении утверждения о произвольности божественного творения мира. Бог рассматривается как существо, не только творящее мир, но и постоянно контролирующее все процессы, происходящие в сотворенном, поддерживающее их своими энергиями и способное неожиданно ( чудесным образом) изменить моральную позицию человека, дать ему прозрение и спасение. Сам Августин в « Исповеди» неоднократно подчеркивает божественное воздействие на собственную душу, приведшее его к отказу от идей манихейства и принятию христианства.   В схоластике, в теологии разума, напротив, утверждается, что человеческий мир развивается по собственным законам. Вмешательство  же божества возможно как чудо,  нарушающее нормальное развитие событий.                                                       В условиях позднего средневековья возникает ощущение неустойчивости бытия. Бремя поборов, угрозы со стороны мусульманского мира, эпидемии чумы создают представление о самом факте существования человека как о некотором чуде. Случайные факторы начинают существенным образом влиять  на индивидуальные судьбы, и все это воспринимается как произвол божественной воли. Поскольку творение вселенной не есть естественная необходимость, а вызвано свободным решением Бога, оно есть чудо. И надо постоянно удивляться этому чуду творения.                                                                     Через идею божественной воли Лютер вводит представление  о предопределении. Это мрачная, пессимистическая – одни люди от рождения предопределены к гибели , не могут избежать уготованной им дороги в ад, и усилия, направленные на изменение собственной судьбы оказываются тщетными. Другие избраны для вечной жизни. Но никто точно не знает - избран он или нет. Подтверждение можно найти только в успехе своей земной деятельности и  реализации своего призвания. Человек, согласно Лютеру, не должен стремиться изменить свое социальное положение, ведь подтверждать его избранность может успех любого труда. Даже последняя служанка, хорошо выполняющая свое дело, может получить через это подтверждение собственной избранности. Кальвин, сторонник более радикальной реформации, считал, что человек может выйти за пределы отведенной ему при рождении сферы бытия. Бытие под благодатью  развивается как приводящее ко  все новым успехам. Связь с развитием капиталистической формации очевидна.

 Лютер защищал гораздо более умеренные позиции. Он выступил против секуляризации церковных земель, предлагаемой Мюнцером, и возглавил борьбу против него, заявив, что принимает на себя всю пролитую при этом кровь и лично он, Лютер, ответственен за это перед Богом.  

Поведение Лютера как пророка, чувствующего Бога в своей душе, вызвало решительный протест со стороны Эразма Роттердамского. Эразм говорил, что ветхозаветные пророки творили чудеса, и поэтому им верили, а Лютер не творит чудес и не собирается этого делать, но осмеливается утверждать, что действует от имени Бога. Тем не менее, именно последнее, умение принять ответственность на себя, привело к возвышению человека, несмотря на провозглашенное реформатором человеческое ничтожество перед лицом Бога. Именно умение принять ответственность на себя, пусть и со ссылкой на руку Бога, привело к выходу на историческую арену независимой   личности,  опрокидывающей устои старого общества  и даже сказалось на позиции ученого нового времени, отвергающего старые авторитеты.

 Принцип личной веры, индивидуального общения со святым духом   требовал существенного изменения христианской доктрины. Прежде всего - в таинстве евхрастии. Святые дары, вкушение хлеба и вина как тела господня приобретали чисто символическое значение. Решительно отвергается идея, что вино и хлеб во время таинства превращаются в реальное тело Христа, объединяющее верующих вокруг церкви. Всякие реликвии имеют смысл в связи с отношением к ним людей, а не со способностью этих предметов передавать божественную благодать. Т. е. идея того, что храмы могут как-то перераспределять божественную благодать, обеспечивать спасение за пожертвование (тем более за индульгенции) решительно отвергается. Пространство в протестантской доктрине не имеет особых сакральных точек. Сакральным становится все.

Эразм Роттердамский   также возражал против идеи Лютера о предопределении. - она обесценивала моральные усилия. (Аргумент очевиден, но он не сработал в полемике с Лютером). - Каждый надеется быть  избранным  и поэтому не хочет по собственной воле нарушать моральные требования без всякой причины, когда они представляются необходимыми для высшей справедливости, на которую может указывать Бог, находящийся  в душе (Как это было у Лютера в ситуации его борьбы с Мюнцером) Идея    избранности сочетается в протестантизме с идеей призвания, успешная  реализация которого служит подтверждением избранности.

 В ходе эволюции протестантизма идея призвания полностью вытесняет  идею   избранности, занимая очень важное место в протестантской идеологии. Р. Бакстер на вопрос, «Стоит ли отказываться от активной жизни, удаляться от мира? » ответил: « Благодать станет заметной и видимой, если вы чувствуете к этому призвание … Какое наслаждение испытывали изобретатели морской карты, книгопечатания от своих изобретений! »  Т. е. с самого начала в протестантизме заключена идея о самоценности  земного бытия и о том, что благодать должна быть добыта собственными усилиями. Но этот вывод не является прямолинейным, он как бы замаскирован под общим слоем религиозных представлений, постоянно подчеркивающих ничтожество человека перед лицом Бога. Социокультурные основания подобных религиозных представлений связаны с тем, что в эпоху становления капитализма человек приобрел большое могущество в преобразовании природы, не был в такой степени, как человека средневековья зависим от стихийных сил. Но  появилась зависимость  от стихии социальных отношений.  (Неожиданные банкротства и возвышения, зависимость от товарно-денежных  отношений – способствовали  распространению  идеологии, в которой земное бытие полагалось   ничтожным и  зависимым от  посторонней воли. Расширение возможностей  в  овладении природой всегда оборачивается новыми зависимостями  от ее капризов. Человек оказался способным переплыть океан, победить сопротивление народов, населявших колониальные владения, владения, но  его жизнь по-прежнему зависела от многих случайностей. (Золотая лихорадка- создавала такую обстановку, что все зависело от случая, вроде опрокинутой лодки). В таких условиях человек просто не мог оставаться наедине с самим собой, без надежды на помощь всемогущего Бога.  

Самая точная характеристика  учения дана Л. Фейербахом: «Гимн Богу и пасквиль на человека. Но оно является нечеловеческим только в зачине, а не в развитии, в предпосылках, а не в следствиях, в средствах, а не в цели. То, что Лютер отнял у тебя, как у человека, он возместил тебе в Боге, притом сторицей. »                                                                                                                          По сравнению с эпохой Возрождения, в Реформации возрастает представление о серьезности бытия. Игровые интерпретации, связанные с представлениями о неопределенности человека как субъекта жизнедеятельности, вытесняются однозначно серьезным отношением человека к выполняемой работе, ведь она служит критерием для подтверждения избранности Богом, дает надежду на спасение и вечную жизнь. Именно такое серьезное отношение к миру, объединяющее  людей принципиально одной моралью, несмотря на то, что они выполняют разные виды деятельности, оказывается отвечающим новому, капиталистическому элементу жизни – распространению всеобщего обмена, в котором есть всегда универсальный масштаб – а именно – заложенный в обмене экивалент.

                        

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.