|
|||
Рационализм.Рационализм. Рационалисты признавали основойпознания разум, мышление, считая разум главным источником достоверного знания. Крупнейшим представителем рационализма был Рене Декарт (1596-1650). Декарт с 1604 по 1612 гг. воспитывался в иезуитском колледже, затем – в уединении в предместье Сен-Жермен занимался геометрией. Был философом, математиком, физиком, основоположником геометрической оптики, аналитической геометрии. В психологии выдвинул идею условного рефлекса. Опирался на достижения научного естествознания, тесно связывая развитие науки и философии. В работе « Рассуждение о методе » обращается к интересному методологическому приему, основывая свои суждения на сомнении. Сомнение доказывает существование мышления, а мышление – реальность кого-то, кто мыслит. Cogito ergo cum (Я мыслю, следовательно, я существую). Сомнение разрушает мнимое знание с целью обрести путь к достоверному. Декарт полагал, что в познании главную роль играют не ощущения, а разум. При этом он считал, что существуют некие врожденные идеи, истины (математические аксиомы). Но это не готовые сформулированные истины, а предрасположенность ума к основным аксиомами и положениям. Среди врожденных идей – идея Бога, обладающая наибольшей реальностью и значимостью, чем все идеи. У всего происходящего есть причина. Если мы уверены в реальности происходящего, то можем не сомневаться в реальности причины. Первопричина существования – Бог. Если совершенный Бог существует, невозможно, чтобы он нас обманывал. Следовательно. материальное существует, и существование чувственно-материального мира так же достоверно. Таким образом был обоснован дуализм философии Декарта Дуализм – это философская теория, допускающая в любой данной области два независимых и несводимых друг к другу начала (в данном случае – душа и тело ). Вторая часть работы посвящена методу познания (эта тема была особенно важна для Декарта. Он формулирует систему правил: 1. Никогда не принимать за истину ничего, что не признал бы таковым с очевидностью, избегать поспешности и предубеждения. 2. Делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. 3. Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, восходя к познанию наиболее сложных. 4. Делать повсюду перечни и всеохватывающие обзоры Сделав ставку на разум. Декарт, в противовес эмпиризму, оптимальным методом познания считает восхождение от очевидных общих и простых идей к идеям сложным. В противовес бэконовской индукции выдвинул дедукцию (deductio-выведение ) - выведение частного из общего, движение мысли от общего положения к особенному. Но здесь декартовский рационализм столкнулся с вопросом: откуда берутся наиболее общие идеи? Что является первоначалом познания, которое должно характеризоваться ясностью и очевидностью? По Декарту, это первоначало обеспечивается интуицией, которая представляет собой « не веру в шаткое свидетельство человеческих чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения », а есть отчетливое « прочное понятие ясного и внимательного ума, порожденное лишь естественным светом разума». Интуиция - это не результат познания, а его начало. Она является исходным пунктом дедукции одного понятия из другого. Первоначало составляет о снование первого суждения. Ну а дальше дело логической техники, обеспечивающей движение от понятия через суждение к умозаключению, к открытию закономерности исследуемого объекта. Поскольку дедукция отличается от интуиции опосредованностью при выведении истины, Декарт обращает внимание исследователя на необходимость соблюдать определенные правила, в первую очередь, поступательность и непрерывность. Достаточно пропустить единственное звено, и рушится вся цепь, и становится невозможным то вывод, ради которого она была задумана. Опытное знание, в соответствии с теорией Бекона, было по существу сведено к роли практического индикатора, выявляющего э ффективность рационального фактора. Дедуктивный метод Декарта опирается на интуицию, результат которой обретает статус аксиомы. Но интуиция не всегда представляет собой прямой путь к истине, она может быть и дорогой к заблуждению. Это понимал и Декарт, вводя в свою методологию принцип сомнения. Сомнение одной стороной направлено против всякой веры, а другой стороной ориентировано на поиск наиболее очевидного и достоверного. Как основоположник рационализма, Декарт уравнял все вещи мира перед человеческим интеллектом. Принципы природы он перенес из объективного мира в человеческий разум. Это позволило исключить природное неравенство вещей и применить к их познанию количественную характеристику, математические методы. Философия Декарта выступила методологическим основанием математизации естествознания, его моделирования. Рационалистический метод Декарта получил развитие в философии Блеза Паскаля (1623-1662 ), хотя он и был его оппонентом по ряду вопросов. В сочинении «Мысли» Паскаль попытался объективно оценить возможности дедуктивного метода. С помощью этого метода, - считает ученый, - можно получить истины, которые невозможно обрести в опыте. Но дедуктивный метод требует особого искусства и внимания, определения и доказательства исходных посылок, дабы избежать всякой неясности и двусмысленности. Доказательство составляет суть аксиоматико-дедуктивного метода. Оно предполагает наличие «первичных терминов-аксиом», которые спасают ум от дурной бесконечности оснований и следствий. Это пространство и время, движение, число, равенство, то есть те понятия, которым принадлежит наивысшая очевидность. По сути, эти понятия и есть продукт декартовской интуиции. Но, в отличие от Декарта, Паскаль уточняет: «Мы познаем истину не только разумом, но и сердцем, и если в процессе познания мы ограничиваемся только ставкой на разум, то мы, как правило, обречены впасть в заблуждение, ибо разум слишком императивен, ему не достает искренности сердца. Последнее не соприкасается с искусством убеждения. Оно стоит по ту сторону природы, а потому слышит голос трансцендентного. «Подлинная истина доступна лишь Богу. Человек же как телесное существо осужден лишь на понимание относительной истинности. Облеченный в телесную оболочку человек с трудом удерживается на грани двух бездн – бездны бесконечности и бездны небытия. Человек претендует быть покорителем природы, но он не должен поощрять свою гордыню, ибо от людского взора скрыто непроницаемой тайной начало и конец мироздания, он улавливает лишь видимость явлений, ибо не способен познать ни их начало, ни их конец. Величие человека тем и велико, что он сознает свое ничтожество (дерево свое ничтожество не сознает)… Человек не ангел, но не животное. Некоторые люди тщетно пытаются погасить в себе страсти, чтобы приблизиться к ангелам. Другие же хотят отказаться от разума, и на этом пути уподобляются тупым животным – совсем уж позорная жизнь. Между тем при неизбежной двойственности человеческой природы нужно развивать в себе естественную потребность в мышлении. Только на этом пути можно преодолеть ничтожество и усилить величие человека, данное ему в мысли... Человек как «мыслящий тростник» - одно из наиболее слабых творений природы. Но это создание природы благодаря мыслительной способности становится «чудом, способным объять всю вселенную».
|
|||
|