Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





б) по мнению Л.С. Выготского, «значение есть путь от мысли к слову»;



б) по мнению Л. С. Выготского, «значение есть путь от мысли к слову»;

в) слово является достоянием всего народа;

г) в ассоциативном подходе анализируются ассоциативные связи слова и выявляется значение слова;

д) ситуативный подход ориентирован на выявление ситуаций говорения; е) новое слово возникает, когда говорящий понимает значение предмета,

не имеет готового цельнооформленного синонима к развернутому опи-санию.

6. Укажите, какова взаимосвязь между параметрическими, признаковыми и прототипными подходами к значению слова.

Параметрический – акцентирует внимание на том, что для носителя языка значение слова не является монолитным, оно может быть разложено на ряд составляющих, степень выраженности которых поддается количественному измерению,
Признаковый – описывает всё стоящее за словом у человека через некоторый набор признаков, без которых слово (точнее обозначаемый им объект) не может быть отнесено к некоторой категории и играющих определенную роль для носителей определенного языка и культуры,
Прототипный – основывается на понятии типичности не только некоторого сочетания признаков, но и степени значимости таких признаков для отнесения того или иного объекта к определенной категории.

7. В одном из произведений Станислава Лема описана ситуация, в которой фигурирует придуманное писателем-фантастом слово сепулька. На основании каких психолингвистических механизмов вы можете интерпретировать фразу «Сепульки выращиваются в сепулярии»?

На основании механизма осмысления речи, т. к. человек, читая эту фразу, должен понять, что сепульки – важный элемент цивилизации ардритов с планеты Энтеропия, а сепулярий – это устройство для сепуления.

 

8. Проанализируйтепримерыошибочновоспроизведенныхиспытуемымислов; определите и объясните характер связей между ними и действительно предъявляв-шимися в эксперименте А. А. Залевской словами. Приведите примеры аналогичных «подмен»(«синонимиисмыслов»)изсвоегоопытаилиизречиокружающих.

 

Исходные слова Ошибочно записанные слова
Орел Кролик Синий Учитья Сокол Заяц Голубой Изучать

 

Идти – шагать, веселье – радость, смелый – храбрый.

 

9. Что такое, по вашему мнению:

Времякопы (по В. Хлебникову) - строители нового времени. Люди мысли и, дела которых устремлены в будущее и влияющие на судьбу страны, человечества, эпохи.

 Копатка (из словаря ребенка) – соединение слов «лопата» и «копать»

 Гульвар (из народной этимологии) – бульвар.

 

10. Приведите свои примеры новообразований.

Ко́ уч, фрила́ нс, фэйк.

 

11*. Объясните, почему исследование восприятия словесных новообра-зований может служить ценным источником сведений о процессах функцио-нирования слова.

Появление новообразования - частный результат функционирования слова в обычных условиях его деривационного распространения, поэтому планы создания и функционирования слова взаимно детерминируют друг друга. Природа детерминации в разных ее направлениях неодинакова: в одном случае она генетическая (от создания к функционированию), в другом - синхронно-функциональная (от функционирования к созданию).

12*. Почему слово «черный», записанное красным цветом, будет воспри-ниматься медленнее, чем написанное привычно?

Потому что ассоциативно мы воспринимаем черный цвет как нечто темное, а не светлое и яркое как красный.

13*. Многие ученые акцентируют внимание на том, что значения функцио-нируютнепоотдельности, авопределенныхсвязях, которыектомужескладыва-ютсявовсеболееобширныеобъединения: кластеры(группы), поля, сети. Приэтом в качестве единиц, по трактовке разных авторов, выступают ассоциации, фреймы, наборы признаков и т. д. Отразите в схеме особенности данных взаимосвязей.

 


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.