|
|||
Альфред Шнитке. « Стихи покаянные »Стр 1 из 2Следующая ⇒ Альфред Шнитке. « Стихи покаянные » -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Дуализм добра и зла, составляющий концептуальный фундамент многих сочинений композитора, в «Стихах покаянных» переходит у А. Шнитке из плоскости «бытовой» морали – как вопроса выбора между хорошим или плохим поступком, в мораль высшего ранга – жизнь-в Боге или жизнь-вне Бога. Этот выбор является определяющим для человека на пути к вечной жизни, либо к вечной смерти. И лишь через покаяние в грехах можно, очистив душу от скверны, попрать смерть бессмертием.
Далее если читаете в номерах « с буквы....... » - это значит в нотах стоит такая буква для работы хора над данным нотным текстом.
№ 1 « Плакася Адамо предъ раемо съдя » Содержание стиха представляет собой плач А дама по утраченному раю. Номер построен на тотальном господстве нисходящих хроматических интонаций, напоминающих мучительный стон. Часто встречается фигура раtоpojа, выражающая страдания. Мужские голоса персонифицируют персонажа — Адама, тембрально окрашивая номер в темные тона. У же одно то, что звучание отдано полностью мужскому хору, создает мрачный колорит, который вместе с хроматическим «кружением» погружает слушателя в атмосферу зла. Элементы гетерофонности в фактуре, «гармонизация» верхнего голоса преимущественно диссонантными интервалами, периодически возникающая полиритмия усиливают ощущение стенания. И только обращение к Богу в конце номера отмечено «чистыми» вертикальными созвучиями. № 2 « Приими мя, пустыни » Центральный смысл стиха заключается в алкании человеком пустынного жития как единственной возможности избежать мирских забот и посвятить себя покаянию в грехах. Часть начинается с соло тенора. Слышимый в запеве ре мажор рассеивает мрачный колорит первого номера. Однако с буквы H начинающее постепенно довлеть в партии соло минорное наклонение, усиление роли хроматических интервалов, появление фигуры catabasis в ц. 12 вновь возвращает сомбрированное звучание. Таким образом композитор иллюстрирует текст стиха: «Не брани, пустыня, страшилищи своими отоб гошаго от лукавныя блудница мира сего». С буквы К возвращается светлая краска за счет вступления женских голосов, образующих при движении чистые интервалы и аккорды, и общего мажорного звучания. Так А. Шнитке рисует пустыню — вожделенный рай, лишенный мирской тщеты и греха: «И поиду в луз х по красному твоему винограду. Различных цв тець твоихъ, дыхающе от воздуха малым в трецем, движуще у древес в твие свое кудряво». Периодически возникающие секундовые созвучия являются проходящими и не разрушают светоносность этого эпизода. Буква L знаменует собой новый раздел. Здесь вновь происходит «омрачение», связанное со смыслом текста: «И б уду яко худъ зв рь, единъ скытаяся». Квинта басовой партии перемещается на октаву вниз, партия тенора звучит в минорном наклонении, насыщаемая хроматизмами. У силивающееся напряжение снимается в конце номера строгим звучанием хорала, утверждающим лучезарный ре мажор.
|
|||
|