|
|||
Рождение нового жанра в вокальном цикле Ф. Шуберта «Прекрасная мельничиха»
Франц Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор-романтик. Он сочинил 9 симфоний, множество камерной и фортепианной музыки, около 600 вокальных песен.
1820-е годы — пора расцвета творчества Шуберта. Уже написаны сотни песен, которые постепенно начинают завоевьтать признание у любителей музыки, исполняются на домашних вечерах. В последние 5 лет своей короткой жизни композитор создает новый крупный романтический жанр — вокальный цикл, состоящий из 20 и более миниатюр. Таких циклов у Шуберта два, и оба написаны на тексты Мюллера. Это «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». «Зимний путь» является как бы продолжением «Прекрасной мельничихи». Общими являются: тема одиночества, мотив странствия, в характере героев- робость, застенчивость, легкая душевная ранимость, монологический характер, образы природы. Но и отличий здесь немало: В первом цикле есть ярко очерченный сюжет, в «Зимнем пути» сюжетного действия нет, разная трактовка образов природы, в первом цикле присутствуют персонажи, во втором- идея трагического одиночества человека во враждебном ему мире.
«Прекрасная мельничиха» — первый романтический вокальный цикл. Это своеобразный роман в песнях: каждая самостоятельна, но включена в общую линию развития сюжета, имеющего экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Песни отличаются запоминающимися мелодиями в народном духе, в простой, чаще всего куплетной форме. Фортепианное сопровождение нередко рисует картины романтически одушевленной природы: наряду с главным героем важнейшее место занимает образ его друга и утешителя-ручья.
«Прекрасная мельничиха» обрамлена двумя песнями — «В путь» и «Колыбельная ручья», которые являются своеобразным вступлением и заключением. Первая раскрывает строй мыслей и чувств молодого мельника, только что вступающего на жизненную дорогу, последняя — настроения, с которыми заканчивает он жизненный путь. Между крайними точками цикла расположено повествование юноши о своих странствованиях, о любви к дочери мельника. Цикл делится на две фазы: первая из десяти песен (до «Охотника», № 14) — это дни светлых надежд; во второй — уже иные мотивы: сомнение, ревность, печаль. Последовательная смена настроений, определяемая движением от радости к горю, от прозрачно-светлых красок к постепенному затемнению, образует внутреннюю линию развития. Есть побочная, но очень важная линия, рисующая жизнь другого «персонажа» — ручейка. Верный друг и спутник юноши, ручеек неизменно присутствует в музыкальном повествовании. Его журчанье — то веселое, то тревожное — отражает психологическое состояние самого героя.
Т. О. 1). в вок. ц. ПМ Шуберт создал особый тип лирической музыкальной драматургии, который не укладывался в рамки оперного жанра. Он не следовал за Бетховеном, который еще в 1816 году сочинил песенный цикл «К далекой возлюбленной».
2)В отличие от бетховенского цикла, построенного по сюитному принципу, песни «Прекрасной мельничихи» объединены между собой. 3)Шуберт достигает внутреннего музыкально-драматического единства новыми приемами. Так, большую объединяющую роль играет сквозной образ цикла — изобразительный фон ручейка. Между отдельными песнями существуют перекрестные тональные связи. И, наконец, последовательность образов-картин создает целостную музыкально-драматургическую линию.
4). Найденные Шубертом новые приемы ладо-гармонической выразительности рассеяны по разным песням и инструментальным сочинениям. Такого рода приемы складываются впоследствии в систему, неотделимую от музыкального мышления композитора-романтика.
|
|||
|