|
|||
Проект. русской избеСтр 1 из 3Следующая ⇒
Людмила Русскина государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа им. И. Н. Ульянова «Центр образования» с. Усолье муниципального района Шигонский Самарской области (ГБОУ СОШ с. Усолье) Проект « Культура и традиции Русского народа » Усолье 2019г. « Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. (Д. С. Лихачёв). Актуальность проекта. Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей. В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего села, не могут различать народные промыслы. Проблема. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры Цель проекта: - воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры. Задачи проекта: Формировать знания и представления детей о культуре русского народа; Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края; Формировать представление о родословной, родственных отношениях, расширять представление о семье; Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм; Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов; Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах; Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа; Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине; Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх; Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей. Ожидаемые результаты: Расширение кругозора детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира; Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к родному краю; Формирование представлений о культуре своего народа, обычаях; чувств национального достоинства; морально-нравственных ценностей: доброта, правда, красота, трудолюбие, храбрость и отвага; Развитие эмоционально-волевой сферы, патриотических чувств и любви к Родине, к своей истории, природе, народу; Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам; чувство коллективизма; Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием предметов быта, элементов русского костюма и т. д. ; Разностороннее использование элементов русской народной культуры во всех областях и видах деятельности; Широкое использование всех видов фольклора; Повышение родительской компетенции. Вид проекта: познавательно-творческий, открытый, коллективный. Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года) Участники проекта: дети 3 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель. Интеграция образовательных областей. Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором мы спланировали через интеграцию образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, экскурсии к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; совместная с родителями деятельность: экскурсии, субботники); Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин); Познавательное развитие (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения); Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование; развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр); Физическое развитие (подвижные игры, соревнования). I. этап реализации проекта. I. Подготовительный этап. № Вид деятельности Цель деятельности Сроки выполнения 1 Анализ работы по данной проблеме Сентябрь - Октябрь 2 Изучение методических разработок Выявить методы, приемы ознакомления дошкольников с культурой и традициями русского народа. Сентябрь-Октябрь 3 Изучение литературы по данной проблеме. 4 Проведение психолого-педагогической диагностики: • диагностические задания; • анкетирование родителей; • тестовые работы; • наблюдения; • опросник детей. Октябрь 5 Разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом II. основной этап. План работы по осуществлению проекта с учетом Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Образовательная область Форма работы Цель деятельности Сроки выполнения Результат Работа с детьми Тема: МОЙ ДОМ – МОЯ СЕМЬЯ Задачи: - формировать представление о мире семьи; - актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений; - развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе. Познавател - НОД «Я и мое Развивать «Генеал ьное имя», «Я и моя познавательную огическ развитие семья», «Моя мама – активность детей ое лучше всех», «Моя дерево» семья». - Беседа на темы: «Ни кого роднее мамы и папы в целом мире нет», «О родне», «Где и кем работают твои родители», «Бабушкин портрет». - Рассматривание семейных альбомов; иллюстраций с В течение изображением опасных предметов и учебного ситуаций в быту. года - Конструирование согласно «Комната, в которой я календарно живу». му плану Социально - НОД «Давайте Углублять - познакомимся», представления ребенка коммуникативное развитие «Мой портрет», о себе в прошлом, «Мужчины и настоящем и будущем. женщины в семье». - Дидактические игры: «Чем можно Формировать порадовать маму», нравственно – «Туалетные этические чувства, принадлежности», эстетическое «Кому, что нужно для восприятие, любовь к работы», «Маленькие семье. помощники». - Сюжетно-ролевые игры «Семья», Создание «Выходной в семье», эмоционального «Телевидение - комфорта. интервью о своей семье». - Разыгрывание этюдов - Решение проблемных ситуаций - Составление Речевое рассказов о семье Развивать связную развитие - Чтение речь, интонационную стихотворений: Я. выразительность Акима «Моя родня»; «Кто кому кто? »; «Мой братишка Мишка»; «Люблю»; Е. Григорьевой «Бабушка»; Э Успенской «Если бы я был девчонкой»; Б. Заходера «Повара»; Е. Серовой «Папа дома»; О. Высотской «Семья». - Обсуждение поговорок и пословиц о семье. - Игры: «Закончи предложение», «Подбери слово», «Вежливые слова». - Продуктивная Художеств деятельность: Развивать творчество енно- рисование «Портрет детей эстетическ моей семьи», ое «Отдыхаем всей развитие. семьей»; изготовление подарков для членов семьи; раскрашивание раскрасок по теме «Профессии». 2. Слушанье и пение песен о членах семьи. - Пальчиковые игры: Физическо «Дом», «Семья» Развивать е развитие - Подвижные игры: двигательную «Мы веселые ребята» активность детей - Игровые упражнения «Что могут сделать умелые руки» Задачи: Тема: НАША МАЛАЯ РОДИНА – с. Усолье - познакомить с историей возникновения села; - показать значимые места села; - знакомить с природными зоны села; - воспитывать чувство восхищения красотой родного села, любовь и гордость за свою малую Родину. Познавател - Беседа на темы: Расширять «Макет села ьное «История моего села», представления о» развитие «Мое село – моя малая Родина», родном крае. «Моя улица» Продолжать знакомить с достопримечательност - Целевая прогулка ями региона, в котором «Поселок, в котором живут дети. я живу» В течение - Рассматривание иллюстраций, учебного альбомов на тему: года «Мое село» согласно - Экскурсия календарн «Любимое место в ому плану селе». - Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее родного села», Развитие общения и - Экскурсия в сельскую библиотеку взаимодействия Социально знакомство с ребенка со взрослыми - летописью. и сверстниками коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. - Сюжетно-ролевая игра «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу», - Беседа о правилах поведения на улице и в общественном месте. - Дидактичесие игры «Улицы села», «Узнай здание по описанию», «Узнай, где я нахожусь», «Покажи, назови, расскажи», «Знаменитые люди села», «Что изменилось? ». - Сюжетно –ролевые игры: «Путешествие по селу», «Магазины родного села», «Почта», «Строители», «Перекресток» - Чтение стихотворений С. Маршака «Дом, который построил Джек», «Моя улица»; стихов о поселке, загадок. - Разучивание стихотворения З. Александровой «Родина». - Составление рассказов о поселке - Игры: «Закончи предложение», «Расскажи, а мы отгадаем», «Из чего построен дом» - Продуктивная Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия; Развитие свободного общения с взрослыми и детьми Развитие интереса к художественно- творческой деятельности. Развитие двигательной активности деятельность: изготовление макета «Улицы родного села »; рисование Физическо «Моя улица», «Наш детский сад», «Мое село е развитие «самое, самое. - Слушанье песен - Конструирование из крупного строительного материала «Строим село» Пешие прогулки по селу. Задачи: Тема: НАША РОДИНА – РОССИЯ - расширять знания детей о родной стране; - познакомить детей с многонациональным составом населения России; - познакомить со столицей России; - познакомить с официальной символикой (гербом, флагом, гимном РФ) и неофициальной (матрешка, балалайка, самовар); - формировать у детей целостное представление о природных зонах России; - воспитывать патриотические чувства, уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. Познавател - Беседа на темы: Формирование Альбомы ьное «Наша Родина - представлений у детей (с развитие Россия»; «Какие о малой родине и символик народы живут в Отечестве, ой, России», представлений о презента «Государственные социокультурных ции ) символы России», ценностях нашего «Природа России» народа, об - Рассказ о отечественных неофициальных традициях и символах России праздниках. (матрешке, балалайке, самоваре) - Рассматривание карты России: «Что может рассказать карта о России»; В течение иллюстраций с изображением людей учебного в национальных года костюмах, блюд согласно национальных календар промыслов народов ому плану России; - Просмотр слайдов на тему: «Природные зоны России» - Презентация «Путешествие в Социально прошлое и настоящее - главного города коммуника России», Воспитывать тивное патриотических и развитие - НОД «Россия интернациональных Родина – моя», Наша чувств, любовь к Родина –Россия, наш Родине. язык русский » - Сюжетно-ролевые игры «Защитники Родины», «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу», - Беседа о правилах поведения на улице и в общественном месте. - Дидактичесие игры «Достопримечательн ости Москвы», «Что предмет расскажет о Речевое себе» развитие - Ручной труд изготовление Обогащение атрибутов для игры обществоведческого словаря детей. - НОД Совершенствовать Рассматривание речь как средство картины «Богатыри» общения. - Дидактические Художеств игры «Военная енно- техника», «Собери эстетическ символику» ое - Чтение Формирование развитие. стихотворений интереса к известных писателей эстетической стороне о Родине. окружающей - НОД Лепка «действительности. Русская матрешка » - Конструирование из крупного строительного Физическо материала е развитие «Кремлевские башни» - Рисование Развитие двигательной символики России. активности - Слушанье песен известных исполнителей о Родине - Спортивный праздник «Открытие олимпийских игр» - Подвижные игры Тема: РУССКИЙ БЫТ Задачи: - формировать представления о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре; - познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы; - познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; - расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук; - воспитывать патриотические чувства Познавател - НОД «История Ознакомление детей с Создание ьное русского быта », жилищем русских мини- развитие « Русская изба », людей в старину музея «Горница» представлений о « Русского - Рассматривание социокультурных быта »; иллюстраций, ценностях нашего макет презентаций на темы: народа, об русской «Старинные отечественных избы предметы домашнего традициях и быта», « Традиции праздниках русского народа », Социально «Праздники» «Жаворонки прилетите-красну весну принесите! » В течение - - НОД: «Посиделки в Приобщать детей к 2019- 2020 коммуника горнице», «День истокам русской учебного тивное рождения на Руси», культуры; расширять года развитие «Что за зернышко знания детей о труде согласно такое, не простое – крестьянина, календарн золотое» праздниках ому плану - Трудовая деятельность по изготовлению атрибутов для колядования (маски) - Сюжетно-ролевая игра «День рождения Речевое на Руси» развитие Пополнять - Чтение литературный багаж энциклопедий, детей рассказ воспитателя о русской избе - «Вечер загадок» (загадки о предметах быта) Художеств - Чтение пословиц, енно- поговорок, сказок. эстетическ Приобщение детей к ое - Пение народных народному искусству развитие. мелодий: «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени», «Ой встала я ранешенько» и т. д. - Слушанье русских
|
|||
|