Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Орден иезуитов



 

Контрреформация. В связи с ошеломляющими успехами реформационного движения в 40-х гг. XVI в. католическая церковь была вынуждена предпринять дополнительные меры для обеспечения внутреннего единства западноевропейского христианства и для создания необходимых органов и средств борьбы с наступающей Реформацией. 27 сентября 1540 г. папа римский Павел III (1468-1549 гг., папа с 1534 г. ) утвердил устав духовного ордена иезуитов, который под руководством своего основателя и первого генерала испанского дворянина И. Лопеса де Лойола (1491-1556 гг. ) быстро стал одним из наиболее действенных орудий католической реакции в сфере дипломатии, шпионажа и подрывной деятельности, в установлении контроля над образованием и культурой, в распространении католического христианства в заморских колониях европейских держав. В 1542 г. была учреждена “священная конгрегация римской и вселенской инквизиции” под председательством кардинала Д. Караффы (1476-1559 гг., с 1555 г. папа Павел IV), который в целях координации усилий в подавлении духовного инакомыслия были подчинены церковные карательные органы, действовавшие на территории всех католических стран в тесном взаимодействии со светскими властями. 15 марта 1545 г. в североитальянском городе Тридент (современный Тренто) начал свою деятельность XIX Вселенский собор католической церкви, созванный с целью уточнения догматических основ и культа ортодоксального католицизма, а также идейного разгрома реформационного движения. В ходе длительной (с перерывами до 1563 г. ) и напряженной работы собор выработал обязательное для всех правоверных католиков т. н. “Тридентское исповедание веры”, подтвердил отрицавшиеся протестантскими богословами учения о таинствах, чистилище, индульгенциях, почитании святых, реликвий и икон, о непогрешимости и верховенстве пап. В это же время, реформационные доктрины об “оправдании верой”, Священном Писании как единственном источнике религиозной истины, верховенстве светских властей в мирских делах, “абсолютном Божественном определении”, равно как и требования об отказе от обета безбрачия духовенства, введения богослужения на национальных языках, равенства духовенства и верующих в обряде причащения были осуждены и отвергнуты.

В соответствии с декретами, принятыми в Триденте, католическая церковь ввела постояннодействующую цензуру печатного слова. На протяжении 1559-1962 гг. Ватикан издавал т. н. “Индекс запрещенных книг”, в числе первых из которых, наряду с сочинениями еретиков и реформаторов, значились многие произведения европейских гуманистов. С целью усиления контроля над паствой, было решено ввести обязательную письменную регистрацию совершения церковных таинств крещения, конфирмации, бракосочетания и соборования.

Орден иезуитов

Основателем Ордена иезуитов («Общества Иисуса») был испанский дворянин среднего достатка Игнатий Лойола (1491-1556— —Лишившись из-за тяжелого ранения возможности продолжать военную службу, этот католический фанатик и реакционер решил посвятить себя «служению Иисусу» и борьбе церкви. После многолетнего изучения богословия сначала в Саламанкском университете, а затем в Сорбонне Лойола написал книгу под названием «Духовные упражнения», в которой излагались организационно-программные принципы «Общества Иисуса». Деятельность этого общества началась практически с 1534 г., хотя официально Орден иезуитов был учрежден в 1540 г. и с тех пор неизменно поддерживал тесную связь с папством.

Лойола был первым руководителем (генералом) ордена и создателем его устава. Формально высшим органом власти у иезуитов считалась генеральная конгрегация, состоявшая из высших сановников ордена, практически вся власть сосредоточивалась в руках генерала, при котором имелся совет из нескольких человек —совещательными правами. Иезуиты весь мир разделили на особые, районы (провинции), включавшие обычно несколько стран. Эти провинции возглавляли иезуитские провинциалы, имевшие при себе также совещательные коллегии. Члены ордена, хотя они и давали, как все монахи, обет послушапия, целомудрия и нестяжательства, жили не в тиши монастырских обителей, а в миру. Их главной обязанностью было находиться в центре общественной жизни и оказывать на нее такое влияние, какого требовали интересы католической церкви и указания руководителей ордена. Подчиненный «должен предоставить провидению, в лице своих начальников, так управлять собой, как если бы он был трупом», – таково было основное требование, предъявлявшееся к каждому иезуиту.

—Главными направлениями деятельности иезуитов были: воспи-— тание подрастающего поколения в духе ортодоксального католицизма; проникновение во все слои общества и преимущественно в правящие его сферы с целью их подчинения воле и целям ордена и католической, церкви; осуществление планов папской политики; борьба с ересями и распространение католицизма. В дальнейшем одной из основных целей иезуитов стало обеспечение материального преуспевания ордена. Фанатичные, обладавшие змеиной изворотливостью иезуиты проникали в великосветские салоны, во дворцы коронованных особ, потакали их слабостям и порокам и, опутав их сетью интриг, подчинив своей воле, превращали в послушных– исполнителей политики ордена и папства, не останавливаясь перед любыми провинциями и преступлениями. Для иезуита не существовало никаких моральных преград, когда дело касалось интересов ордена или выполнения приказа. Он не должен был останавливаться даже перед совершением «смертного греха», если того требовал начальник. Хитросплетениями софизмов и формальнологических словесных комбинаций он должен был уметь оправдать любой, самый отвратительный и аморальный поступок, если конечный его результат соответствовал интересам ордена. Хорошо поставленные иезуитские школы, исповедь, ухаживание за больными – все преследовало цели «уловления душ». Ничем не гнушались иезуиты, чтобы использовать набожность, пороки или невежество своих «агнцев» ради овладения их имуществом.

Одновременно иезуиты проникали в самую толщу обездоленных и угнетенных, выслеживали и выдавали инквизиции еретиков и бунтовщиков». Они убеждали бедный люд в божественной предустановленности существующих порядков, в необходимости смирения и покорности, в «тщете и суетности» суете мирского. Их миссионеры энергично действовали в колониях, порабощенных европейскими завоевателями, и, любыми методами распространяя там христианство, освящали —словом божиим» рабство и свирепое уничтожение аборигенов. За допускавшиеся злоупотребления, а то и преступления иезуитов нередко изгоняли не только из отдельных городов, но и стран. Однако они продолжали развивать свою активность.

Деятельность иезуитов продолжается и по сей день. Они имеют в своем распоряжении целую сеть школ в разных странах, в том числе в Америке. Как правило, в этих школах хорошо поставлена педагогичесая система и работают весьма квалифицированные учителя, привлекаемые высокой оплатой.

Энергично работают иезуиты и в католических университетах, существующих во многих странах Европы, уделяя особое внимание теологическим факультетам. Все это делается в целях сохранения и распространения католицизма и «улавливания душ».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.