Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ 2 страница



 6842. " И сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! " означает внутреннее наставление и послушание. Это ясно из значения " призвания Богом" в исторических книгах Слова, как наития от Божественного (п. 6840). Сам призыв содержится в словах: " и сказал Сущий: Моисей, Моисей"; и поскольку эти слова содержат в себе всё, что следует далее, прежде всего, что он не должен подходить, но что он должен снять обувь свою с ног своих, то они означают внутреннее наставление; а ответ Моисея: " вот я" означает послушание.

 6843. " И сказал Бог: не подходи сюда" означает, что он не должен все еще размышлять о Божественном по чувственному [восприятию]. Это ясно из значения слов " подходить к Сущему", как размышлять о Божественном. Причина, по которой выражение " подходить", когда говорится о приближении человека к Господу, означает размышление о Божественном, состоит в том, что человек не может приблизиться к Божественному физически, как один человек приближается к другому, но лишь мысленно, то есть разумом и волей. Нет иного способа приблизиться к Божественному, ибо Божественное пребывает над предметами пространства и времени, находясь в тех предметах в человеке, которые называются " состояниями", а именно, состояниями любви и состояниями веры, таким образом состояниями обеих способностей духа, то есть воли и разума; через них человек может приблизиться к Божественному. Из этого ясно, почему здесь слова " не подходи сюда" означают, что он не должен размышлять о Божественном по внешнему чувственному [восприятию], которое означается " обувью", которую он должен был сначала снять. Говорится " все еще", потому что внешние чувственные начала природного возрождаются последними, таким образом последними получают наитие от Божественного; а состояние, о котором здесь говорится, еще не было таким, чтобы чувственные начала могли принимать наитие. О чувственных началах смотрите то, что теперь следует.

 6844. " Сними обувь твою с ног твоих" означает, что чувственные начала, образующие внешний уровень природного, должны быть удалены. Это ясно из значения " обуви", как чувственных начал, образующих внешний уровень природного (п. 1748); и из значения " ног", как природного (п. 2162, 3147, 3761, 3986, 4280, 4938-4952). " Снять" ясно означает удалить, поскольку говорится о чувственных началах. Выражения должны относиться к тому, о чем идет речь, таким образом, " снять" относится к обуви, а " удалить" относится к чувственным началам. Нужно объяснить, что понимается под всем этим. Каждый может видеть, что обувь здесь прообразует то, что не согласуется со святой Божественностью, таким образом, снятие обуви прообразует удаление таких предметов; иначе, какое бы значение для Божественного имело приближение человека в обуви или босиком, если бы внутренне он был таков, что мог приблизиться к Божественному в вере и любви? Поэтому " обувью" означаются чувственные начала, образуя внешний уровень природного, которые таковы, что не могут оставаться, когда происходит размышление о Божественном; поэтому Моисею не было позволено приблизиться в обуви на ногах, ибо в то время прообразы соблюдались.

[2] Причина, по которой чувственные начала, образующие внешний уровень природного, таковы, что не могут принимать Божественное, состоит в том, что они пребывают в предметах мирских, плотских и даже земных, поскольку они первыми их принимают; отсюда чувственные представления, содержащиеся в памяти, происходят от света и тепла мира, но совершенно не от света и тепла неба; поэтому они являются последними началами, которые могут возродиться, то есть получить что-либо от небесного света. Отсюда происходит то, что когда человек пребывает в этих чувственных началах и размышляет из них, он неизбежно мыслит о Божественном так же, как думает о земных вещах, и если он пребывает во зле, то думает из этих чувственных начал совершенно противоположно Божественному. Когда же человек размышляет о предметах, относящихся к вере и любви к Богу, пребывая в добре, он возвышается от чувственных предметов, составляющих внешний уровень природного, к внутренним предметам, следовательно от земных и мирских предметов к предметам небесным и духовным.

[3] Это то, о чем люди не знают, потому что они не знают, что внутренние степени в них отделены от внешних, и что мышление бывает более внутренним и более внешним. Не зная об этих вещах, человек не может о них размышлять. Но подумайте о том, что было уже сказано о мышлении из чувственных предметов, а именно, что те, которые думают из них, имеют мало мудрости (п. 5089, 5094, 6201, 6310, 6312, 6314, 6316, 6318, 6598, 6612, 6614, 6622, 6694). Человек может подняться над чувственным уровнем, и когда он поднимается, он входит в более мягкий свет; и это происходит главным образом с теми, которые возрождаются (п. 6183, 6313, 6315). Из всего этого теперь ясно, что понимается под " снятием обуви с ног". Что природное в человеке бывает внешним, средним и внутренним, смотрите в п. 4570, 5118, 5126, 5497, 5649. Внутреннее природное означается " ногами", среднее природное – " подошвами ног", а внешнее – " обувью".

 6845. " Ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" означает, что иначе Божественное не может войти. Это ясно из значения " места", как состояния (о чем говорилось в п. 2625, 2837, 3356, 3387, 4321, 4882, 5605), поэтому " место, на котором ты стоишь", означает состояние, в котором он пока пребывает; и из значения " святой земли", как святости, исходящей от Господа. Таким образом, под этими словами понимается состояние святости, происходящее от Божественной Человечности Господа. Это значение – что иначе Божественное не может войти – следует из сказанного выше, а именно, что если человек не удалится от чувственных предметов, которые являются внешним уровнем природного, то есть, если он не возвысится над ними к предметам более внутренним, Божественное не сможет войти. Причиной, по которой Божественное не может войти в человека, пока он пребывает в этих чувственных предметах, состоит в том, что наитие от Божественного доходит даже до тех предметов, которые являются последними, таким образом, до чувственных предметов, которые являются внешним уровнем природного в человеке; и если он состоит исключительно из плотских и земных вещей, то Божественное действие, которое проникает, рассеивается, поскольку не согласуется с тем, что там находится. Поэтому, когда человек готов принять Божественное, то есть предметы веры и любви, он поднимается над чувственными вещами; и когда он поднимается над ними, Божественное больше не проникает туда, а именно, во внешний чувственный уровень, но проникает в более внутренний уровень, в который поднимается человек. Что это так, мне было дано знать из богатого опыта.

 6846. " И сказал ему: Я Бог отца твоего" означает Того, Кто был Богом Древней Церкви. Это ясно из значения " отца", как Древней Церкви (п. 6075). Древняя Церковью названа " отцом", потому что от неё произошли Церкви, которые были после нее, а именно, Еврейская Церковь, а впоследствии Церковь, которая была среди потомков Иакова. Поскольку ритуалы и уставы, предписанные через Моисея потомкам Иакова, не были новыми, но ранее существовали в древних Церквях и были просто восстановлены среди сынов Иаковлевых. Они были восстановлены, потому что у других народов они стали идолопоклонническими, а в Египте и в Вавилоне превратились в магию. Что эти ритуалы и уставы существовали в древних Церквях, можно видеть из многих мест в Слове. Вот, почему Древняя Церковь понимается под " отцом", а также называется " отцом" в Слове, где говорится о Церкви. Бог, которого люди почитали в Древней Церкви, был Господом в отношении Его Божественной Человечности, им также было известно, что каждый ритуал их Церкви прообразовал Господа. Многие из них также знали, что Господь должен прийти в мир и сделать Человечность в Себе Божественной. В этой Церкви никто иной не понимался под Сущим, ибо Он являлся к ним как Божественный Человек и назывался " Сущим" (п. 1343, 5663), как впоследствии Он являлся Аврааму (Быт. 18: 2), Иисусу (Нав. 5: 13-15), Гедеону (Суд. 6: 11), Маною и его жене (Суд 13: 3). Его почитали как Бога вселенной, Одного Единственного, кому нужно поклоняться. Из всего этого можно видеть, что под " Богом отца твоего" во внутреннем смысле понимается Тот, Кто был Богом Древней Церкви, то есть Господь; но во внешнем историческом смысле понимается Авраам, а также Исаак и Иаков.

 6847. " Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова" означает Саму Божественность и Божественную Человечность, таким образом, Господа. Это ясно из прообраза Авраама, Исаака и Иакова, как Самой Божественности и Божественной Человечности Господа. Авраам прообразует Саму Божественность Господа, Исаак – Его Божественный разум, а Иаков – Его Божественное природное (п. 1893, 2011, 2066, 2072, 2083, 2630, 3194, 3210, 3245, 3251, 3305, 3439, 3704, 4180, 4286, 4538, 4570, 4615, 6098, 6185, 6276, 6425, 6804). Под " Богом" понимается Божественность, и под теми тремя именами, которые были прообразовательными; поэтому такие свойства в Господе понимаются под " Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова".

 6848. " Моисей закрыл лицо свое" означает, что внутренние начала были защищены. Это ясно из значения " лица", как внутренних начал (п. 1999, 2434, 3527, 4066, 4796, 4797, 5102). Что " закрытие" означает защиту, следует из взаимосвязи во внутреннем смысле, поскольку говорится, что " он закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога", чем означается его опасение за то, чтобы внутренние начала не пострадали от присутствия Самой Божественности. Что под этим понимается, будет объяснено дальше.

 6849. " Потому что боялся воззреть на Бога" означает из опасения, чтобы они не пострадали от присутствия Самой Божественности. Это ясно из значения " боязни", как опасения, чтобы внутренние начала не пострадали, поскольку это была причина страха; и из значения выражения " воззреть на Бога", как присутствия Самой Божественности; ибо Господь может предстать перед человеком не иначе, как посредством его внутреннего зрения, что происходит через веру, принадлежащую милосердию. Даже если Господь является кому-либо во внешней форме, тем не менее задействуются внутренние начала человека, поскольку Божественное проникает в его самое внутреннее. В отношении внутренних начал, которые не должны были пострадать от присутствия Самой Божественности, и поэтому были защищены, ситуация такова. Сама Божественность есть чистая любовь, а чистая любовь подобна огню, который более горяч, чем огонь солнца этого мира; поэтому если бы Божественная любовь в своей чистоте проникла в какого-либо ангела, духа или человека, он был бы полностью уничтожен. Вот почему во многих местах в Слове Сущий или Господь часто называется " всепоглощающим огнем". Поэтому, чтобы ангелы на небесах не испытывали вреда от воздействия тепла от Господа как от солнца, каждый из них покрыт некоторым тонким и соответствующим облаком, которое умеряет жар, происходящий от этого солнца.

[2] Что без такой защиты всякий был бы истреблен присутствием Божественного, было хорошо известно древним; поэтому они боялись увидеть Бога, как ясно из книги Судей:

И увидел Гедеон, что это Ангел Сущего, и сказал Гедеон: [увы] [мне], Сущий Господи! потому что я видел Ангела Сущего лицем к лицу. Сущий сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь (Суд. 6: 22, 23).

В той же книге:

И сказал Маной жене своей: верно мы умрем, ибо видели мы Бога (Суд. 13: 22).

И в книге Исхода:

И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх. 33: 20).

Поэтому, когда Моисею было позволено увидеть Бога, он был поставлен в расщелине скалы (Исх. 33: 22), которой прообразовалась темнота его веры, и также облаками, покрывавшими и защищавшими его.

[3] Насколько опасно для ангелов попасть в поле зрения Божественного без покрытия облаком, ясно видно из того факта, что когда ангелы смотрят на какого-либо духа, пребывающего во зле, кажется, что он превращается в нечто неодушевленное, как мне было часто дано видеть. Причина, по которой это происходит, заключается в том, что через ангельский взгляд туда попадает небесный свет и тепло, а с ними истина веры и добро любви, и когда они проникают, нечестивые едва не лишаются жизни.

[4] Если такое происходит от взгляда ангелов, что же может произойти от взгляда Господа! Вот, почему ады весьма удалены от небес, и почему пребывающие там желают удалиться, ибо, если этого не сделать, они будут испытывать ужасные мучения. Из этого ясно, что понимается под словами:

И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле (Откр. 6: 16; Лк. 23: 30; Осия 10: 8).

[5] Таким образом, присутствие Самой Божественности таково, что ни один ангел не может его вынести, если не будет защищен облаком, которое умеряет и ослабляет лучи света и тепла от этого солнца. Из этого ясно видно, что Человечность Господа Божественна, ибо, если бы она не была Божественной, то никогда не смогла бы соединиться с Самой Божественностью, называемой " Отцом", чтобы они были одно, в соответствии со словами Господа у Иоанна 14: 10 и в других местах. Ибо то, что так принимает Божественное, должно быть полностью Божественным; а то, что не является Божественным, от такого соединения будет полностью рассеянно. Позвольте мне использовать сравнение. Может ли что-либо быть брошено в солнечный огонь и не погибнуть, если оно не подобно по сущности солнцу? Таким же образом, кто может войти в жар безграничной любви, кроме того, кто имеет в себе жар подобной любви? Следовательно, кто иной, как не один Господь? Что Отец пребывает в Нем, и что Отец проявляется только в Его Божественной Человечности, видно из слов Господа у Иоанна:

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1: 18).

А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели (Ин. 5: 37).

 

 6850. [Стихи 7, 8] И сказал Сущий Моисею: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от надзирателей его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Гергесеев, Евеев и Иевусеев.

" И сказал Сущий Моисею: Я увидел страдание народа Моего в Египте" означает милосердие, проявленное к принадлежащим к духовной Церкви после наваждений ложностями; " услышал вопль его от надзирателей его" означает помощь этого милосердия против тех, которые желали заставить их служить. " Я знаю скорби его" означает предвидение того, насколько глубоко они погрузились бы в ложности; " и иду избавить его от руки Египтян" означает, что Он сойдет к ним, чтобы избавить их от власти ложных знаний, которые стремятся уничтожить истины Церкви; " и вывести его из земли сей" означает, что они должны быть восхищены; " и ввести его в землю хорошую и пространную" означает к небесам, где пребывает добро милосердия и истина веры; " где течет молоко и мед" означает источник радости и удовольствия; " в землю Хананеев, Хеттеев" означает область, занятую злом, происходящим от ложностей; " Аморреев, Ферезеев" означает занятую злом и ложностями, происходящими от него; " Евеев и Иевусеев" означает идолопоклонство, в котором есть что-то от добра и истины.

 6851. " И сказал Сущий Моисею: Я увидел страдание народа Моего в Египте" означает милосердие, проявленное к принадлежащим к духовной Церкви после наваждений ложностями. Это ясно из значения " говорения" в исторических книгах Слова, как перцепции (о чем часто говорилось выше), но когда это относится к Сущему, или Господу, это означает не перцепцию, а всеведение, ибо Господь всё постигает и знает от вечности; и из значения слов " я увидел" в отношении Сущего, или Господа, как милосердия, поскольку, когда Господь видит кого-либо в беде или в скорби, Он милостив к нему (Господь поистине видит каждого и потому милостив ко всем, однако не сказано, что Он милостив к любому, но к тем, кто принимает Его милость, то есть кто пребывает в добре); и из значения " скорби", как наваждения (п. 6663), здесь ложностями, поскольку страдание происходит от египтян, которыми означаются ложные знания (п. 6651, 6679, 6683), и из значения " народа", как тех, которые принадлежат к духовной Церковь (п. 2928). Принадлежащие к небесной Церкви в Слове названы " племенем".

 6852. " Услышал вопль его от надзирателей его" означает помощь этого милосердия от тех, которые желали заставить их служить. Это ясно из значения " вопля", как призыва о помощи (п. 6801) и из значения " слышания" как послушания и внимания (п. 5017); но когда говорится о Сущем или Господе, это означает оказание помощи по милосердию тому, кто о ней просит (со " слышанием" ситуация такая же, как выше в п. 6851 с " видением", а именно, что Господь слышит всех и всем оказывает помощь, но в соответствии с потребностью каждого. Тех, которые взывают к Нему и молят только о себе, таким образом против других, как обычно поступают нечестивые, Господь также слышит, но Он не оказывает им помощь, а когда Он не оказывает помощи, говорится, что Он " не слышит" ); и из значения " надзирателей", как тех, которые желают принуждать народ служить. Что " надзиратели" или " притеснители" означают тех, которые заставляют служить, видно из следующих мест:

И возьмут их народы, и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями, и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими. И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был, ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! (Ис. 14: 2-4).

И Я расположу стан у дома Моего против войска, против проходящих вперед и назад, и не будет более проходить притеснитель (Зах. 9: 8).

" Притеснителями" названы те, которые требовали дань (2 Цар. 23: 35; Втор. 15: 3), а также те, которые принуждали их выполнять обязательные работы в соответствии с наложенной данью. В Исходе 1: 11 они также названы " начальниками работ"; что это те, которые принуждали народ служить, может быть видно выше в п. 6659.

 6853. " Я знаю скорби его" означает предвидение того, насколько глубоко они погрузились бы в ложности. Это ясно из значения " знания", когда говорится о Господе, как предвидения (" знание" означает предвидение, потому что Господь знает все от вечности); и из значения " скорбей", как погружения в ложности; ибо, когда пребывающие в добре погружены в ложности, они испытывают страдания и мучения; поскольку они любят истины и ненавидят ложности, постоянно думают о спасении, и о том, какими несчастными они будут, если ложности будут господствовать над ними. Но те, которые не пребывают в добре, не беспокоятся о том, находятся ли они в ложностях или в истинах, поскольку они совершенно не думают о спасении, или о несчастье, потому что не верят в такие вещи. Удовольствия любви к себе и к миру отнимают всякую веру в жизнь после смерти. Такие люди вечно погружены в ложности. Погружение в ложности представляется в другой жизни подобным волнам, накрывающим человека и нарастающим выше и выше, в соответствии с избытком ложностей, пока, наконец, не поднимутся над его головой; эти волны кажутся более тонкими или более плотными в зависимости от качества ложностей. У нечестивых погружение в ложности проявляется как туманность и облачность, более или менее темная, которая окружает их и совершенно отделяет их от ясности небесного света.

 6854. " И иду* избавить его от руки Египтян" означает, что Он сойдет к ним, чтобы избавить их от власти ложных знаний, которые стремятся уничтожать истины Церкви. Это ясно из значения слова " сойти", как спуститься (о чем говорится далее); из значения слова " избавить", как освободить, ибо тот, кто избавляет людей от ложностей, освобождает их; из значения " руки", как власти (п. 878, 3387, 3563, 4931-4937, 5544), и из значения " Египтян", как ложных знаний, которые противоположны истинам Церкви (п. 6651, 6679, 6683), таким образом, которые стремятся уничтожить их. В отношении схождения Господа ситуация такова. О Господе говорится, что Он " сходит", когда Он приходит на Суд (п. 1311); а также, когда Он нисходит в низшие области, здесь к принадлежащим к духовной Церкви, которые понимаются под " сынами Израилевыми", поскольку о них говорится во внутреннем смысле, как они наваждаются ложностями и тогда переносят искушения, а впоследствии освобождаются, чтобы они могли быть введены в небо.

[2] Но в содержании этого и следующего стихов во внутреннем смысле содержатся еще большие тайны, которые не известны в Церкви и поэтому должны быть открыты. Те, которые называются " духовными", являются таковыми, которые могут быть возрождены только в отношении разумной части, но не в отношении части воли, поэтому в их разумную часть Господь насаждает новую волю, которая согласуется с учением веры, принадлежащим их Церкви. Такие люди, а именно духовные, были спасены только пришествием Господа в мир. Причина заключается в том, что Божественное, проходя через небо, которое было Божественной Человечностью до пришествия Господа, не могло их достигнуть, поскольку положения учения их Церкви в основном не были истинами, и следовательно добро в их воле также не было добром (п. 6427). Поскольку такие люди могли быть спасены только пришествием Господа, и таким образом не могли раньше быть вознесены на небо, поэтому они удерживались на низшей земле, в местах, которые в Слове называются " рвами". Эта низшая земля была окружена адами, где находились ложности, которыми они тогда сильно наваждались, однако были охраняемы Господом. Но после того, как Господь пришел в мир и соделал Человечность в Себе Самом Божественной, тогда Он освободил тех, которые находились во " рвах", и вознес их к небу. Из них Он также образовал духовные небеса, которые являются вторыми небесами. Вот, что понимается под сошествием Господа в низшие области и под избавлением находящихся в узах.

[3] Это является тайной, которая описана во внутреннем смысле этого и следующих стихов. Смотрите то, что было показано выше в отношении духовных людей, а именно: что духовные находятся во мраке относительно истины и добра веры (п. 2708, 2715, 2718, 2831, 2849, 2935, 2937, 3241, 3833, 6289); что их мрак освещается Божественной Человечностью Господа (п. 2716, 4402); что, поскольку они находятся во мраке относительно истины и добра веры, они подвергаются сильным нападениям адов, но что Господь постоянно защищает их (п. 6419); что духовные не могут быть возрождены относительно части воли, но только относительно разумной части, в которой Господь образует новую волю (п. 863, 875, 895, 927, 928, 1023, 1043, 1044, 2256, 4328, 4493, 5113); что духовные были спасены пришествием Господа в мир (п. 2833, 2834, 3969).

[4] В пророческих частях Слова в различных местах упоминается об " узниках" и об " узниках в темницах", и о том, что они были освобождены Господом; под которыми в частности понимаются те, о которых здесь говорится, как в следующих отрывках:

Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы (Ис. 42: 6, 7).

Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: `выходите', и тем, которые во тьме: `покажитесь'. Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их (Ис. 49: 8, 9).

Это явно относится к Господу. " Узниками" в частности означаются те, которые удерживались на низшей земле до пришествия Господа, когда они были подняты на небеса; а в общем все, пребывающие в добре, которые удерживаются ложностями как в узах, из которых, однако, они желают вырваться.

[5] У Захарии:

Ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды (Зах. 9: 11).

У Исаии:

И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны (Ис. 24: 22).

" Узниками во рве" означаются те же люди.

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы (Ис. 61: 1).

Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис. 9: 2).

 6855. " И вывести его из земли сей" означает, что они должны быть восхищены, а именно, из места и состояния, в котором они наваждались ложностями. Это ясно из значения " выведения", как вознесения; и из значения " земли", здесь земли Египетской, как места и состояния, в котором они наваждались ложностями. Что " Египет" означает ложные знания, которые наваждают, уже было показано, как и то, что означается " землей Египетской".

 6856. " И ввести его в землю хорошую и пространную" означает к небесам, где пребывает добро милосердия и истина веры. Это ясно из значения " земли", здесь земли Ханаанской, как царства Господа, таким образом неба (п. 1607, 3038, 3481, 3705, 4447); из значения " хорошей земли", как добра милосердия там; и из значения " пространной земли" как истины веры там. Что " широта" означает истину, которая является истиной веры, смотрите в п. 3433, 3434, 4482.

 6857. " Где течет молоко и мед" означает источник радости и удовольствия. Это ясно из значения " молока", как небесно-духовного, или истины добра (п. 2184); а так как это означает истину добра, то означает также радость, оттуда происходящую, поскольку они едины; и из значения " меда", как удовольствия (п. 5620). Из того, что было показано выше (п. 6854) можно видеть, что понимается под словами " вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед", а именно, что те, которые удерживались на низшей земле во рвах до пришествия Господа, должны были быть тогда подняты к небесам, где пребывает добро милосердия и истина веры, которые являются источником радости и удовольствия. Вот что, в частности, означают эти слова; но в общем они означают, что все, принадлежащие к духовной Церкви подвергаются искушению и освобождаются от него.

 6858. " В землю Хананеев, Хеттеев" означает область, занятую злом, происходящим от ложностей. Это ясно из прообраза Хананеев, как зол, происходящих злых ложностей (п. 4818); и из прообраза Хеттеев, как ложностей, от которых происходит зло (п. 2913). Племенами в земле Ханаанской, которые перечисляются здесь, а также в других местах Библии (Быт. 15: 18, 19; Исх. 23: 23, 28; 33: 2; 34: 11; Втор. 7: 1; 20: 17; Нав. 3: 10; 24: 11; Суд. 3: 5), означаются все виды зла и ложностей. Нужно сказать, что понимается под областью, занятой злом, происходящим от ложностей, а также другими видами зла и лжи. До пришествия Господа в мир злые гении и духи захватили всю область небес, в которую впоследствии были вознесены духовные [люди]; поскольку до пришествия Господа многие сущности такого рода бродили и наваждали добрых, особенно духовных, которые находились на низшей земле. Но после пришествия Господа все они были сброшены вниз в свои ады, и эта область была освобождена и отдана в наследство тем, которые принадлежали к духовной Церкви. Я часто наблюдал, что как только какое-то место оставлялось добрыми духами, оно занималось злыми, но злые изгонялись оттуда; и как только это происходило, оно вновь переходило к тем, которые пребывают в добре. Причина этого состоит в том, что адские духи постоянно горят желанием уничтожить небесные предметы, в частности те, которые им противоположны; поэтому, когда какое-либо место покидается, оставаясь тогда незащищенным, оно тотчас занимается злыми. Вот что понимается в частности под областью, занятой злом и ложностями, которая означается местом, населенным племенами, которые должны были быть изгнаны. Это, вместе со сказанным выше в п. 6854, является великой тайной, которую невозможно узнать без откровения.

 6859. " Аморреев, Ферезеев" означает занятую злом и ложностями, происходящими от него. Это ясно из прообраза " Аморреев", как зла (п. 1857, 6306); и из прообраза " Ферезеев", как лжи (п. 1573, 1574). Существует два источника зла и также два источника лжи. Один источник зла заключается в ложном учении, или в ложной религии; другой – в похотях, принадлежащих любви к себе и к миру. Как уже говорилось, ложь от первого источника происходит от ложного учения или ложной религии; тогда как ложь от другого источника происходит от похотей упомянутых выше видов любви. Эти виды зла означаются " Хананеями" и " Аморреями", а эти ложности " Хеттеями" и " Ферезеями".

 6860. " Евеев и Иевусеев" означает идолопоклонство, в котором есть что-то от добра и истины. Это ясно из прообраза " Евеев", как идолопоклонства, в котором есть что-то от добра; и из прообраза " Иевусеев", как идолопоклонства, в котором есть что-то от истины. Что такие вещи означаются этими народами, можно видеть из того факта, что было позволено заключить Иисусу и старейшинам союз с жителями Гаваона (Нав. 9: 3); и что они стали рубить дрова и черпать воду для храма (Нав. 9: 23, 27); что они были Евеями, видно в стихе 7 и 11: 19. Что Иевусеи прообразовали тех, которые пребывали в идолопоклонстве, но в которых было что-то от истины, можно видеть из того факта, что Иевусеям было позволено надолго остаться в Иерусалиме, и они не были изгнаны оттуда (Нав. 15: 63; 18: 28; 2 Сам. 5: 6-10).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.