Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Старшие» и «младшие» духовные стихи



--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Духовные стихи делятся на два типа: " старшие" и " младшие".

 " Старшие " -- это эпические повествования на сюжеты ветхозаветных, новозаветных и житийных легенд (стихи о Голубиной книге, об Адаме, о Иосифе Прекрасном, царевиче Иоасафе, Алексее Человеке Божьем, Феодоре Тироне, об Егории Храбром, князе Ефимьяне, о Богатом и Лазаре и т. д. ), они близки к былинам.

" Младшие ", отражают влияние силлабического виршевого стиха, проникшего из Польши.

Младшими (или новыми) стихами принято называть те, которые складывались в среде старообрядцев после церковного раскола 17 века. Новые стихи называют также псальмами. Их мелодика нередко близка стилю городской песенности. В старообрядческой среде знание духовных стихов было обязательным.

 

Духовные стихотворения поднимают ввысь до понимания глубокой чистоты и ясности духа, мыслей, и поступков. И если раньше эта поэзия пела о любви к Царю Небесному и Пресвятой Богородице, к Святой Троице неразделимой и воспевала мученические подвиги глубоко верующих людей, то сегодня она обретает новое дыхание в творчестве современных авторов. Стихи, проникнутые теми же нравственными и религиозными устоями, воспевающие вечные духовные истины для русского народа можно встретить сегодня у многих авторов.

 

В старину носителями и вероятно слагателями многих духовных стихов были " калики" -- пилигримы, путешественники по " святым местам". Паломничество в Иерусалим, Царьград и другие " святые места" в русское средневековье приобретало порой стихийный массовый характер, так что церковной и светской власти приходилось принимать против него ряд запретительных мер.

 

Ни в коем случае нельзя считать, чтобы паломники выходили исключительно из " низов" общества; главарями " каличьих дружин" часто бывали представители высших правящих классов как светских, так и церковных.

Таковыми были например почти все знаменитые русские паломники, оставившие свои рукописные путевые записки, так называемые " хождения", как игумен Даниил [ок. 1118], Добрыня Ядрейкович [ок. 1200] -- будущий новгородский архиепископ Антоний, Григорий Калека [1321--1323] -- также будущий новгородский архиепископ, монах Стефан Новгородец [1350] -- по происхождению несомненно богатый новгородский боярин и др. Эти паломники ходили со своей большой дружиной, имели большие средства для оплаты панихид и молебнов, пользовались за плату услугами " вожа" -- проводника.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.