|
|||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. к проекту федерального закона О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг. для обеспечения государственныхПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Проект федерального закона " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упрощения 1. Законопроектом предусмотрено комплексное совершенствование порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), способов такого определения, осуществляемых процедур. 1. 1. Предусматривается существенное сокращение количества конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Порядок проведения указанных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) излагается единообразно и с применением единой терминологии. Примененное юридико-техническое оформление направлено В целях правовой определенности предусматривается консолидация всех требований Закона о контрактной системе к выбору заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исключительно 1. 2. В целях упрощения порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предусмотрено существенное сокращение положений, устанавливающих требования к извещениям и документациям Так, устанавливаются единые требования к содержанию извещения Учитывая указанное обобщение, положения о порядке проведения каждого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) комплексно излагаются в рамках отдельной статьи по аналогии с пунктом 16 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 449-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон " О контрактной системе в сфере Кроме того, учитывая проведение открытых конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исключительно Указанное исключение документации о закупке сокращает 1. 3. В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства 1. 4. В целях обеспечения безопасности деятельности судей 1. 5. Сокращаются и унифицируются сроки осуществления процедур При этом дальнейшее сокращение сроков представляется невозможным, Для исключения ситуации чрезмерно длительного периода торгов 1. 6. Принимая во внимание аргументы ФАС России о возможных случаях раскрытия операторами электронных площадок информации 1. 7. Унифицируются случаи признания способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) несостоявшимися, а также последствия такого признания. В целях ускорения осуществления закупок исключается необходимость обязательного продления срока подачи заявок, а также проведения дополнительной процедуры (запроса предложений) в случае отсутствия заявок на участие в закупке. 1. 8. Предусматривается оптимизация порядка проведения совместных конкурсов и аукционов в части установления дополнительной возможности Учитывая устоявшийся к настоящему времени порядок проведения совместных конкурсов и аукционов, в целях уменьшения административной нагрузки на заказчиков предусматривается исключение подзаконного 1. 9. Положения о централизованных закупках уточнены в части возможности их проведения также в отношении бюджетных учреждений 1. 10. Законопроект уточняет положения о порядке участия в закупках учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках, в целях уменьшения административной нагрузки на заказчиков предусматривается исключение подзаконных актов, устанавливающих в целях обеспечения возможности участия таких учреждений, предприятий и организаций в закупках в Законе о контрактной системе устанавливается запрет на смешивание заказчиками в одной закупке товаров, работ, услуг, включенных в перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества таким учреждениям, предприятиям и организациям, и не включенных в такой перечень. 1. 11. Совершенствуется порядок предоставления обеспечения заявок устанавливается обеспечение заявок также при проведении запросов котировок в электронной форме, учитывая повышение предельного размера начальной (максимальной) цены контракта при их проведении с 500 тыс. рублей до 3 млн рублей; положения подзаконного акта о предельном размере начальной (максимальной) цены контракта, при котором заказчик вправе не устанавливать обеспечение заявок, включаются непосредственно в Закон о контрактной системе, соответствующий подзаконный акт предполагается исключить; в целях ускорения осуществляемых процедур сокращается предусматривается положение о блокировании банком (путем информационного взаимодействия с оператором электронной площадки) денежных средств в качестве обеспечения заявки на специальном счете участника закупки при подаче заявки на участие в электронной процедуре в целях исключения риска взыскания со специального счета участника закупки денежных средств, влекущего невозможность дальнейшего участия устанавливаются основания для отклонения заказчиком заявки В целях учета различных особенностей, возникающих при предоставлении обеспечения заявок на участие в закупках участниками закупок, являющихся иностранными лицами, Законопроект предусматривает соответствующее полномочие Правительства Российской Федерации на установление особенностей порядка такого предоставления. 1. 12. Пересматриваются положения о количестве участников закупки, При проведении электронных процедур устанавливается, что, в случае уклонения участника закупки от заключения контракта, заказчик направляет контракт для заключения участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему участнику до заключения контракта). При этом участники закупки, за исключением первых трех, вправе отозвать заявки и не заключать контракт с заказчиком. Предлагаемый подход существенно увеличивает возможности заказчика заключить контракт со следующим участником закупки, принявшим участие 1. 13. Законопроект предусматривает уточнение случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности: исключена возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, соответствующие полномочия которого устанавливаются законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанное изменение обусловлено позицией пункт 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе уточнен положениями, предусматривающими возможность заключения контракта уточнены положения пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в части необходимости личного производства товара, выполнения работы, оказания услуги учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы. Указанное изменение обусловлено аргументами положения пункта 23 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системы уточнены в части возможности его распространения на случай проведения пункт 30 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системы предлагается изложить по аналогии с пунктом 37 приложения № 3 к Протоколу о порядке регулирования закупок, являющегося приложением № 25 к Договору Закон о контрактной системе дополняется новыми случаями, устанавливающими право заказчика заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем): при закупке материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва, а также при осуществлении закупки здания, строения, сооружения, нежилого помещения, земельного участка по результатам при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанное положение включено в Законопроект по предложению ФАС России на основании поручений, содержащихся в пункте 4 Протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А. Р. Белоусова от 24 апреля 2020 г. № АБ-П13-72пр, По предложению Казначейства России уточнены положения части 4 1. 14. Законопроект предусматривает гармонизацию положений Закона 1. 15. Существенно упрощены положения в части порядка отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В частности, исключена необходимость принятия отдельного решения о такой отмене. 1. 16. Во исполнение поручений, содержащихся в пункте 2 Протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А. Р. Белоусова от 24 апреля 2020 г. № АБ-П13-72пр, а также 2. Законопроект дополнен положениями, в том числе по предложению Казначейства России, направленными на совершенствование информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок и организацию документооборота в контрактной системе в сфере закупок, в частности: уточнены положения о порядке размещения информации и документов включены положения о порядке доступа органов и организаций установлен порядок прекращения доступа к содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок информации, которая может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну; установлено, что получение согласия на обработку персональных данных, содержащихся в документах, формируемых участниками контрактной системы в целях осуществления закупок и участия в таких закупках, не требуется; уточнены положения об информационном взаимодействии единой информационной системе в сфере закупок с региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок в части подписания передаваемых информации и документов; установлены положения о возможности доступа к информации, содержащейся в информационной системе, предусмотренной частью 13 статьи 4 Закона о контрактной системе, исключительно ФАС России; в часть 53 статьи 112 Закона о контрактной системе включены положения о поэтапном вводе в эксплуатацию информационной системы, предусмотренной частью 13 статьи 4 Закона о контрактной системе, на основании сроков, представленных Казначейством России; положения статей 5 и 241 Закона о контрактной системы гармонизированы и обобщены в рамках статьи 5; предусматривается исключение подзаконного акта и установление непосредственно в Законе о контрактной системе исчерпывающих требований 3. Положения о планировании закупок уточнены в части предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 16 Закона о контрактной системе полномочий Правительства Российской Федерации в связи с переводом закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронную форму и необходимостью регулирования Кроме того, учитывая различный состав информации, включаемой 4. Законопроект предусматривает введение " универсальной стоимостной предквалификации", предусматривающей возможность допуска Реализация предлагаемых изменений направлена на определение заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих квалификацией, выражающейся в опыте участия в государственных Также Законопроект по предложению ФАС России дополнен положениями о введении рейтинга деловой репутации участников закупки 5. Упрощены требования к порядку создания и осуществления деятельности комиссии заказчика по осуществлению закупок. Так, снижены требования к минимальному числу членов такой комиссии, а также 6. Положения статьи 46 Закона о контрактной системе, устанавливающей запрет на проведение переговоров с участником закупки, уточнены в части их распространения исключительно на конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 7. Законопроект содержит положения, направленные на учет особенностей заключения и исполнения контрактов жизненного цикла, в части: положений о возможности осуществления закупки как путем проведения электронного аукциона, так и конкурса в электронной форме в связи с различным составом элементов, составляющих объект закупки, по результатам проведения которой заключается контракт жизненного цикла; необходимости выделения (по аналогии с положениями части 61 предоставления обеспечения исполнения контракта в отношении обязательств по поставке товара или выполнения работы раздельно установления особенностей исчисления размера обеспечения распространения положений проектируемого пункта 13, пунктов 8 и 9, 8. Законопроект предусматривает совершенствование предоставления независимых гарантий в качестве обеспечения заявок на участие в закупках, обеспечение исполнения контракта, гарантийных обязательств: вводится возможность предоставления банковских гарантий, выданных государственной корпорацией развития " ВЭБ. РФ", а также во исполнение уточнены положения, обеспечивающие возможность заказчику воспользоваться своим правом на бесспорное списание денежных средств положения части 7 статьи 45 Закона о контрактной системе гармонизированы с иными положениями Закона о контрактной системе в части информирования участника закупки о причинах несоответствия независимой гарантии установленным требованиям путем указания таких причин непосредственно в протоколах, составляемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). 9. Законопроект предусматривает совершенствование порядка исполнения контракта, в частности: вводится определение понятия этапа исполнения контракта; в целях гармонизации положений Закона о контрактной системе часть 7 статьи 94 Закона о контрактной системе дополнена положениями об учете результатов экспертизы не только приемочной комиссией, предусматривается формирование и подписание документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в электронной форме с использованием единой информационной системы предусматривается перевод документооборота при применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта в электронную форму с использованием единой информационной системы; случаи изменения существенных условий контракта, предусмотренные подпунктами " а" – " в" пункта 1, пунктом 7 части 1 статьи 95 Закона часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе дополняется новым случаем изменения существенных условий контрактов, предусмотренных частями 16 и 161 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае если одновременно статья 95 Закона о контрактной системе дополняется новым случаем изменения существенных условий контрактов, предусмотренных частями 16 и 161 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае если цена таких контрактов превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. Так, устанавливается требование к обязательному снижению цены таких контрактов; вводятся положения, регулирующие порядок предоставления обеспечения исполнения контракта в случае изменения условий заключенного контракта. Указанные положения основаны на положениях части 65 статьи 112 Закона расторжение контрактов, заключенных по результатам проведения электронных процедур, предлагается осуществлять с использованием электронного документооборота в единой информационной системе в сфере закупок, что позволит существенно сократить срок такой процедуры по предложению ФАС России установлено право поставщика (подрядчика, исполнителя) обжаловать решение заказчика об одностороннем отказе 10. Законопроектом предусмотрено совершенствование контроля состав субъектов контроля расширен банками, государственной корпорацией " ВЭБ. РФ", региональными гарантийными организациями в целях систематизации проводимых в соответствии с Законом устанавливается электронная форма подачи жалобы в контрольный предусмотрено требование о соответствии участника закупки, обжалующего положения документации о закупке до окончания срока подачи заявок, вышеизложенному требованию об " универсальной стоимостной предквалификации". Так, в случае обжалования закупки с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 20 млн рублей участник закупки обязан иметь опыт хотя бы одного исполненного контракта (договора), заключенного Реализация данного положения Законопроекта исключит злоупотребления правом на обжалование закупок. При этом из Законопроекта по предложению ФАС России исключен запрет одному участнику закупки обжаловать результаты рассмотрения заявки другого участника закупки. 11. Документооборот между заказчиком и ФАС России Особый порядок вступления в силу Законопроекта и наличие соответствующих переходных положений обусловлены графиком доработки единой информационной системы в сфере закупок, представленным Казначейством России. В Законопроекте отсутствуют положения об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел Реализация Законопроекта не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, не повлечет социально-экономические, финансовые Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
|
|||
|