Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проект. русской избе



 

Людмила Русскина
Проект «Культура и традиции Русского народа»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа им. И. Н. Ульянова «Центр образования»

с. Усолье муниципального района Шигонский Самарской области (ГБОУ СОШ с. Усолье)

Проект

« Культура и традиции Русского народа »

Усолье 2019г.

« Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов - авторитета,

достойно завоёванного русским

искусством, литературой.

Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи.

(Д. С. Лихачёв).

Актуальность проекта.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов.

Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего села, не могут различать народные промыслы.

Проблема.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры

Цель проекта:

- воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.

Задачи проекта:

Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;

Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;

Формировать представление о родословной, родственных отношениях, расширять представление о семье;

Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;

Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов;

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;

Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;

Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине;

Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх;

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Ожидаемые результаты:

Расширение кругозора детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира;

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к родному краю;

Формирование представлений о культуре своего народа, обычаях; чувств национального достоинства; морально-нравственных ценностей: доброта, правда, красота, трудолюбие, храбрость и отвага;

Развитие эмоционально-волевой сферы, патриотических чувств и любви к Родине, к своей истории, природе, народу;

Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам; чувство коллективизма;

Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием предметов быта, элементов русского костюма и т. д. ;

Разностороннее использование элементов русской народной культуры во всех областях и видах деятельности;

Широкое использование всех видов фольклора;

Повышение родительской компетенции.

Вид проекта: познавательно-творческий, открытый, коллективный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года)

Участники проекта: дети 3 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Интеграция образовательных областей.

Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором мы спланировали через интеграцию образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, экскурсии к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; совместная с родителями деятельность: экскурсии, субботники);

Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);

Познавательное развитие (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения);

Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование; развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);

Физическое развитие (подвижные игры, соревнования).

I. этап реализации проекта.

I. Подготовительный этап.

№ Вид деятельности Цель деятельности Сроки выполнения

1 Анализ работы по данной проблеме Сентябрь - Октябрь

2 Изучение методических разработок Выявить методы, приемы ознакомления дошкольников с культурой и традициями русского народа. Сентябрь-Октябрь

3 Изучение литературы по данной проблеме.

4 Проведение психолого-педагогической диагностики:

• диагностические задания;

• анкетирование родителей;

• тестовые работы;

• наблюдения;

• опросник детей. Октябрь

5 Разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом

II. основной этап.

План работы по осуществлению проекта с учетом Федеральных Государственных Образовательных Стандартов

Образовательная область Форма работы Цель деятельности Сроки выполнения Результат

Работа с детьми

Тема: МОЙ ДОМ – МОЯ СЕМЬЯ

Задачи:

- формировать представление о мире семьи;

- актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений;

- развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе.

Познавател - НОД «Я и мое Развивать «Генеал

ьное имя», «Я и моя познавательную огическ

развитие семья», «Моя мама – активность детей ое

лучше всех», «Моя дерево»

семья».

- Беседа на темы:

«Ни кого роднее

мамы и папы в целом

мире нет», «О

родне», «Где и кем

работают твои

родители»,

«Бабушкин портрет».

- Рассматривание

семейных альбомов;

иллюстраций с В течение

изображением

опасных предметов и учебного

ситуаций в быту. года

- Конструирование согласно

«Комната, в которой я календарно

живу». му плану

Социально - НОД «Давайте Углублять

- познакомимся», представления ребенка

коммуникативное развитие «Мой портрет», о себе в прошлом,

«Мужчины и настоящем и будущем.

женщины в семье».

- Дидактические

игры: «Чем можно Формировать

порадовать маму», нравственно –

«Туалетные этические чувства,

принадлежности», эстетическое

«Кому, что нужно для восприятие, любовь к

работы», «Маленькие семье.

помощники».

- Сюжетно-ролевые

игры «Семья», Создание

«Выходной в семье», эмоционального

«Телевидение - комфорта.

интервью о своей

семье».

- Разыгрывание

этюдов

- Решение

проблемных

ситуаций

- Составление

Речевое рассказов о семье Развивать связную

развитие - Чтение речь, интонационную

стихотворений: Я. выразительность

Акима «Моя родня»;

«Кто кому кто? »;

«Мой братишка

Мишка»; «Люблю»;

Е. Григорьевой

«Бабушка»; Э

Успенской «Если бы

я был девчонкой»; Б.

Заходера «Повара»;

Е. Серовой «Папа

дома»; О. Высотской

«Семья».

- Обсуждение

поговорок и

пословиц о семье.

- Игры: «Закончи

предложение»,

«Подбери слово»,

«Вежливые слова».

- Продуктивная

Художеств деятельность: Развивать творчество

енно- рисование «Портрет детей

эстетическ моей семьи»,

ое «Отдыхаем всей

развитие. семьей»;

изготовление

подарков для членов

семьи;

раскрашивание

раскрасок по теме

«Профессии».

2. Слушанье и пение

песен о членах семьи.

- Пальчиковые игры:

Физическо «Дом», «Семья» Развивать

е развитие - Подвижные игры: двигательную

«Мы веселые ребята» активность детей

- Игровые

упражнения «Что

могут сделать умелые

руки»

Задачи: Тема: НАША МАЛАЯ РОДИНА – с. Усолье

- познакомить с историей возникновения села;

- показать значимые места села;

- знакомить с природными зоны села;

- воспитывать чувство восхищения красотой родного села, любовь и гордость за свою малую Родину.

Познавател - Беседа на темы: Расширять «Макет села

ьное «История моего села», представления о»

развитие «Мое село – моя малая Родина», родном крае.

«Моя улица» Продолжать знакомить

с

достопримечательност

- Целевая прогулка ями региона, в котором

«Поселок, в котором живут дети.

я живу» В течение

- Рассматривание

иллюстраций, учебного

альбомов на тему: года

«Мое село» согласно

- Экскурсия календарн

«Любимое место в ому плану

селе».

- Презентация

«Путешествие в

прошлое и настоящее

родного села», Развитие общения и

- Экскурсия в

сельскую библиотеку взаимодействия

Социально знакомство с ребенка со взрослыми

- летописью. и сверстниками

коммуника

тивное развитие

Речевое развитие

Художеств

енно-

эстетическ

ое

развитие.

- Сюжетно-ролевая игра «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу»,

- Беседа о правилах поведения на улице и в общественном месте.

- Дидактичесие игры «Улицы села», «Узнай здание по описанию», «Узнай, где я нахожусь», «Покажи, назови, расскажи», «Знаменитые люди села», «Что изменилось? ».

- Сюжетно –ролевые игры: «Путешествие по селу», «Магазины родного села», «Почта», «Строители», «Перекресток»

- Чтение стихотворений С. Маршака «Дом, который построил Джек», «Моя улица»; стихов о поселке, загадок.

- Разучивание стихотворения З. Александровой «Родина».

- Составление рассказов о поселке

- Игры: «Закончи предложение», «Расскажи, а мы отгадаем», «Из чего построен дом»

- Продуктивная

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия;

Развитие свободного

общения с взрослыми

и детьми

Развитие интереса к

художественно-

творческой

деятельности.

Развитие двигательной активности

деятельность:

изготовление макета

«Улицы родного села

»; рисование

Физическо «Моя улица», «Наш

детский сад», «Мое село

е развитие «самое,

самое.

- Слушанье песен

- Конструирование

из крупного

строительного

материала «Строим

село»

Пешие прогулки по

селу.

Задачи: Тема: НАША РОДИНА – РОССИЯ

- расширять знания детей о родной стране;

- познакомить детей с многонациональным составом населения России;

- познакомить со столицей России;

- познакомить с официальной символикой (гербом, флагом, гимном РФ) и неофициальной (матрешка, балалайка, самовар);

- формировать у детей целостное представление о природных зонах России;

- воспитывать патриотические чувства, уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Познавател - Беседа на темы: Формирование Альбомы

ьное «Наша Родина - представлений у детей (с

развитие Россия»; «Какие о малой родине и символик

народы живут в Отечестве, ой,

России», представлений о презента

«Государственные социокультурных ции )

символы России», ценностях нашего

«Природа России» народа, об

- Рассказ о отечественных

неофициальных традициях и

символах России праздниках.

(матрешке,

балалайке, самоваре)

- Рассматривание

карты России: «Что

может рассказать

карта о России»; В течение

иллюстраций с

изображением людей учебного

в национальных года

костюмах, блюд согласно

национальных календар

промыслов народов ому плану

России;

- Просмотр слайдов

на тему: «Природные

зоны России»

- Презентация

«Путешествие в

Социально прошлое и настоящее

- главного города

коммуника России», Воспитывать

тивное патриотических и

развитие - НОД «Россия интернациональных

Родина – моя», Наша чувств, любовь к

Родина –Россия, наш Родине.

язык русский »

- Сюжетно-ролевые

игры «Защитники

Родины», «Мы идем

на экскурсию…»,

«Поездка по городу»,

- Беседа о правилах

поведения на улице и

в общественном

месте.

- Дидактичесие игры

«Достопримечательн

ости Москвы», «Что

предмет расскажет о

Речевое себе»

развитие - Ручной труд

изготовление Обогащение

атрибутов для игры обществоведческого

словаря детей.

- НОД Совершенствовать

Рассматривание речь как средство

картины «Богатыри» общения.

- Дидактические

Художеств игры «Военная

енно- техника», «Собери

эстетическ символику»

ое - Чтение Формирование

развитие. стихотворений интереса к

известных писателей эстетической стороне

о Родине. окружающей

- НОД Лепка «действительности.

Русская матрешка »

- Конструирование из

крупного

строительного

Физическо материала

е развитие «Кремлевские

башни»

- Рисование Развитие двигательной

символики России. активности

- Слушанье песен

известных

исполнителей о

Родине

- Спортивный

праздник «Открытие

олимпийских игр»

- Подвижные игры

Тема: РУССКИЙ БЫТ

Задачи:

- формировать представления о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре;

- познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы;

- познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

- расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;

- воспитывать патриотические чувства

Познавател - НОД «История Ознакомление детей с Создание

ьное русского быта », жилищем русских мини-

развитие « Русская изба », людей в старину музея

«Горница» представлений о « Русского

- Рассматривание социокультурных быта »;

иллюстраций, ценностях нашего макет

презентаций на темы: народа, об русской

«Старинные отечественных избы

предметы домашнего традициях и

быта», « Традиции праздниках

русского народа »,

Социально «Праздники»

«Жаворонки прилетите-красну весну принесите! » В течение

- - НОД: «Посиделки в Приобщать детей к 2019- 2020

коммуника горнице», «День истокам русской учебного

тивное рождения на Руси», культуры; расширять года

развитие «Что за зернышко знания детей о труде согласно

такое, не простое – крестьянина, календарн

золотое» праздниках ому плану

- Трудовая

деятельность по

изготовлению

атрибутов для

колядования (маски)

- Сюжетно-ролевая

игра «День рождения

Речевое на Руси»

развитие Пополнять

- Чтение литературный багаж

энциклопедий, детей

рассказ воспитателя о

русской избе

- «Вечер загадок»

(загадки о предметах

быта)

Художеств - Чтение пословиц,

енно- поговорок, сказок.

эстетическ Приобщение детей к

ое - Пение народных народному искусству

развитие. мелодий: «Как у

наших у ворот», «Ах

вы, сени», «Ой встала

я ранешенько» и т. д.

- Слушанье русских



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.