Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Изобразительное искусство. Открытие новых знаний.



Изобразительное искусство

Тема: Маски.

Цели: ознакомление с деятельностью художника в зрелищных видах искусства, усвоение навыков и умений и творческое применение их на практике.

Задачи: рассказать о специфике работы художника в театре - помочь актеру раскрыть содержание спектакля; дать представление об истоках театра; дать понятие о карнавальных древних ритуалах; показать на примерах усиление эмоционального состояния в маске - контрастность, яркую декоративность; развивать умения работать с бумагой, с шаблонами, использовать при этом необходимые инструменты и приспособления; развивать творческие способности учащихся, воспитывать трудолюбие; воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, воспитание любви и уважения к зрелищным видам искусства.

Открытие новых знаний.

Театральные маски — специальные накладки с вырезом для глаз, надеваемые на лица актёров, впервые, как считается, появившиеся в Античности и у древних греков и римлян служившие для актёров наиболее удобным способом передавать характер ролей. Маски могли изображать как человеческие лица, так головы животных, фантастических или мифологических существ. Изготавливались из различных материалов

 

Судя по открытиям конца XIX века, можно допустить, что маски применялись с этой же целью издревле в Египте и в Индии, но о тамошних масках до нас не дошло точных сведений. В Европе первые маски появились в Греции, при Вакховых празднествах.


 

 


 

Маски преследовали двоякую цель: во-первых, они придавали определённую физиономию каждой роли, во-вторых — усиливали звук голоса, а это было чрезвычайно важно при представлениях на обширных амфитеатрах, под открытым небом, перед лицом многотысячной толпы.

У масок уста были приоткрыты, глазные впадины резко углублялись, все наиболее характерные черты данного типа подчеркивались, а краски налагались ярко. Первоначально маски выделывались из лубка, впоследствии — из кожи и воска. У рта маски обыкновенно отделывались металлом, а иногда сплошь подкладывались изнутри медью или серебром — для усиления резонанса, в устах же у маски помешался рупор (поэтому римляне обозначали маску словом persona, от personare — «звучать»).

 

 

Маски подразделялись на целый ряд неизменных категорий:

1) стариков,

2) молодых людей,

3) рабов

4) женщин, весьма многочисленных типов.

Независимо от масок для ролей простых смертных существовали ещё маски для героев, божеств. Сатирические маски употреблялись для воспроизведения мифологических чудищ, циклопов, сатиров, фавнов и так далее. Были ещё маски оркестрические — они надевались танцовщиками, а так как последние помещались на сцене всего ближе к зрителям, то и маски для них выписывались менее резко и отделывались более тщательно.

 

 

Для воспроизведения персонажей, у которых резко менялось душевное настроение во время действия, введены были маски, на одном профиле выражавшие, например, горе, ужас и тому подобное, тогда как другой профиль обозначал радость, удовлетворение; актёр поворачивался к зрителям то одной, то другой стороной маски.

 


 

 

Из Греции маски перешли в римский театр. Если актёр возбуждал неудовольствие зрителей, его заставляли снять на сцене маску и, закидав яблоками, фигами и орехами, прогоняли со сцены. Употребление театральных масок перешло в Италию для театральных пантомим и так называемой итальянской комедии (Comedia dell’Arte).

 


 

Употребление масок не ограничивалось одним театром. В области частного быта употребление масок возникло в Венеции и практиковалось во время карнавала; во Франции при Франциске I мода на венецианские маски (loup) из чёрного бархата или шёлка настолько привилась, что маска составляла необходимую почти принадлежность туалета.

 

 

Во все времена и во всех странах маска, надеваемая на общественных празднествах, пользовалась неприкосновенностью и давала право на нетерпимую при других условиях фамильярность речи. Во Франции лицам, допущенным на бал под маской, обычай разрешал приглашать на танцы незамаскированных, будь то даже члены царствующего дома.

К концу XIX века маски на Западе употреблялись почти исключительно во время карнавала.

Несмотря на то, что в Европе маски начали выходить из употребления уже в XVII веке, они изредка применялись и в театральных постановках XX века. Театральные маски имели также распространение в традиционных азиатских театрах (раслила и рамлила в Индии, театр топенг в Индонезии, театр ноо в Японии).


 

К XX веку часто (катхакали в Индии, кабуки в Японии) заменяясь маскообразным гримом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.