|
|||
План конспект урока по биологии, 11 класс, по теме «Решение задач по теме «Цепи и сети питания. Экологические пирамиды»Стр 1 из 2Следующая ⇒ План конспект урока по биологии, 11 класс, по теме «Решение задач по теме «Цепи и сети питания. Экологические пирамиды» Тема урока: « Решение задач по теме «Цепи и сети питания. Экологические пирамиды » Цель урока: Закрепить и углубить знания об цепях и сетях питания. Выработать алгоритм решения экологических задач. Формирование деятельности учащихся по выполнению заданий учителя
РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ОСОБЕЙ В ЭКОСИСТЕМЕ Задача. Одна рысь съедает в сутки 5 кг пищи. Какое максимальное количество рысей выживет в лесу с биомассой 10950 тонн в год, если количество доступной пищи 0, 1%. Решение: 1) определяем доступную пищу 10950 т - 100% х - 0, 1% х = 10, 95 т = 10950 кг 2) определяем количество пищи для одной рыси в год 365 · 5 кг = 1825 кг 3) определяем количество рысей в лесу 10950 кг / 1825 кг = 6 рысей Задача. В 1 кг массы синиц – К2 содержится 4000 ккал энергии, КПД фотосинтеза в лесу составляет 1%. Какое максимальное количество птиц со средней массой 20 г сможет прокормиться в сообществе, на поверхность которого поступает 2∙ 107 ккал солнечной энергии. Решение: 1) определяем энергию продуцентов 20000000 ккал - 100% х - 1% х = 200000 ккал 2) согласно правилу Линдемана определяем энергию синиц П К1 К2 200000 20000 2000 К2 = 2000 ккал 3) находим биомассу синиц 1 кг - 4000 ккал х кг - 2000 ккал х = 0, 5 кг 4) находим количество синиц 500 г / 20 г = 25 синиц в сообществе 1. Определите, какое максимальное количество паразитов может прокормиться в организме хозяина, если масса одного паразита – 10 г, а в 1 г его тела заключено 200 ккал энергии. Хозяин – травоядное животное со средней массой тела 40 кг, в 1 кг которого содержится 2000 ккал энергии. 2. В 1 кг массы тела дятлов – К2 содержится 3500 ккал энергии, а КПД фотосинтеза в лесу 2%. Какое максимальное количество птиц со средней массой тела 100 г сможет прокормиться в лесу, на поверхность которого падает 7∙ 107 ккал солнечной энергии? ПРИРОСТ БИОМАССЫ Задача. Мыши за лето съели в поле 80 кг зерна. Рассчитайте оставшийся урожай зерна в (кг), если известно, что прирост биомассы мышей к концу лета составил 0, 02% от урожая. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи питания составляет 15%. Решение 1) Определяем биомассу мышей 80 кг – 100% х – 15% х = 12 кг 2) Рассчитываем весь урожай зерна 12 кг – 0, 02% х – 100% х = 60000 кг 3) Определяем оставшийся урожай 60000 – 80 = 59920 кг 7. Полевки за лето съели в поле 120 кг зерна. Рассчитайте оставшийся урожаи зерна в (кг), если известно, что прирост биомассы полевок к концу лета составил 0, 01% от урожая. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи питания составляет 10%. Задача. Скворцы на яблоне питаются гусеницами яблонной плодожорки. Рассчитайте оставшийся урожай яблок в (кг), если за лето гусеницы могли бы уничтожить 25% яблок и достигнуть биомассы 4 кг. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи составляет 20%. Решение 1) Определяем, сколько яблок съели гусеницы 4 кг – 20% х – 100% х = 20 кг 2) Рассчитываем биомассу яблок 20 кг – 25% х – 100% х = 80 кг 3) Определяем оставшийся урожай яблок 80 – 20 = 60 кг 8. Скворцы на яблоне питаются гусеницами яблонной плодожорки. Рассчитайте оставшийся урожай яблок в (кг), если за лето гусеницы могли бы уничтожить 20% урожая и достигнуть биомассы 5 кг. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи составляет 10%.
Задача. Щуки в водоеме съели 200 кг мелкой рыбы. Определите прирост биомассы щук в (кг), если переход энергии с одного трофического уровня на другой равен 15%, а мелкая рыба составляет 50% рациона щук. Решение 1) Определяем биомассу мелкой рыбы 200 кг – 50% х – 100% х = 400 кг 2) Рассчитываем прирост щук 400 кг – 100% х – 15% х = 60 кг 9. Щуки в водоеме съели 1800 кг мелкой рыбы. Определите прирост биомассы щук в (кг), если переход энергии с одного трофического уровня на другой равен 20%, а мелкая рыба составляет 90% рациона щук.
|
|||
|