Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Метод действенного анализа или «разведка умом».



Метод действенного анализа - способ перевода образов одного вида искусства - литературы, драматургии - в другой, перевод на язык сценического творчества. В этом его принципиальное отличие от литературоведческого анализа.

Простыми словами, метод действенного анализа - это попытка понять текст в действии.

Методом действенного анализа можно определить тему, идею и сверхзадачу.

Метод действенного анализа - это застольная работа над пьесой, поиск и составление событийного ряда.

Событийный ряд - это последовательность событий в пьесе.

Событие - происшествие, меняющее жизнь всех персонажей пьесы, прямо или косвенно.

Поэтому фундаментальным понятием метода является сверхзадача - то есть идея произведения, обращенная в сегодняшнее время, то, во имя чего ставится сегодня спектакль. Постижению сверхзадачи помогает проникновение в сверх-сверхзадачу автора, в его мировоззрение.

Путь воплощения сверхзадачи - сквозное действие - это та реальная, конкретная борьба, происходящая на глазах зрителей, в результате которой утверждается сверхзадача.

Двуединый процесс, лежащий в основе методики так называемой «разведки умом» и «разведки телом», - опирается на способность художников театра событийно воспринимать действительность. На этапе «разведки умом» у режиссера формируется представление о том, как будет развиваться спектакль, - от исходного события, через основное, центральное, финальное - к главному событию. Событийное развитие  или событийный ряд - важнейшая часть режиссерского замысла.

Событие - основная структурная единица сценической жизни, неделимый атом действенного процесса. Отобранная режиссером на этапе «разведка умом» цепь событий - путь к постановочному решению спектакля.

Схема разбора произведения методом идейно-тематического анализа или событийный ряд выглядит таким образом:

       

Все компоненты схемы полностью соответствуют элементам композиционного построения произведения с одной лишь разницей - данный метод является чисто режиссерским.

Исходное событие (соответствует экспозиции) — это событие, которое начинается за рамками произведения и заканчивается на наших глазах.

Основное событие (соответствует завязке) — начало борьбы по сквозному действию, завязка конфликта, событие, которое приводит в движение то состояние, которое в исходном событии было в спокойном виде.

Центральное событие (соответствует кульминации) — кульминация борьбы по сквозному действию, наивысшее проявление идеи.

Финальное событие (соответствует развязке) — окончание борьбы по сквозному действию, окончание событий и поступков главного героя. Разрешение конфликта.

Главное событие - это сверхзадача, цель произведения.

Событие - факт, выявляющий конфликт.

Иногда в жизни случается что-то, что все меняет: вызывает новые мысли, чувства, заставляет по-новому смотреть на жизнь. Это происшествие мы и называем событием.

В событии всегда есть момент действия, узнавания, известия или осознания. В развитии действия (сквозном действии) событие меняет линию действия главного героя. Событие не может быть растянуто во времени. Событие - это начало или конец какого-то процесса.

Данный метод требует четкого определения событий, поскольку от этого зависит то, насколько правильно режиссер поставит актеру его задачу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.