Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. повторение строения тела птички и особенности восприятия его



 

План- конспект открытого урока по лепке из глины.
Преподаватель МБУДО «Детская художественная школа» Назаров Виктор Игоревич
Тема: Русский изразец.

Процесс изготовления. Изразец «Жар-Птица»

Материал для работы:
1. Глина
2. Шликер (жидкая глина)
3. Скалка
4. Стеки
5. Тряпочка (х/б)
6. Баночка с водой
7. Губка
8. Доска для лепки

Тема: Изразец «Фантастическая птица»
Вид занятия: лепка по образу и подобию.
Тип занятия: комбинированный
Цель урока: знакомство с видом декоративного скульптурного рельефа – изразцом. Выполнение эскиза керамического панно по мотивам народного изразца с изображением сказочной птицы, лепка его из глины.
Задачи:
Обучающая:
• Освоение приема лепки из пластов с помощью налепов.
Развивающая:
• Развитие навыков и умений в работе со стеками и глиной;
• развитие творческое воображение, пространственного мышления, познавательный интерес
• развивать мелкую моторику рук;
Воспитывающая:
• воспитание усердия, трудолюбия;
• привить интерес к декоративному изобразительному искусству.

План занятия.
1. Организационный момент – 2-3 мин.
2. Подготовка к основному этапу – 2 -3 мин.
• сообщение темы, цели занятия
• постановка основных учебных задач и сообщение объема работы
• активизация познавательной деятельности обучающихся
3. Изучение нового материала – 8-10 мин.
4. Практическая работа –15 мин.
• объяснение и наглядный показ поэтапного ведения работы
• самостоятельная работа
5. Подведение итогов - 5 мин.
• общий просмотр, анализ работ
• фронтальный опрос
6. Завершение урока – 5 мин.
• сообщение домашнего задания
• уборка рабочего места


Вид занятия: практическое выполнение эскиза панно по мотивам народного изразца и лепка его из глины. Цель занятия: знакомство с видом декоративного скульптурного рельефа – изразцом. Выполнение эскиза керамического панно по мотивам народного изразца с изображением сказочной птицы, лепка его из глины.
Задачи урока:
Образовательные:
* познакомить учащихся с новым видом декоративно-прикладного искусства – изразцом.
* дать представление об использовании изразцов в декоре печей и фасадов зданий.
* закрепить знания о рельефе как виде скульптуры
* познакомить с популярным сюжетом народного изразца – изображением сказочной птицы и использованием образа птицы Гамаюн познакомить с особенностями композиции изразца и выполнить на бумаге эскиз лепного панно по мотивам народного изразца с изображением райской сказочной птицы.
* научить выполнять лепное панно по мотивам народного изразца с изображением райской сказочной птицы из глины.
* познакомить со способом декорирования керамики - гравировкой и тиснением
Воспитательные:
*способствовать формированию эмоционально-ценностного восприятия детьми изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры.
* расширить привычное представление детей о печи и способствовать воспитанию любви к искусству родного народа и страны*способствовать развитию патриотических чувств и гордости к Родине, родному краю
*способствовать развитию умений вести работу по лепке рельефного изразца последовательно и поэтапно
Развивающие:
*создать условия для развития воображения учащихся на основе творческих принципов народного искусства.
*содействовать развитию мелкой моторики пальцев и техники работы с пластическим материалом через организацию индивидуальной работы.
*содействовать повышению уровня проявления индивидуальности и самостоятельности учащихся через организацию индивидуальной творческой работы.
* развить аккуратность в работе и на рабочем месте. Тип урока: комбинированный
Продолжительность: 3 академических часа.
Форма проведения занятия: групповая
Оборудование:
Для учителя: - комплект карточек пособий с изображениями народного изразца
- карточки с изображением птиц
- набор лекал для выполнения панно
- доска для лепки
- стеки и «штампики»
- глина
Для учеников: - доска для лепки
- стеки, скалка- глина
- бумага для эскизов формата А5 и карандаш

План занятия:
1 этап:
1. оргмомент : подготовка рабочего места, подготовка бумаги и карандашей для выполнения эскизов - 5мин.
2. беседа-повторение о видах скульптуры – 10 мин
3. беседа о народном изразце – 25 мин
а. разговор о печи
б. украшение печи рельефными изразцами, излюбленные сюжеты, особенности орнаментальных композиций и ценность каждой плитки отдельно
в. изразцы из Талашкино и Абрамцева
г. особенности изготовленияд. беседа о мифической райской птице Гамаюн – одном из любимых сюжетов 2 этап:
Выполнение эскиза панно по мотивам изразцов с использованием образа мифической птицы Гамаюн на бумаге формата А5 –40мин:
а. повторение строения тела птички и особенности восприятия его – 5 мин
б. поиск композиции: выбор места размещения фигурки птицы с использованием «игры» с шаблонами; поиск наиболее выразительной позы поющей птицы – 15 мин
в. выполнение карандашного эскиза –20мин
3 этап:
Выполнение в глине панно (начало работы – 1, 2, 3 и 4 этапы) –35мин
4 этап:
завершение занятия. - 5 мин.
Подведение итогов. Уборка рабочего места и помещения.
Ход занятия.
1 этап:
1. Оргмомент : подготовка рабочего места, подготовка бумаги и карандашей для выполнения эскизов, проверка готовности, отметка в журнале отсутствующих.
2. Беседа-повторение о видах скульптуры
Вопросы: *Чем скульптура отличается от других видов изобразительного искусства?
*Какие материалы могут использовать скульпторы для создания своих работ?
*Какие виды скульптуры вы уже знаете? (Круглая и рельеф).
*Что такое керамика?

 

 3. Беседа о народном изразце.
1. разговор о печи:
*Крестьянский дом - особое явление народной культуры. Дом служит защитой человеку. Крестьянский дом иначе называется " изба". Это слово имеет несколько значений. Одно из них: изба - помещение, отапливаемое печью. Основное пространство избы занимала печь (карточка № 1)
А для чего использовали печь в русской деревне?
*С печью связано много поверий, обрядов. Отношение хозяев изменялось к незнакомому человеку, если ему довелось посидеть на их печи. Такой человек считался уже своим. Печь в крестьянском доме - это кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Посредине зимы существовала особая неделя, которая называлась " Емелина неделя", когда люди сидя зимними долгими вечерами возле печки в доме рассказывали друг другу сказки. Нередко в них и сама печь становилась героиней.
А какие вы знаете сказки, где упоминается печь? (Говоря о внутреннем убранстве дома, о назначении печи в избе, вспоминаем также пословицы, загадки и сказки. ) - Чего из избы не вытащи

Множество пословиц и поговорок. " Не хвались печью в нетопленной избе", " Не хлопочи, когда нет ничего в печи". «Печь нам мать родная».

Мы сегодня говорим о печи не с проста. Наша задача - познакомиться с новым видом декоративно-прикладного искусства - изразцом. Что же это такое?
Кроме того, что в старину печь была всему хозяйкой в доме: она и грела, и кормила, но и нередко украшала жилище.
Что же делало ее нарядной? Конечно, изразцы. ( Карточка №3)

Изразец - очень старое слово. Оно произошло от «изрезать»— это «то, что вырезано, обработано». Керамические декоративные плитки, или изразцы, издревле использовались на Руси для отделки дворцов и храмов ( Карточка № 2), а также для облицовки печей Вот что о них писал поэт И. Кулагин:
" Я к изразцам прильну спиной -
Я снова в детстве.
Пускай бушуют за стеной
Метели бедствий"
Изразцы без поливы из-за красного цвета обожженной глины назывались красными
2. украшение печи рельефными изразцами, излюбленные сюжеты, особенности орнаментальных композиций и ценность каждой плитки отдельно).
Украшением каждого красного изразца был рельеф, оттиснутый в специальной деревянной форме ( Карточка № 5). Красота изразцового убранства во многом зависела в древности от искусства мастера, резавшего деревянные формы для изразцов. Рельефы были единственным украшением самых первых изразцов. На них изображались растительные орнаменты (Карточки № 6), сцены охоты и битв, герои народных сказок, басен и былин, реальные и фантастические животные, персонажи славянской мифологии. 3. изразцы из Талашкино и Абрамцева (Карточки №7, 8, 9 )

В конце прошлого века над со­зданием изразцового убранст­ва печей увлеченно работал художник М. Врубель. В усадь­бе Абрамцево под Москвой по его эскизам и при непосредст­венном участии были построе­ны замечательные печи — ис­тинные произведения декора­тивно-прикладного искусства.
Отдал дань изразцовой отдел­ке печей и художник С. Малю­тин, по эскизам которого были построены печи в усадьбе Талашкино в нашей Смоленской области.

Хотя изразцы в основном яв­ляются частью большой орна­ментальной композиции, каж­дый из них в отдельности по­рой воспринимается как само­стоятельное произведение де­коративно-прикладного ис­кусства. Специально разработанные отдельные изразцы или несколько изразцов, объе­диненные единой композици­ей, могут служить настенным украшением как в обществен­ном здании, так и в современ­ной квартире.
4. особенности изготовления.
Раньше для формовки из­разцов применялись деревян­ные формы (Карточка №5), то теперь керами­сты стали отливать их из гип­са по вылепленным из глины моделям. При осторожном обращении с гипсовой фор­мой в ней можно отформо­вать до двухсот изразцов. Ес­ли же изразцов требуется больше, то заранее сразу из­готовляют несколько одина­ковых форм: можно показать выполнение оттиска с подготовленной ранее гипсовой формы.

5. беседа о мифической райской птице Гамаюн – одном из любимых сюжетов А теперь вернемся снова к наиболее часто встречаемым сюжетам старинных изразцов Одними из наиболее любимых сюжетов старинных изразцов были изображения мифических райских птиц Алконоста, Сирина, Гамаюна.

Алконост. Богиня Зари рассветной. Она Заря-Заряница. Она часто изображена в образе сказочной птицы около синего моря. Ведь вся красота зари, её величие и торжественность - значительнее всего проявляются именно там. Её оперение поистине вобрало в себя все краски великолепия зарождения нового дня. Она поет песни радости. Сирин - это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот - истинное блаженство! Птица Гамаюн Гамаюн обитает в Светлом Ирии - райском саде - и принадлежит самому Всевышнему. В русской мифологии вещая птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает всё на свете. Она поет о победах Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям 6. использование образа Гамаюна в гербе и флаге Смоленской области.

Сейчас я покажу вам изображения герба и флага. (Карточка №12) Вы не знаете, какой местности они принадлежат? Это символы Смоленской области. Один из первых гербов Смоленска, который был учрежден князем Глебом Святославовичем в 1393 году. Этот примерный герб изображал пушку и сидящую на ней птицу Гамаюн. До начала 18 века герб состоял только из щита, пушки и птицы.

Как думаете, почему на гербе нашей области есть изображение этой сказочной птицы?
Атаки Смоленск отбивал. Столица нашей области - ДРЕВНЕЙШИЙ город Смоленск, расположенный на обоих берегах реки Днепр. Он вписал немало героических страниц в защиту своего Отечества. С образованием Российского государства в XVI веке Смоленск превратился в важнейшую русскую крепость на западной границе. А птица Гамаюн - это символ славной победы, счастья, птица мира, символ возрождения. Она также символ космической птицы - первого космонавта нашей планеты Юрия Гагарина. Откуда он родом? 2 этап:

Выполнение эскиза панно по мотивам изразцов с использованием образа мифической птицы Гамаюн на бумаге формата А5.

1. повторение строения тела птички и особенности восприятия его

- Задача нашего сегодняшнего урока – выполнение эскиза декоративного панно по мотивам изразцов и начало выполнения его в глине. Прежде, чем мы начнем придумывать эскиз, вспомним особенности внешнего строения тушки птички (предыдущий урок был посвящен наброскам с чучела птицы). Какую геометрическую форму напоминает туловище? Голова? Крылья? Создавая декоративную композицию, мы можем упростить внешние формы строения тела. Или даже изменить их. Такой подход можно называть стилизацией.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.