![]()
|
|||||
Древняя Греция. Классицизм. ЭллинизмДревняя Греция. Классицизм. Эллинизм Скульптура Парфенона 1. Скульптуры фронтонов Парфенона, посвященные мифу о споре Афины с Посейдоном за обладание Аттикой и Афинами (западный фронтон) и мифу о рождении Афины из головы Зевса (восточный фронтон). Скульптуры фронтонов Парфенона обладают удивительной, невиданной ранее жизненной силой. Тела сидящих, полулежащих, откинувшихся назад богинь с их прекрасными формами и невероятной элегантностью не имеют равных. В их одеждах трепещет каждая складочка. 2. Статуя Афины Парфенос – внутри Парфенона, скульптор Фидий. Из слоновой кости и золота на деревянном каркасе. Сохранилась лишь в римских копиях. Богиня представлена как сосредоточие всех духовных сил Парфенона. На пьедестале статуи изображена сцена рождения первой женщины – Пандоры, перекликавшейся с рождением Афины; на ребрах ее сандалий – битва греков с кентаврами; на гребне шлема – сфинкс и пегасы; на внешней стороне огромного щита – битва греков с амазонками; на внутренней стороне – полузакрытой, свернувшейся фигурой змея; в руке Афина держала подпираемую массивной колонной двухметровую статую богини победы Ники. В темном пространстве Парфенона статуя Афины, огражденная двухъярусной колоннадой, излучала магический свет, который гасился нежной синевой храмовых штор, служивших фоном для этой блистательной статуи. Поздняя классика В 30-х гг. Эллада переживала политический кризис: завязалась война Афин со Спартой, в которой Спарта одержала верх; в конце десятилетия, во время мора, погиб Перикл. Всё это не могло не отразиться на искусстве, которое в поздней классике стало следовать двум направлениям.
Предчувствуя угасание, греческое искусство поздней классики создало особый жанр мемориальных стел. Искусство надгробного рельефа, пресеченное греко-персидскими войнами, ожило в Аттике лишь после Фидия. Чем дальше, тем больше оно набирало силу и в IV веке до н. э. создало целый ряд первоклассных творений. В погребения клали белофонные лекифы (вид ваз), на которых были изображены встречи живых с умершими в ритуальные дни. А над захоронениями ставили мраморные надгробия со все более высоким рельефом, приблизившиеся вплотную к скульптурным телам, помещаемым в эдикулы – ниши, обрамленные двумя небольшими колоннами или пилястрами с антаблементом и фронтончиком над ними. Такое оформление делало их похожими на храм, в котором происходит воображаемая встреча живых и умерших. Их союз подчеркивают рукопожатия и встречи взглядов. Идея рельефов проста: все умершие живут в памяти близких, никто не покидает мир бесследно. Заботиться о мертвых, хранить память о них в народных преданиях – священный долг всех людей. Именно этим благородным правилом был продиктован жестокий обычай древних греков в V веке до н. э.: полководца, выигравшего войну, но оставившего сотоварищей непогребенными, казнили. В 317 году до н. э. правитель Афин Деметрий Фалерский издал закон, запрещавший роскошь. Великолепные, полные мудрости и человечности рельефы сменились однообразным строением низких колонок, усеявших греческие кладбища. Истребление памяти, в какой бы форме оно не происходило, было еще одним знамением конца классического греческого искусства. Эллинизм К концу IV века до н. э. классический греческий мир, раздираемый внутренними войнами, практически изжил себя. Наступила новая эпоха: стирались границы, объединялись народы и культуры. Этому способствовали великие завоевательные походы выдающегося греческого полководца – македонского царя Александра. После его смерти огромная монархия, которую он создал, распалась на несколько областей, которыми управляли его сподвижники (Сирия, Египет, Пергамское царство). Сама Греция все больше пустела. Искусство эпохи, наступившей после Александра Македонского, назвали эллинистическим, потому что местные традиции и школы в каждой стране во многом подражали общепризнанному эллинскому стилю. Искусство воплощало новую идею величия мира, объединенного на громадном пространстве эллинской культурой. Осуществлялись фантастические проекты (н-р, Колосс Родосский). Стремление выйти за рамки человеческого и прорваться в мир богов – одна из характерных черт искусства той эпохи. Александр Македонский называл себя Новым Гераклом и Новым Дионисом, приписывая себя к богам. Строились новые города, но они уже не следовали живописному принципу оформления старых акрополей, а подчиняли местность регулярной планировке. Одним из самых красивых городов той эпохи был Пергам в Малой Азии (ныне Бергама в Турции). Главная святыня города – храм богини мудрости Афины имел весьма внушительный вид. Другие постройки сочетались с уступами почти голой скалы и были рассчитаны на восприятие города с моря. 1. Алтарь Зевса, 2. античный дорический Храм Афины, 3. римский храм Траяна, 4. античный театр, 5. храм Диониса, 6. Пергамская библиотека, 7. дворец Пергамских царей, 8. античные Гимнасий и Стадиум, 9. античный храм Героев
Эллинизм – это «осень» всего древнегреческого мира. Побежденная Римом цивилизация входила в новый, последний этап своего античного развития – в рамках древнеримской культуры. Задания: прочитайте текст, выпишите в тетрадь важное. Вклейте и подпишите картинки. Ответьте письменно на вопрос: в чем отличия классического и эллинистического периодов искусства Древней Греции?
Статуя Афины Парфенос Мемориальная стела Алтарь Зевса в Пергаме
|
|||||
|