|
|||
Метод действенного анализа или «разведка умом».Метод действенного анализа - способ перевода образов одного вида искусства - литературы, драматургии - в другой, перевод на язык сценического творчества. В этом его принципиальное отличие от литературоведческого анализа. Простыми словами, метод действенного анализа - это попытка понять текст в действии. Методом действенного анализа можно определить тему, идею и сверхзадачу. Метод действенного анализа - это застольная работа над пьесой, поиск и составление событийного ряда. Событийный ряд - это последовательность событий в пьесе. Событие - происшествие, меняющее жизнь всех персонажей пьесы, прямо или косвенно. Поэтому фундаментальным понятием метода является сверхзадача - то есть идея произведения, обращенная в сегодняшнее время, то, во имя чего ставится сегодня спектакль. Постижению сверхзадачи помогает проникновение в сверх-сверхзадачу автора, в его мировоззрение. Путь воплощения сверхзадачи - сквозное действие - это та реальная, конкретная борьба, происходящая на глазах зрителей, в результате которой утверждается сверхзадача. Двуединый процесс, лежащий в основе методики так называемой «разведки умом» и «разведки телом», - опирается на способность художников театра событийно воспринимать действительность. На этапе «разведки умом» у режиссера формируется представление о том, как будет развиваться спектакль, - от исходного события, через основное, центральное, финальное - к главному событию. Событийное развитие или событийный ряд - важнейшая часть режиссерского замысла. Событие - основная структурная единица сценической жизни, неделимый атом действенного процесса. Отобранная режиссером на этапе «разведка умом» цепь событий - путь к постановочному решению спектакля. Схема разбора произведения методом идейно-тематического анализа или событийный ряд выглядит таким образом:
Все компоненты схемы полностью соответствуют элементам композиционного построения произведения с одной лишь разницей - данный метод является чисто режиссерским. Исходное событие (соответствует экспозиции) — это событие, которое начинается за рамками произведения и заканчивается на наших глазах. Основное событие (соответствует завязке) — начало борьбы по сквозному действию, завязка конфликта, событие, которое приводит в движение то состояние, которое в исходном событии было в спокойном виде. Центральное событие (соответствует кульминации) — кульминация борьбы по сквозному действию, наивысшее проявление идеи. Финальное событие (соответствует развязке) — окончание борьбы по сквозному действию, окончание событий и поступков главного героя. Разрешение конфликта. Главное событие - это сверхзадача, цель произведения. Событие - факт, выявляющий конфликт. Иногда в жизни случается что-то, что все меняет: вызывает новые мысли, чувства, заставляет по-новому смотреть на жизнь. Это происшествие мы и называем событием. В событии всегда есть момент действия, узнавания, известия или осознания. В развитии действия (сквозном действии) событие меняет линию действия главного героя. Событие не может быть растянуто во времени. Событие - это начало или конец какого-то процесса. Данный метод требует четкого определения событий, поскольку от этого зависит то, насколько правильно режиссер поставит актеру его задачу.
|
|||
|