Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общественно-политические движения в СССР в эпоху застоя



 

 

Общественно-политические движения в СССР в эпоху " застоя"

Духовное сопротивление в годы " застоя"

1. Усиление идеологического контроля приводит к сопротивлению и неприятию деятелями культуры.

2. «Диссидентское движение»

3. " Самиздат"

С приходом к власти Л. И. Брежнева стали ощущаться ужесточение политического климата, нетерпимость властей к проявлениям свободомыслия. В среде научной и творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств сформировались целые группы несогласных с режимом и открыто выступавших против попрания гражданских свобод. Это неформальное общественное движение, возникшее в середине 1960-х годов и ставившее на первое место защиту прав граждан, получило название диссидентства.

Датой рождения правозащитного движения можно считать 5 декабря 1965 г., когда на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Параллельно возникла бесцензурная печать (" самиздат" ). С апреля 1968 г. диссидентскому движению удалось начать издание " Хроники текущих событий", которая подпольно выходила каждые два-три месяца, сообщая о посягательствах властей на свободу личности. Среди диссидентского движения определились свои лидеры – А. Сахаров, Ю. Галансков, А. Гинзбург, В. Буковский, А. Амальрик, Л. Богораз, Н. Горбаневская, А. Вольпин.

 

Новый этап развития диссидентского и правозащитного движения пришелся на период 1968–1976 гг. Подавление Пражской весны 1968 г. в Чехословакии внутри СССР обернулось " закручиванием гаек" в идеологии и культуре, преследованиями диссидентов, усилением догматических тенденций в общественных науках, изменением всей общественно-политической атмосферы в стране. Из редакций газет, журналов увольнялись неугодные редакторы и журналисты. Ужесточилась цензура. Эти годы ознаменовались травлей многих советских историков, чьи работы не вписывались в утвержденные каноны официальной идеологии, все более напоминавшей постулаты " Краткого курса". Литературные произведения, не отвечавшие официальным требованиям, не публиковались. Кинофильмы оставались на полках, не доходя до широкого зрителя. Жесткому контролю со стороны Министерства культуры подвергалась театральная деятельность.

Судебное преследование в 1965 г. писателей Ю. Даниэля и А. Синявского за публикацию за границей литературных произведений, политический процесс в январе 1968 г. над правозащитниками А. Гинзбургом и Ю. Галансковым повлияли на организационное оформление гражданской активности части инакомыслящих в СССР. Диссидентские и правозащитные группы стали приобретать черты общественного движения, возникали элементы координации. Самиздат, до того по большей части художественный, насыщался публицистикой, социально-политической эссеистикой. Например, была опубликована работа академика А. Д. Сахарова " Размышление о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" (июнь 1968 г. ).

Основные течения диссидентов объединились в " Демократическое движение" с весьма размытой структурой. Оно состояло из трех идеологических направлений, возникших в постсталинский период: " подлинного марксизма-ленинизма", представленного, в частности, Р. и Ж. Медведевыми; западного либерализма в лице А. Д. Сахарова; " христианской идеологии", защищаемой А. И. Солженицыным. " Демократическое движение" было малочисленным и насчитывало всего несколько сотен приверженцев из среды интеллигенции. Однако благодаря деятельности двух выдающихся личностей, ставших своего рода символами правозащитного движения, – А. Солженицына и А. Сахарова – оно получило признание за границей.

Помимо весьма узких кругов интеллигенции протест выражали и другие слои общества: католические круги Литвы; евреи, недовольные ужесточением иммиграционной политики в 1970– 1985 гг.; часть национальной интеллигенции на Украине, в Грузии, Армении, Прибалтике. В различных слоях населения складывались своеобразные формы протеста против официальной политики и идеологии, которые подчеркивали расхождение с официально признанными нормами и ценностями, например экологические кампании (против загрязнения озера Байкал, поворота сибирских рек в Среднюю Азию) или критика деградации экономики молодыми " технократами", работавшими в престижных научных коллективах, наконец, создание произведений нонконформистского характера во всех областях интеллектуального и художественного творчества.

Параллельно с возрождением некоторых форм национального протеста в 1960–1970-е годы происходило возрождение религиозного сознания. Интерес к религии принимал различные формы. Восстанавливались храмы, издавались книги о русской православной религиозной традиции, в которых выражалось сожаление о разрушении этой традиции.

Данный процесс проходил вне рамок официальной церкви, строго контролировавшейся партией и КГБ. Патриархия не предпринимала серьезных попыток расширить рамки своей деятельности. В связи с этим, а также из-за ее тесного сотрудничества с властями церковь критиковали А. Солженицын, священники Г. Якунин, Д. Дудко, Н. Эшлиман. В СССР действовала небольшая группа христианских диссидентов – Всероссийский социально-христианский союз освобождения народа, имевший около 30 членов. Серьезным изданием был журнал " Вече", редактировавшийся в 1970-е годы В. Осиповым и предоставлявший свои страницы авторам самых разных убеждений.

 

Последствия политических и экономических решений все более проявлялись в общественной жизни. Одной из первых тем, волновавших общество после снятия Хрущева, стал вопрос об отношении к Сталину. Новое руководство прекратило процесс десталинизации, усилило идеологический контроль. Особую роль в этом процессе свертывания либеральных послаблений сыграли чехословацкие события 1968 г., показавшие верхушке КПСС опасность идеологического плюрализма. Первым предупреждением инакомыслящей советской интеллигенции стало «дело Синявского и Даниэля». Два советских литератора были арестованы в сентябре 1965 г. за публикацию своих произведений за рубежом. В 1966 г. они получили несколько лет лагерей. Ужесточалась цензура. Был снят главный редактор «Нового мира» А. Твардовский.

Но в отличие от сталинского и даже хрущевского времени это наступление консервативных сил встречало все усиливающееся сопротивление и неприятие деятелей науки и культуры. Накануне XXIII съезда КПСС Брежневу было направлено коллективное письмо (среди подписавших - академик П. Капица, писатель К. Чуковский, режиссер Г. Товстоногов, актер И. Смоктуновский) с протестом против возможной реабилитации Сталина. 62 писателя в письме XXIII съезду КПСС просили об освобождении Даниэля и Синявского.

С конца 60-х гг. формируется т. н. «диссидентское движение». В нем выделялось несколько направлений:

  • - национальные и национально-демократические (армянское, грузинское, украинское, литовское, русское);
  • - движения репрессированных народов за возвращение на родину (крымскотатарское, месхетинское);
  • - движение за выезд (евреев в Израиль, советских немцев в ФРГ);
  • - религиозные движения (евангельских христиан-баптистов, пятидесятников и пр. );
  • - движения за социально-экономические права:
  • - движение правозащитников (движение за права человека в СССР).
     
     

Диссидентское движение выступало с требованиями соблюдения советских законов и международных соглашений, подписанных СССР. Добиваясь гласности, его активисты организовали выпуск «Хроники текущих событий», рассказывая о преследованиях по политическим и идеологическим мотивам. Составной частью сопротивления властям стал т. н. «самиздат» - распространение произведений, запрещенных к публикации в СССР. Среди них были стихи А. Ахматовой («Реквием»), О. Мандельштама, А. Твардовского, книги Л. Гинзбург «Крутой маршрут», Ж. Медведева и т. д.

Неформальными лидерами этого движения стали академик А. Сахаров, писатель А. Солженицын, генерал-майор П. Григоренко и другие. Неоднократно предпринимались попытки политических демонстраций в Москве. Наибольшую известность получил выход семи человек - К. Бабицкий, Л. Богораз, В. Делонэ, В. Дремлюга, Н. Горбаневская, П. Литвинов, В. Файнберг - на Красную площадь 25 августа 1968 г. в знак протеста против вторжения в Чехословакию. Громадный резонанс во всем мире вызвала опубликованная за рубежом книга А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». В 1970 г. писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе. Изменение общественного климата сказалось в отношении к этому событию. Если в 1958 г. власти сумели заставить Б. Пастернака отказаться от этой награды, то теперь, несмотря на все усилия, А. Солженицын принял ее, но не имел возможности выехать для ее получения. Вручение Нобелевской премии А. Солженицыну состоялось после его высылки из СССР в 1974 г.

В самом диссидентском движении шли споры о прошлом и будущем России и СССР, о путях выхода из кризиса. Можно вычленить три основных идейных течения: сторонники «очищенного от сталинизма» марксизма (Р. Медведев), либералы-западники (А. Сахаров), современные славянофилы (А. Солженицын). Были также попытки создать неофициальные профсоюзы.

Хотя само диссидентское движение было весьма малочисленным (несколько тысяч человек), оно имело моральную поддержку среди части гуманитарной и технической интеллигенции, студенчества. Легальной основой диссидентства, противостояния официальной идеологии становились песни В. Высоцкого, книги В. Белова, В. Быкова, В. Распутина, Ю. Трифонова, В. Шукшина и других поэтов и писателей, писавших об опустошении российской деревни, реалиях Великой Отечественной войны, нравственных проблемах российского общества и т. п. Критика экономического управления, защита экологии в связи с масштабными проектами строительства и мелиорации, прорывавшаяся на страницы газет и журналов, отражавшаяся в искусстве, говорила о развитии элементов гражданского общества, о кризисе официальной идеологии.

Не будучи в состоянии вернуться к методам сталинизма, власть в эти годы стремилась изолировать своих идейных противников путем уголовного преследования, помещения в психиатрические лечебницы, ссылки (А. Сахаров), высылки за границу и лишения советского гражданства (А. Солженицын), разрешения на выезд из страны с недопущением возвращения (М. Ростропович), организацией идеологических кампаний в средствах массовой информации. При этом практиковалось давление на родственников диссидентов.
Одновременно существовало стремление взять под свой контроль различные неформальные движения творческой молодежи (художников-абстракционистов, рок-клубы и т. п. ). Особую роль в проведении такой политики играли идеологическое руководство КПСС и КГБ. Внутри КГБ было создано специальное 5-е управление для борьбы с «идеологическими диверсиями».

После вторжения наших войск в Афганистан на диссидентов обрушились особенно тяжелые репрессии, которые усилились после прихода к власти Андропова. Диссидентское движение было почти полностью разгромлено. Таким образом, с середины 60-х до середины 80-х гг. тоталитарный режим в СССР вновь усилил свои позиции после развенчания Сталина и других новаций «оттепели». Готовность общества к переменам была ограничена жесткими рамками идеологической парадигмы «строительства коммунизма», политической монополией партийно-государственных структур, номенклатуры



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.