Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Альфред Шнитке. « Стихи покаянные »



Альфред Шнитке. « Стихи покаянные »

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дуализм добра и зла, составляющий концептуальный фундамент многих сочинений

композитора, в «Стихах покаянных» переходит у А. Шнитке из плоскости «бытовой»

морали – как вопроса выбора между хорошим или плохим поступком,

в мораль высшего ранга – жизнь-в Боге   или   жизнь-вне Бога.

Этот выбор является определяющим для человека на пути к вечной жизни, либо к вечной смерти. И лишь через покаяние в грехах можно, очистив душу от скверны, попрать смерть бессмертием.

 

Далее если читаете в номерах « с буквы....... » - это значит в нотах стоит такая буква для работы хора над данным нотным текстом.

 

№ 1 « Плакася Адамо предъ раемо съдя »

Содержание стиха представляет собой плач А дама по утраченному раю. Номер построен

на тотальном господстве нисходящих хроматических интонаций, напоминающих

мучительный стон. Часто встречается фигура раtоpojа, выражающая страдания. Мужские голоса персонифицируют персонажа — Адама, тембрально окрашивая номер в темные тона. У же одно то, что звучание отдано полностью мужскому хору, создает мрачный колорит, который вместе с хроматическим «кружением»

погружает слушателя в атмосферу зла.   Элементы гетерофонности в фактуре,

«гармонизация» верхнего голоса преимущественно диссонантными интервалами, периодически возникающая полиритмия усиливают ощущение стенания. И только обращение к Богу в конце номера отмечено «чистыми» вертикальными созвучиями.

№ 2 « Приими мя, пустыни »

Центральный смысл стиха заключается в алкании человеком пустынного жития как

единственной возможности избежать мирских забот и посвятить себя покаянию в грехах.

Часть начинается с соло тенора. Слышимый в запеве ре мажор рассеивает мрачный

колорит первого номера.

Однако с буквы H начинающее постепенно довлеть в партии соло минорное наклонение, усиление роли хроматических интервалов, появление фигуры  catabasis  в ц. 12 вновь возвращает сомбрированное звучание. Таким образом композитор иллюстрирует текст стиха: «Не брани, пустыня, страшилищи своими отоб􀀀 гошаго от лукавныя блудница мира сего».

С буквы К возвращается светлая краска за счет вступления женских голосов, образующих при движении чистые интервалы и аккорды, и общего мажорного звучания. Так А. Шнитке рисует пустыню — вожделенный рай, лишенный мирской тщеты и греха:

«И поиду в луз􀀀 х по красному твоему винограду. Различных цв􀀀 тець твоихъ, дыхающе от воздуха малым в􀀀 трецем, движуще у древес в􀀀 твие свое кудряво».

Периодически возникающие секундовые созвучия являются проходящими и не разрушают светоносность этого эпизода.

Буква L знаменует собой новый раздел. Здесь вновь происходит «омрачение», связанное со

смыслом текста: «И б уду яко худъ зв􀀀 рь, единъ скытаяся». Квинта басовой партии

перемещается на октаву вниз, партия тенора звучит в минорном наклонении,

насыщаемая хроматизмами. У силивающееся напряжение снимается в конце номера

строгим звучанием хорала, утверждающим лучезарный ре мажор.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.