Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Претворение жанра баллады в песне Ф. Шуберта «Лесной царь»



 

 

Претворение жанра баллады в песне Ф. Шуберта «Лесной царь»

Жанр баллады пришел в музыку из литературы. Баллада родилась на основе фольклорных источников. Так называли драматическую песню на историческую, легендарную или фантастическую тему. В музыкальной балладе повествовательность сочетается с картинностью изображения, драматичностью выражения чувств.

Создателем вокальной баллады считается Франц Шуберт. Он ещё в конвикте увлекался балладами немецкого композитора конца XVIII века И. Р. Цумштега (1760 -1802), а также поэзией Гёте. Стихи Гёте волновали, пленяли фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано на слова великого немецкого поэта.

Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет. Это произведение, в котором ярко проявилось романтическое влечение к необычному, к сказочным образам, к сюжетам, где реальное неотделимо от вымышленного. Баллада рисует фантастическую картину: здесь и таинственный, ночной лес, и мчащийся на коне отец с умирающим ребёнком на руках, и грозный лесной царь, завлекающий в своё страшное царство бредящего ребёнка.

Фантастическим образам баллады соответствует композиция, которая подчинена развёртыванию сюжета и опирается на форму рондо. Рефреном являются возгласы отчаяния ребенка, а эпизодами – обращения к нему Лесного царя. Текст от автора образует вступление и заключение баллады.

У каждого из героев баллады своя музыкальная характеристика. В мелодии рассказчика преобладают аккордовые звуки, ходы на кварту, квинту, что придает ей декламационный характер. ПРИМЕР - «кто скачет, кто мчится»

Напряжённость, ужас, мольба звучат в словах ребёнка. Его взволнованные малосекундовые интонации контрастируют напевным фразам Лесного царя. . ПРИМЕР - «родимый лесной царь в глаза мне сверкнул»

Возгласы ребенка проводятся троекратно с постепенным повышением тесситуры голоса и тональности (g-moll, a-moll, в-moll), как следствие – возрастает драматизм. Последний раз возглас ребенка звучит с предельным напряжением. ПРИМЕР – «родимый л. ц нас хочет догнать»

В речах Лесного царя слышится вкрадчивость. Его фразы звучат в мажоре (I эпизод – в B-dur, 2-й – с преобладанием C-dur). ПРИМЕР –«дитя оглянися младенец ко мне». Третье проведение эпизода и рефрена изложено в одной муз. строфе. Этим также достигается эффект драматизации (контрасты сближаются).

В создании единства сквозной формы наряду с постоянным темпом, четкой тональной организацией с центром g-moll особенно велика роль фортепианной партии. Сопровождение с его остинатным триольным ритмом пронизывает балладу и скрепляет все части целого. Оно объединяет изобразительное и выразительное начало - подражает топоту коня, скачке, а также передает возбужденное состояние всех героев баллады. ПРИМЕР

Триольное движение останавливается лишь перед заключительными словами автора: «Ездок подгоняет, ездок доскакал, В руках его мёртвый младенец лежал».

Т. О. баллада «Лесной царь» благодаря яркости образов является одним из самых впечатляющих произведений Шуберта. Черты баллады проявляются в ней: 1. Через фантастический сюжет, 2. повествовательность, драматический накал действия и трагический финал. 3. Для музыки характерна свободная композиция, опирающаяся на форму рондо и передающая все коллизии сюжета.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.