1. повторение строения тела птички и особенности восприятия его
План- конспект открытого урока по лепке из глины. Преподаватель МБУДО «Детская художественная школа» Назаров Виктор Игоревич Тема: Русский изразец.
Процесс изготовления. Изразец «Жар-Птица»
Материал для работы: 1. Глина 2. Шликер (жидкая глина) 3. Скалка 4. Стеки 5. Тряпочка (х/б) 6. Баночка с водой 7. Губка 8. Доска для лепки
Тема: Изразец «Фантастическая птица» Вид занятия: лепка по образу и подобию. Тип занятия: комбинированный Цель урока: знакомство с видом декоративного скульптурного рельефа – изразцом. Выполнение эскиза керамического панно по мотивам народного изразца с изображением сказочной птицы, лепка его из глины. Задачи: Обучающая: • Освоение приема лепки из пластов с помощью налепов. Развивающая: • Развитие навыков и умений в работе со стеками и глиной; • развитие творческое воображение, пространственного мышления, познавательный интерес • развивать мелкую моторику рук; Воспитывающая: • воспитание усердия, трудолюбия; • привить интерес к декоративному изобразительному искусству.
План занятия. 1. Организационный момент – 2-3 мин. 2. Подготовка к основному этапу – 2 -3 мин. • сообщение темы, цели занятия • постановка основных учебных задач и сообщение объема работы • активизация познавательной деятельности обучающихся 3. Изучение нового материала – 8-10 мин. 4. Практическая работа –15 мин. • объяснение и наглядный показ поэтапного ведения работы • самостоятельная работа 5. Подведение итогов - 5 мин. • общий просмотр, анализ работ • фронтальный опрос 6. Завершение урока – 5 мин. • сообщение домашнего задания • уборка рабочего места
Вид занятия: практическое выполнение эскиза панно по мотивам народного изразца и лепка его из глины. Цель занятия: знакомство с видом декоративного скульптурного рельефа – изразцом. Выполнение эскиза керамического панно по мотивам народного изразца с изображением сказочной птицы, лепка его из глины. Задачи урока: Образовательные: * познакомить учащихся с новым видом декоративно-прикладного искусства – изразцом. * дать представление об использовании изразцов в декоре печей и фасадов зданий. * закрепить знания о рельефе как виде скульптуры * познакомить с популярным сюжетом народного изразца – изображением сказочной птицы и использованием образа птицы Гамаюн познакомить с особенностями композиции изразца и выполнить на бумаге эскиз лепного панно по мотивам народного изразца с изображением райской сказочной птицы. * научить выполнять лепное панно по мотивам народного изразца с изображением райской сказочной птицы из глины. * познакомить со способом декорирования керамики - гравировкой и тиснением Воспитательные: *способствовать формированию эмоционально-ценностного восприятия детьми изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры. * расширить привычное представление детей о печи и способствовать воспитанию любви к искусству родного народа и страны*способствовать развитию патриотических чувств и гордости к Родине, родному краю *способствовать развитию умений вести работу по лепке рельефного изразца последовательно и поэтапно Развивающие: *создать условия для развития воображения учащихся на основе творческих принципов народного искусства. *содействовать развитию мелкой моторики пальцев и техники работы с пластическим материалом через организацию индивидуальной работы. *содействовать повышению уровня проявления индивидуальности и самостоятельности учащихся через организацию индивидуальной творческой работы. * развить аккуратность в работе и на рабочем месте. Тип урока: комбинированный Продолжительность: 3 академических часа. Форма проведения занятия: групповая Оборудование: Для учителя: - комплект карточек пособий с изображениями народного изразца - карточки с изображением птиц - набор лекал для выполнения панно - доска для лепки - стеки и «штампики» - глина Для учеников: - доска для лепки - стеки, скалка- глина - бумага для эскизов формата А5 и карандаш
План занятия: 1 этап: 1. оргмомент : подготовка рабочего места, подготовка бумаги и карандашей для выполнения эскизов - 5мин. 2. беседа-повторение о видах скульптуры – 10 мин 3. беседа о народном изразце – 25 мин а. разговор о печи б. украшение печи рельефными изразцами, излюбленные сюжеты, особенности орнаментальных композиций и ценность каждой плитки отдельно в. изразцы из Талашкино и Абрамцева г. особенности изготовленияд. беседа о мифической райской птице Гамаюн – одном из любимых сюжетов 2 этап: Выполнение эскиза панно по мотивам изразцов с использованием образа мифической птицы Гамаюн на бумаге формата А5 –40мин: а. повторение строения тела птички и особенности восприятия его – 5 мин б. поиск композиции: выбор места размещения фигурки птицы с использованием «игры» с шаблонами; поиск наиболее выразительной позы поющей птицы – 15 мин в. выполнение карандашного эскиза –20мин 3 этап: Выполнение в глине панно (начало работы – 1, 2, 3 и 4 этапы) –35мин 4 этап: завершение занятия. - 5 мин. Подведение итогов. Уборка рабочего места и помещения. Ход занятия. 1 этап: 1. Оргмомент : подготовка рабочего места, подготовка бумаги и карандашей для выполнения эскизов, проверка готовности, отметка в журнале отсутствующих. 2. Беседа-повторение о видах скульптуры Вопросы: *Чем скульптура отличается от других видов изобразительного искусства? *Какие материалы могут использовать скульпторы для создания своих работ? *Какие виды скульптуры вы уже знаете? (Круглая и рельеф). *Что такое керамика?
3. Беседа о народном изразце. 1. разговор о печи: *Крестьянский дом - особое явление народной культуры. Дом служит защитой человеку. Крестьянский дом иначе называется " изба". Это слово имеет несколько значений. Одно из них: изба - помещение, отапливаемое печью. Основное пространство избы занимала печь (карточка № 1) А для чего использовали печь в русской деревне? *С печью связано много поверий, обрядов. Отношение хозяев изменялось к незнакомому человеку, если ему довелось посидеть на их печи. Такой человек считался уже своим. Печь в крестьянском доме - это кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Посредине зимы существовала особая неделя, которая называлась " Емелина неделя", когда люди сидя зимними долгими вечерами возле печки в доме рассказывали друг другу сказки. Нередко в них и сама печь становилась героиней. А какие вы знаете сказки, где упоминается печь? (Говоря о внутреннем убранстве дома, о назначении печи в избе, вспоминаем также пословицы, загадки и сказки. ) - Чего из избы не вытащи
Множество пословиц и поговорок. " Не хвались печью в нетопленной избе", " Не хлопочи, когда нет ничего в печи". «Печь нам мать родная».
Мы сегодня говорим о печи не с проста. Наша задача - познакомиться с новым видом декоративно-прикладного искусства - изразцом. Что же это такое? Кроме того, что в старину печь была всему хозяйкой в доме: она и грела, и кормила, но и нередко украшала жилище. Что же делало ее нарядной? Конечно, изразцы. ( Карточка №3)
Изразец - очень старое слово. Оно произошло от «изрезать»— это «то, что вырезано, обработано». Керамические декоративные плитки, или изразцы, издревле использовались на Руси для отделки дворцов и храмов ( Карточка № 2), а также для облицовки печей Вот что о них писал поэт И. Кулагин: " Я к изразцам прильну спиной - Я снова в детстве. Пускай бушуют за стеной Метели бедствий" Изразцы без поливы из-за красного цвета обожженной глины назывались красными 2. украшение печи рельефными изразцами, излюбленные сюжеты, особенности орнаментальных композиций и ценность каждой плитки отдельно). Украшением каждого красного изразца был рельеф, оттиснутый в специальной деревянной форме ( Карточка № 5). Красота изразцового убранства во многом зависела в древности от искусства мастера, резавшего деревянные формы для изразцов. Рельефы были единственным украшением самых первых изразцов. На них изображались растительные орнаменты (Карточки № 6), сцены охоты и битв, герои народных сказок, басен и былин, реальные и фантастические животные, персонажи славянской мифологии. 3. изразцы из Талашкино и Абрамцева (Карточки №7, 8, 9 )
В конце прошлого века над созданием изразцового убранства печей увлеченно работал художник М. Врубель. В усадьбе Абрамцево под Москвой по его эскизам и при непосредственном участии были построены замечательные печи — истинные произведения декоративно-прикладного искусства. Отдал дань изразцовой отделке печей и художник С. Малютин, по эскизам которого были построены печи в усадьбе Талашкино в нашей Смоленской области.
Хотя изразцы в основном являются частью большой орнаментальной композиции, каждый из них в отдельности порой воспринимается как самостоятельное произведение декоративно-прикладного искусства. Специально разработанные отдельные изразцы или несколько изразцов, объединенные единой композицией, могут служить настенным украшением как в общественном здании, так и в современной квартире. 4. особенности изготовления. Раньше для формовки изразцов применялись деревянные формы (Карточка №5), то теперь керамисты стали отливать их из гипса по вылепленным из глины моделям. При осторожном обращении с гипсовой формой в ней можно отформовать до двухсот изразцов. Если же изразцов требуется больше, то заранее сразу изготовляют несколько одинаковых форм: можно показать выполнение оттиска с подготовленной ранее гипсовой формы.
5. беседа о мифической райской птице Гамаюн – одном из любимых сюжетов А теперь вернемся снова к наиболее часто встречаемым сюжетам старинных изразцов Одними из наиболее любимых сюжетов старинных изразцов были изображения мифических райских птиц Алконоста, Сирина, Гамаюна.
Алконост. Богиня Зари рассветной. Она Заря-Заряница. Она часто изображена в образе сказочной птицы около синего моря. Ведь вся красота зари, её величие и торжественность - значительнее всего проявляются именно там. Её оперение поистине вобрало в себя все краски великолепия зарождения нового дня. Она поет песни радости. Сирин - это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот - истинное блаженство! Птица Гамаюн Гамаюн обитает в Светлом Ирии - райском саде - и принадлежит самому Всевышнему. В русской мифологии вещая птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает всё на свете. Она поет о победах Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям 6. использование образа Гамаюна в гербе и флаге Смоленской области.
Сейчас я покажу вам изображения герба и флага. (Карточка №12) Вы не знаете, какой местности они принадлежат? Это символы Смоленской области. Один из первых гербов Смоленска, который был учрежден князем Глебом Святославовичем в 1393 году. Этот примерный герб изображал пушку и сидящую на ней птицу Гамаюн. До начала 18 века герб состоял только из щита, пушки и птицы.
Как думаете, почему на гербе нашей области есть изображение этой сказочной птицы? Атаки Смоленск отбивал. Столица нашей области - ДРЕВНЕЙШИЙ город Смоленск, расположенный на обоих берегах реки Днепр. Он вписал немало героических страниц в защиту своего Отечества. С образованием Российского государства в XVI веке Смоленск превратился в важнейшую русскую крепость на западной границе. А птица Гамаюн - это символ славной победы, счастья, птица мира, символ возрождения. Она также символ космической птицы - первого космонавта нашей планеты Юрия Гагарина. Откуда он родом? 2 этап:
Выполнение эскиза панно по мотивам изразцов с использованием образа мифической птицы Гамаюн на бумаге формата А5.
1. повторение строения тела птички и особенности восприятия его
- Задача нашего сегодняшнего урока – выполнение эскиза декоративного панно по мотивам изразцов и начало выполнения его в глине. Прежде, чем мы начнем придумывать эскиз, вспомним особенности внешнего строения тушки птички (предыдущий урок был посвящен наброскам с чучела птицы). Какую геометрическую форму напоминает туловище? Голова? Крылья? Создавая декоративную композицию, мы можем упростить внешние формы строения тела. Или даже изменить их. Такой подход можно называть стилизацией.
|