|
||||||||
Аудиторное занятие №3
Дисциплина «Укрепление здоровья» Аудиторное занятие №3 Тема Профилактика. Виды профилактик. Студент должен знать - Профилактика (первичная, вторичная, третичная) - Современные особенности и проблемы профилактики - Требования к программам профилактики - Алгоритм планировании и проведении профилактических программ Факторы риска, рассмотренные нами в прошлой лекции являются общими для основных неинфекционных заболеваний. Соответственно, программы профилактики их воздействия могут проводиться для населения в целом. Подобные программы называются популяционными. Примеры популяционных программ. Реклама для привлечения всех желающих к участию в спортивно-массовых мероприятиях. Пропаганда рационального питания, отказа от курения. Публичные советы регулярно измерять артериальное давление. В некоторых группах населения воздействие факторов риска может быть особенно выражено. Также некоторые группы населения могут быть особенно чувствительны к определенным программам укрепления здоровья. Программы, реализуемые для заданной части населения, называются групповыми. 1. Требования к программе укрепления здоровья Современные особенности и проблемы профилактики: 1. Должна быть направлена не только на охрану здоровья, но главным образом на укрепление здоровья, на охрану здоровья здоровых людей (здоровье здоровых изучает саналогия ) Фо рмула здоровья по ВОЗ - здоровье зависит от: ·образа жизни (50%) - совокупности принимаемых человеком решений, воздействующих на его здоровье (ВОЗ); характеризует жизнь в целом, основан на взаимодействии условий жизни и особенностей индивидуального поведения, определяется социально-культурными факторами и личностными характеристиками. ·остояния окружающей среды (20%); - генетических факторов (20%); ·лечебных мер, медицины (10%). 2. обходимость активного участия в профилактике населения 3. необходимость усиления общественной направленности профилактики Наиболее оптимальной формой комплексной работы являются национальные программы профилактики. Программы делятся на: а) территориальные и б) отраслевые. Требования к программам профилактики: 1. определение темы программы 2. определение ее конечной цели 3. постановка задач программы 4. контроль за выполнением программы.
Структура программы: ·Мероприятия по охране окружающей среды (здоровье и окружающая среда) ·Производство, условия труда и здоровье человека ·Образ жизни и здоровье человека ·Повышение качества и эффективности медицинской помощи населению и совершенствованиеуправления.
Многие групповые программы реализуются в образовательной среде. Это связано с тем, что дети и подростки наиболее восприимчивы к новой информации и еще не имеют устоявшихся неблагоприятных для здоровья привычек. Подобные программы - введение уроков физической культуры, организация питания школьников и т. д. Если человек имеет несколько факторов риска, то для него необходимы индивидуальные программы профилактики. Например, для человека с избыточной массой тела, гиперхолестеринемией, артериальной гипертензией могут быть подобраны гипотензивные средства, назначены статины, рекомендована специальная диета и физическая нагрузка. Если программы профилактики реализуются для здоровых лиц, то их целью является предотвращение развития возможных заболеваний. Подобная профилактика называется первичной. Первичная профилактика чаще всего бывает популяционной и групповой. Если индивидуум (группа лиц) имеет факторы риска развития тех или иных заболеваний, то программы профилактики должны быть направлены на изменение модели поведения. Такую профилактику принято называть вторичной. Вторичная профилактика не может быть популяционной; она бывает групповой и индивидуальной. Для лиц, имеющих хронические заболевания, профилактика проводится с целью уменьшения числа рецидивов, их продолжительности, тяжести, замедления сроков прогрессирования заболевания. Это так называемая третичная профилактика. Она бывает только индивидуальной. При планировании и проведении профилактических программ следует придерживаться следующего алгоритма (Рис. 1. 7): 1. Ситуационный анализ. В чем заключается проблема. Какие имеются факторы риска. К развитию какой патологии (каких патологий) могут привести эти факторы риска. 2. Определение целевых групп. Для кого реализуется профилактическая программа. Будет ли она индивидуальной, групповой или популяционной. 3. Определение цели. Что будет достигнуто. 4. Определение задач. Как будет достигаться заданная цель, 5. Определение методов. Какими способами будет реализовываться программа. 6. Оценка эффективности (мониторинг). Как будет оцениваться достижение заданной цели 7. Поиск финансовой поддержки. За счет каких средств будет реализовываться программа 8. Правовые аспекты. Как законодательно регулируется данный вид деятельности. 9. Непосредственная реализация конкретной программы В идеале этот алгоритм в той или иной степени повторяется в процессе реализации программ укрепления ЗАДАНИЕ:
|
||||||||
|