Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Октябрь». Перевал



«Октябрь»

Состав: Руководители-критики: Лелевич, Вардин, Родов. Писатели: Безыменский, Либединский, Жаров, Артем Веселый. Позже примкнул Дмитрий Фурманов.

Даты: Основана 7 декабря 1922 года в Москве.

Печать: критический журнал «На посту» и литературно-художественный «Октябрь». По имени первого часто называли «напостовцами».

Суть: Партийный «Октябрь» противостоял беспартийной «Кузнице», ее упадническим настроениям из-за нэпа. При этом хотя «Октябрь» и называл себя «пролетарской» организацией, его члены на 80 % были выходцами из дореволюционной интеллигенции.

«Октябрь» так же, как «Кузница» отвергал формальные эксперименты. Так же выступал за пролетарское содержание. Но! Литература должна стать мощнейшим средством пропаганды на темы, которые диктует эпоха. Нельзя ограничиться общими воззваниями, как «Кузница», нужно дать живого человека! Пример – «Неделя» Либединского.

Претендовал на роль единственного за­щитника коммунистической идеологии. Но после постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» от 18 июня 1925 года внутри группы возникли серьёзные разногласия, и в конце 1925 года «Октябрь» распался. Многие деятели вошли в РАПП.

 

Перевал

Состав: Воронский, Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр Ясный, Александр Малышкин, Михаил Пришвин, Андрей Платонов,

Даты: Создана на рубеже 1923-1924-х годов. Официально «Перевал» просуществовал до 1932 года.

Печать: журнал «Красная новь», 6 альманахов «Перевал», антология «Перевальцы».

Суть: В соответствии с концепцией Воронского о «едином потоке» в литературе в группу пригласили участников из разных литературных движений, в том числе и напостовцев. В 1927 г. по инициативе Воронского был создан еще один орган для консолидации писателей – Федерация объединений советских писателей (ФОСП). Творческие лозунги:

«искренности творчества» (даже если это противоречит партийной дисциплине)

«моцартианства», под которым подразумевалось творчество по вдохновению, по наитию

«нового гуманизма»

«Перевал» признавал роль «социального заказа», вы­ступая, однако, за право писателя на «выбор темы по своему усмотрению».

Группу резко критиковали в рапповской печати за якобы реакционность и увод писателей в сторону от задач современности, неисторический, внеклассовый подход, вплоть до примиренчества по отношению к классовому врагу.

Рапповцы утверждали, что все в творчестве – от замысла до восприятия – познаваемо, а перевальцы утверждали рол бессознательного. Некоторые ссылки в их работах свидетельствуют о знакомстве с учением Фрейда. Такой подход подводил к рискованному выводу: если творческий процесс бессознателен, то он неконтролируем.

Кроме того, для перевальцев писатель не был лишь носителем идеологии, он был носителем психологии.

В целом перевальцы развивались в духе эстетической критики. Они были доброжелательны в оценках текущей литературы, не раз делали уступки своим оппонентам-рапповцам. А рапповцы не принимали интеллигентного стиля перевальцев.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.