Ершова О. С.
1. Организовать психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в условиях реализации Образовательной программы:
· разработка и реализация основной и адаптированной образовательной программы для воспитанников в соответствии с ФГОС ДО;
· осуществлять целостный подход к укреплению здоровья детей, обеспечению их психологического благополучия, а также формирование у дошкольников ответственности за свое здоровье;
· внедрение технологий, в том числе ИКТ, в образовательно-воспитательный процесс;
· создание консультационного пункта для родителей воспитанников младшего дошкольного возраста «Новые стандарты для малышей»;
2. Обеспечить развитие кадрового потенциала в процессе реализации ФГОС ДО через:
· использование активных форм работы: сетевое взаимодействие, мастер-классы, обучающие семинары, открытые просмотры, творческие группы;
· повышение квалификации на курсах, переподготовка, прохождение процедуры аттестации.
3. Обеспечить поддержку и повышение компетентности родителей в условиях реализации ФГОС ДО через:
· возрождение семейных традиций в совместной деятельности семьи и детского сада;
· использование ИКТ во взаимодействии ДОУ и семьи в интересах развития ребенка путем создания страницы на сайте «Реализуем ФГОС ДО»
1. Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности воспитанников.
2. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной речи у воспитанников, зачисленных в логопедические группы.
3. Разработка программы коррекционно-развивающих логопедических занятий по воспитанию правильной речи у детей.
4. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей.
5. Усиление взаимосвязи логопеда с воспитателями, родителями с целью улучшения результативности коррекционной работы.
№
| Направления
| Содержание работы
| Цель
| Категория
| Сроки проведения
| Контроль
|
1 Организационное
|
|
| Подготовка кабинета к новому учебному году
| Повышение эффективности коррекционной работы
| Логопед
| До 01 сентября
| Кабинет, паспорт кабинета
|
|
| Изучение документации детей, вновь зачисленных
| Скрининг
| Логопед
| С 01 по 15 сентября
| Речевая карта
|
|
| Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года
| Организация коррекционно-образовательного процесса
| Логопед
| С 01 по 15 сентября, с 15 по 31 мая
| Документация
|
|
| Составление расписания логопедических занятий и согласование его с администрацией
| Организация коррекционно-образовательного процесса
| Логопед
| С 01 по 15 сентября
| Графики работы
|
|
| Оформление логопедического уголка и обновление материала для педагогов и родителей на стендах и уголка логопеда
| Повышение эффективности коррекционной работы
| Логопед
| Ежемесячно
| Логопедический уголок
|
|
| Оказание помощи в оформлении логопедических уголков в группах
| Повышение эффективности коррекционной работы
| Логопед
| Ежемесячно
| Логопедические уголки
|
|
| Изготовление наглядности для оформления логопедического кабинета
| Повышение эффективности коррекционной работы
| Логопед
| В течение года
| Наглядность
|
|
| Составление индивидуальных коррекционных планов
| Проведение коррекционной работы с учетом речевого заключения и индивидуальных психофизических особенностей детей
| Логопед
| До 1 октября
| Индивидуальные планы работы
|
|
| Продолжение работы по накоплению специальных компьютерных программ для коррекции речи и психических процессов, а также систематизации методического материала в электронном виде
| Повышение эффективности коррекционной работы
| Логопед
| В течение года
| Компьютерные программы
|
|
| Анализ коррекционной работы
| Эффективность коррекционной работы
| Логопед
| С 15 по 30 мая
| Отчет о проделанной работе
|
2. Диагностическое
|
|
| Углубленное обследование детей подготовительной школе логопедической группы
| Выявление уровня развития речи детей
| Дети подготовительной к школе логопедической группы
| Сентябрь
| Речевые карты
|
|
| Сбор медицинских и педагогических сведений о развитии детей
| Скрининг развития
| Дети подготовительной к школе логопедической группы
| Сентябрь
| Речевые карты
|
|
| Мониторинг речевого развития
| Отслеживание динамики развития речи в процессе коррекции
| Дети подготовительной к школе логопедической группы
| Сентябрь
(1-21)
Январь
(1- 10)
Май
(23-30)
| Речевой профиль
Индивидуальное планирование коррекционно-развивающих занятий
|
|
| Первичное обследование детей
| Выявление детей с проблемами в развитии речи. Формирование логопедической группы на 2016-2017 учебный год
| Дети средней группы
| Апрель
| Выписка из протокола ПМПК, акт обследования, предварительная комплектация
|
|
| Диагностика по МРВД
| Выявление предрасположенности детей к дисграфии, дислексии
| Дети подготовительной к школе логопедической группы
| Октябрь
| Диагностическая карта
Сравнительный анализ данных
|
|
| Обследование детей по запросу воспитателей и родителей
| Выявление детей с проблемами в развитии речи.
| Дети средних, старших и подготовительных групп
| В течении года
| Речевая карта
|
3. Коррекционно-развивающее
|
|
| Индивидуальные занятия с детьми по коррекции речевых нарушений
| Развитие артикуляционного аппарата, исправление недостатков звукопроизношения. Формирование системы родного языка с учетом специфических проявлений дефекта, обусловленных формой речевой аномалии
| Дети подготовительной к школе логопедической группы
| Ежедневно
| Индивидуальные тетради, расписание и план индивидуальных занятий
|
|
| Подгрупповые НОД:
а) по формированию подвижности артикуляционного аппарата
б) по автоматизации звуков
в) по развитию речи
| Развитие эфферентного артикуляционного праксиса на базе имеющихся звуков
Закрепление механизмов образования звука, введение его в речь,
автоматизация. дифференциация
Формирование лексико-грамматической и синтаксической системы родного языка. Развитие диалогической и монологической речи. Совершенствование коммуникативных навыков. Формирование фонетической стороны речи. Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Развитие моторики.
| Подгруппа детей с наиболее слабо сформированными эфферентными связями
Подгруппы детей со сходным дефектом звукопроизношения
Подгруппы детей с ОНР
| Сентябрь-декабрь
По мере формирования произношения определенного звука у подгруппы детей
Октябрь – май
| Индивидуальные тетради
Индивидуальные тетради
Календарно-тематический план, конспекты, расписание занятий
|
|
| Фронтальные занятия
| Совершенствование произносительной системы. Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Формирование системы родного языка, Развитие памяти, внимания.
Развитие мелкой моторики. Формирование лексико-грамматической стороны речи. Развитие связной речи.
| Подготовительная к школе логопедическая группа
| Октябрь – май
| Календарно-тематический план, конспекты фронтальных
занятий
|
4. Профилактическое
|
|
| Обследование детей раннего дошкольного возраста
| Предупреждение речевых нарушений
| Дети 2-3 лет
| По запросу родителей и воспитателей
| Журнал ПМПк
|
|
| «Какие недостатки речи ребенка должны нас беспокоить? »
| Предупреждение речевых нарушений
| Родители детей младшего дошкольного возраста
| Декабрь
| Информационный лист в родительском уголке
|
|
| Оформление родительского уголка
| Профилактика речевых нарушений
| Родители подготовительной к школе группы
| 1 раз в месяц
| Стендовые листы
|
5. Просветительское
|
|
| Родительские собрания:
«Результаты комплексной диагностики детей специалистами МДОУ. План работы на год».
«Динамика речевого продвижения каждого ребенка»
«Итоги коррекционной работы за год»
| Знакомство с организацией и содержанием коррекционной работы по развитию речи в старшей логопедической группе
Знакомство с результатами речевого развития
Подведение итогов коррекционной работы за год
| Родители детей логопедической группы
Родители детей логопедической группы
Родители детей логопедической группы
| Третья неделя сентября
2-я половина января
Конец мая
| Выступление на собрании. Анкета для родителей
|
|
| Открытые логопедические занятия:
Тема: «Фрукты»
Тема: «Звук и буква М»
Тема: «Насекомые»
Тема: «Звуки Ф-ФЬ. Буква Ф»
| Показ родителям методики и особенностей работы с детьми
| Родители детей логопедической группы
|
Октябрь
Октябрь
Апрель
Май
| Перспективный план работы с родителями, конспекты
|
|
| Открытые занятия для педагогов
| Знакомство педагогов с особенностями методики работы с детьми с нарушениями речи
| Воспитатели групп
| В течение года
| Календарно-тематическое планирование, планирование МДОУ
|
|
| Посещение занятий воспитателей
| Анализ проводимых занятий
| Воспитатели групп
| В течение года
| Календарно-тематическое планирование воспитателей, планирование МДОУ
|
|
| Тренинг: «Игры и упражнения на развитие фантазии и литературных способностей»
| Значение семьи в речевом развитии детей
| Родители детей логопедической группы
| Октябрь
| Перспективное планирование работы с родителями, выступление
|
|
| Тренинг: «Играем – поставленный звук закрепляем»
| Значение игр по мелкой моторике в развитии речи
| Родители детей логопедической группы
| Декабрь
| Перспективное планирование работы с родителями, выступление
|
|
| Тренинг: «Как научить детей пересказывать»
| Игры для развития мышления
| Родители детей логопедической группы
| Февраль
| Перспективное планирование работы с родителями, выступление
|
|
| Стенд «Нарушения речи»
| Знакомство родителей с речевыми нарушениями
| Родители детей логопедической группы
| Сентябрь
| Папка-передвижка
|
|
| Папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика»
| Знакомство родителей с требованиями проведения артикуляционной гимнастики
| Родители детей логопедической группы
| Октябрь
| Папка-передвижка
|
|
| Папка-передвижка «Предупреждение нарушений письма»
| Игры на развитие фонематического слуха
| Родители детей логопедической группы
| Декабрь
| Папка-передвижка
|
|
| Папка-передвижка «Игротека в кругу семьи»
| Типы дыхания, игры на дыхание
| Родители детей логопедической группы
| Март
| Папка-передвижка
|
|
| Папка-передвижка «Дидактические игры, развивающие речь и мышление»
| Игры на развитие лексико-грамматических категорий
| Родители детей логопедической группы
| Май
| Папка-передвижка
|
|
| Оформление логопедического стенда
| Знакомство с проблемами логопедии
| Родители детей логопедической группы
| Раз в квартал
| Информационные листы
|
|
| Семинар: «Рука развивает мозг»
| Значение театра в развитии речи детей
| Воспитатели МДОУ
| Сентябрь
| План работы МДОУ, перспективное планирование с пед. коллективом, выступление
|
|
| Семинар: «Развитие фонематического восприятия как одного из базовых условий успешного овладения грамотой»
| Роль потешки в раннем развитии речи детей
| Воспитатели МДОУ
| Ноябрь
| План работы МДОУ, перспективное планирование с пед. коллективом, выступление
|
|
| Семинар: «Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы»
| Основные приемы и методы коррекции высших психических функций
| Воспитатели МДОУ
| Январь
| План работы МДОУ, перспективное планирование с пед. коллективом, выступление
|
|
| Выступления на педагогических советах
| Просвещение воспитателей по вопросам логопедии
| Воспитатели МДОУ
| В течение года
| План работы МДОУ, выступление
|
|
| Участие в проведении городских методических объединений
| Участие и проведение методических объединений
| Воспитатели, специалисты
| В течение года
| План работы методического объединения
|
6. Консультационное
|
|
| Консультации для родителей:
Равносторонний треугольник (логопед, воспитатель, родитель)
Как научить ребенка читать
Речевая готовность к школе
| Оказание помощи родителям
| Родители детей логопедической группы
|
Ноябрь
Январь
Апрель
| План работы МДОУ, перспективное планирование с родителями, выступление
|
|
| Индивидуальные беседы консультации
| Взаимосвязь с родителями в процессе коррекционной работы
| Родители логопедической группы
| По мере необходимости
| Журнал учета консультаций
|
|
| Консультации для воспитателей:
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста
Формирование разговорной речи в беседе
Использование ИКТ в развитии грамматического строя речи у дошкольников с речевой патологией
| Повышение эффективности коррекционной работы
| Воспитатели
|
Октябрь
Декабрь
Апрель
| План работы МДОУ, перспективное планирование с пед. коллективом, выступление
|
|
| Индивидуальные консультации для педагогов по вопросам коррекции
| Повышение эффективности коррекционной работы
| Воспитатели
| По мере необходимости
| Журнал учета консультаций
|
|
| Индивидуальные консультации
| Помощь родителям
| Родители детей с проблемами в речевом развитии
(не посещающих логопедическую группу)
| По заявке родителей
| Журнал учета консультаций
|
7. Экспертное
|
|
| Смотр детей логопедической группы
| Проследить уровень речевой готовности
| Логопеды
| Май
| Протокол
|
|
| Анализ работы
| Подведение итогов работы за учебный год
| Логопеды
| Май
| Отчет о проделанной работе
|
8. Повышение уровня квалификации
|
|
| Участие в работе творческой группы
| Повышение уровня педагогического мастерства
| Воспитатели, педагоги, логопеды, специалисты
| По графику
| Анализ, отчет, выступление, презентация
План работы
|
|
| Мероприятия по повышению квалификации учителя-логопеда (посещение курсов, методических объединений, обмен опытом и т. д).
| Повышение уровня педагогического мастерства
| Воспитатели, педагоги, логопеды, специалисты
| В течение года
| Анализ, отчет, выступление, презентация
План работы
|
|
| Тема по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»
| Повышение профессионального уровня
| Педагоги
| В течение года
| План, отчет и анализ по данной теме
|