Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



 

Александра Шаткова

Моя родословная

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

«ДОБРОВОЛЬЦЫ ЛОКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ»

Номинация:

Моя родословная

Тема:

История основания и развития семьи Шатковых в Никольском уезде 19 века.

Выполнили:

1) Шаткова Александра Викторовна, ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный колледж имени Героя России В. В. Бурцева» г. Белгорода, 3 курс.

 

2) Шатков Василий Николаевич.

 

3) Еренкова Валентина Михайловна, ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный колледж имени Героя России В. В. Бурцева» г. Белгорода, преподаватель истории и экономики.

Электронная почта команды: satkovas028@gmail. com

shvnlp@mail. ru

v. erenkova@yandex. ru

Город Белгород – 2021

Центральный федеральный округ

История основания и развития семьи Шатковых в Никольском уезде

19 века

В 18-19 веках в России происходила миграция населения из районов Вятки и Перми по разным причинам. Одной из причин было, очевидно, истощение там лесных угодий. Поэтому богатые леса Ветлужского края осваивались прежде всего выходцами с Вятки. Миграция населения усилилась во второй половине 19 века после отмены в России крепостного права (1961г. ). Мой прапрапрадедушка Шатков Ефрем вместе со своим старшим братом Алексеем на лодке или, возможно, на плоту прибыли на Северные Увалы Никольского уезда с Вятки из района Котельнича, которого в старину называли «Кокшары». С верховья реки Ветлуги они спустились по течению вниз до устья р. Пыщуг - притоку Ветлуги и затем по р. Пыщуг поднялись вверх на север до р. Сазоновка и облюбовали пригорок между речками 1-я и 2-я Каменка. На другом берегу реки 1-я Каменка уже были деревни Самосадка и Утмановка.

Братья с помощью двуручной пилы и топора вырубили лес на косогоре между речками, построили себе сначала баню, в которой и жили, пока не сложили из брёвен два добротных дома. Создали семьи и занимались сельским хозяйством, а мужчины еще и охотились в лесу, где водились медведи, лоси, кабаны, зайцы, белки и прочее. Для посева зерновых они расчистили от леса и кустарников поле, а овощи выращивали около дома. Образующееся поселение стали называть Кокшары, т. е. по названию тех мест, откуда прибыли поселенцы.

У Алексея родились сыновья Иван и Григорий. Когда старший сын Иван женился, он построил свой дом рядом с домом отца Алексея. А у Ефрема родились сын Прокопий и две дочери: Мария и Варвара, которые, став взрослыми, вышли замуж и уехали из Кокшаров. Потом приехали в деревню Кокшары и построили свои дома в один ряд ниже дома Ивана Алексеевича семьи Игумновых и Коноплёвых.

Прапрапрадед Шатков Ефрем был невысокого роста («кряжистый»), но очень сильным мужиком, построил свою кузницу. Остальные жители деревни занимались в основном полеводством (сеяли лён, рожь, пшеницу, овёс, ячмень) и животноводством (содержали коров, овец, свиней, кур). У многих были ульи с пчелами. Основная тягловая сила – лошади. Кое – кто промышлял охотой, в основном в зимнее время, когда заканчивались полевые работы. Сами обрабатывали лён, пряли нитки, на самодельных станках ткали и шили из этой льняной ткани одежду (самую полезную), «катали» валенки, плели лапти, шили из кожи сапоги, из выделанных шкур зайца или другого зверя (например, лисицы) делали тёплые мужские и женские шапки или воротники к пальто, вязали из шерсти кофточки, варежки, шарфы, носки. В общем жили самым настоящим натуральным хозяйством. Иногда часть урожая, мяса и поделок везли в ближайший город Никольск Вологодской области, что в 60 км севернее (на юг до Шарьи – 100 км). Нередко на пути, как правило за Пермасом, обозы грабили. Рассказывали, что не трогали только Ефрема, зная его силу. Как-то ехал он один в Никольск зимой на санях. На дороге лошадь остановили: один держал её за узду, а двое подбежали к саням. Он выхватил топор и готов был обороняться. Главарь крикнул: «Кто такой? » Он ответил: «Ефремко! » Тогда главарь сказал: «Не трогай его, отпусти! » Зная, что с Ефремом лучше не связываться.

Крепким мужиком был и Шатков Прокопий Ефремович (1884-1970 гг. ). В молодости он не раз ходил «по людям» на заработки, т. е. батрачил, как правило, в неурожайные годы. После сбора своего скудного урожая он брал котомку и шел в Шарью, а оттуда – на юг в Украину. Один раз дошёл пешком даже до Херсона (по трассе составляет 2549 км, а по прямой - 1673 км). По дороге он нанимался в основном в зажиточные семьи на временную работу: заготовить дров, выкопать колодец, помочь построить дом или двор (баню), починить крышу, очистить двор от навоза и вывезти его в поле и т. п. К посевной возвращался домой, покупал на заработанные деньги зерно и начинал весенние работы.

До 1930 года род Шатковых в д. Кокшары включал только три семьи: Прокопия Ефремовича с женой Ульяной Васильевной и 4-мя сыновьями (Николай, Александр, Никита и Семён); двоюродного брата Прокопия – Григория Алексеевича с 5-ю сыновьями и одной дочерью; племянника Григория – Ивана Ивановича с женой Глашей и детьми. При советской власти «Кокшары» переименовали в деревню «2-я Каменка». В 1930 году Прокопия как зажиточного крестьянина, имевшего кузницу, построенную еще Ефремом, раскулачили; забрали лошадей, коров, кузницу и часть имущества, но дом для семьи оставили. В том же году старший сын Григория Егор женился на Рябовой Анастасии Степановне и построил дом напротив дома Григория Алексеевича (через дорогу). В 1931 году старший сын Прокопия Николай женился на Рябовой Евдокии Степановне и построил себе дом напротив дома Прокопия (через дорогу). В 1934 году Александр Прокопьевич женился и построил дом напротив дома Коноплёвых, в 1939 году Никита Прокопьевич построил для своей семьи дом между домами Прокопия и Григория, а в 1947 году и Семён построил дом напротив дома Игумновых.

Мой прадед Шатков Семён Прокопьевич (1. 02. 1918 – 31. 05. 1976 гг. ) после окончания Козловской начальной школы работал в колхозе «Заря», потом проходил срочную службу на надводных кораблях Балтийского флота. В конце службы началась война с Финляндией, а потом и Великая Отечественная война, в которой Семён участвовал с первого до последнего дня: воевал в Кронштадте, был тяжело ранен, перенес всю блокаду Ленинграда. После окончания войны Семён вернулся в родную 2-ю Каменку, в 1947 году женился на Глебовой Валентине Федоровне. Построили себе дом и работали в колхозе. Пережив войну на грани жизни и смерти, часто голодая, семьи в Костромских колхозах не увидели улучшения жизни и после окончания войны. Страна восстанавливала разрушенные во время войны города, фабрики и заводы, а в глухих деревнях ничего не менялось. Мобилизованных на войну колхозных лошадей никто не вернул, тягловой силой в деревне оставались исхудалые лошади, быки да коровы. Никакой сельскохозяйственной техники (машин, тракторов, комбайнов) в колхозы не поступало, практически весь выросшенный урожай зерновых сдавали государству. Несмотря на то, что паспорта колхозникам было запрещено выдавать, чтобы они не могли уехать из деревни, более решительные все же покидали насиженные места, спасая детей от голодной смерти. Вот и семья Семена в ноябре 1951 года, когда у них с Валентиной было уже трое детей (Василий – 3, 5 года, Николай – менее двух лет и Галина – несколько месяцев), вместе с семьей брата Никиты добрались на подводе до Шарьи, а оттуда на поезде уехали на Урал. (Из воспоминаний сына Николая). «Мы всей семьей приехали в Челябинскую область Брединский район в колхоз им. Буденного, на поднятие целины. Помню, первое время мы жили в общем бараке, а их всего было два на всю деревню. Потом начали строить дома. В бараке, где мы жили, были магазин, школа, библиотека, детский сад, клуб и небольшой молочный завод – это я хорошо помню, когда ходил в детский сад с братом Васей. В этом же бараке жили люди, семьями. Там мама родила нам еще одну сестру Нину. Потом мы переехали в новый дом, который, по-моему, был из самана построен. Нам впервые провели радио. В 1955 году мама родила сестру Лиду. Брат Вася в 1955 году пошел в школу, а через год пошел я, потом и все сестры. Жили мы в бедности, но не голодали. Папа работал в то время кузнецом, потом через лет десять – плотником в мастерской.

Эти рассказы моих прапрадедов являются наглядным примером для современных «кошаров». Мои предки были жителями деревень. В то время сельское хозяйство являлось экономической опорой страны и представители нашего рода увеличивали благосостояние России.


Источники:

1. Метрические книги Христорожденственной церкви села Носково Никольского уезда за 1891 – 1904, 1907 и 1918 годы.

2.  Исповедная ведомость Христорожденственной церкви, 1915 год, rar (42585211).

Карты деревни Кокшары

 

 

Генеалогическое древо семьи Шатковых



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.