|
||||||||||||||
Практическая 7
Практическая 7
1. Выберите определения, характеризующие структуру лексикона:
а) динамическая структура; б) монофункциональная; в) комплементарная; г) многоуровневая; д) предметно организованная.
2. Проанализируйте определения лексикона, данные разными учеными. Какое из определений кажется вам наиболее убедительным? Какие еще дефи-ниции лексикона вам известны? Сформулируйте, что такое «лексикон». Лексикон рассматривается Ч. Осгудом как один из важнейших меха-низмов когнитивной переработки информации, связанный с уровнем репрезен-тации и отвечающий за перекодирование в двух направлениях: от восприни-маемых единиц – перцептов (перцептивных и языковых знаков) к значениям и от интенций к программе деятельности (языковой или иной). Уточняется, что лексикон – это скорее процесс, чем память хранения. То, что хранится в лексиконе, это очень большой набор связей между знаками (перцептами) и кодами семантических признаков. При этом подчеркивается происхожде-ние семантических признаков из опыта, их формирование в качестве наиболее обобщенного вида знания о мире и обязательность эмоционально-оценочного отношения к носителям признаков (последнее выражается через биполяр-ность признаков). А. Н. Баранов и Д. О. Добровольский под лексиконом понимают индивиду-альный словарный запас, репрезентации слов в долговременной памяти чело-века. Д. Кэрролл предполагает, что лексикон – это хранилище слов в памяти человека, память слов и т. п. без расшифровки того, что именно представля-ет собой слово в языковом / речевом механизме индивида. Нередко за использованием этого изначально психолингвистического термина скрывается традиционное толкование слова как единицы лексико-семантической системы языка, т. е. имеет место то, что Л. В. Щерба на-зывал недопустимой подменой понятий. Иначе говоря, ментальный лексикон (явно или по умолчанию) приравнивается к известной индивиду части общена-ционального словарного запаса, хранимой в памяти в таком же (или близком к этому) виде, в каком слова описываются в печатных словарях и лексикологи-ческих исследованиях. Е. С. Кубрякова считает, что лексикон – это система, отражающая в языковой способности знания о словах и эквивалентных им единицах и выпол-няющая сложные функции, связанные как со словами, так и со стоящими за ними структурами репрезентации энциклопедических знаний. Е. С. Кубрякова считает, что лексикон – это система, отражающая в языковой способности знания о словах и эквивалентных им единицах и выпол-няющая сложные функции, связанные как со словами, так и со стоящими за ними структурами репрезентации энциклопедических знаний. Лексикон – это словарный запас человека, хранящийся в памяти.
3. Как соотносят-ся друг с другом понятия «энциклопедическое знание», «информационная база человека» и «лексикон»? Какие еще понятия вовлека-ются в обсуждение этого вопроса?
Лексикон является средством доступа к полному объему хранимых памятью человека энциклопедических и языковых знаний, сопровождаемы эмоциональными впечатлениями и накладываемой на имеющиеся знания выработанное в социуме системы норм, оценок 4. Заполнитетаблицу «Различия в лексиконе илексическойсистеме языка».
5. Проанализируйте схему Виллема Левелта, отражающую строение лек-сикона, в соответствии с уровневой иерархией единиц лексикона. Допишите в прямоугольники необходимые элементы этой схемы. Между единицами лексикона, по мнению Левелта, существуют отно-шения двух видов: присущие самим единицам и ассоциативные. Первые уста-навливаются на основании значения, синтаксиса, морфологии, фонологии. Ассоциативные отношения не обязательно связаны со значением единиц лек-сикона, а скорее устанавливаются через частотность встречаемости в речи и способствуют установлению ассоциативных полей и границ между ними. Выделите уровни репрезентации лексикона и опишите их:
Уровень репрезентации Уровень интеграции Уровень самостимуляции Уровень рецепции Уровень моторного кодирования 6. Продолжите определение (по Н. О. Золотовой): Специфика единиц, входящих в ядро лексикона, связана с усвоением их в первые годы жизни ребенка и обусловлена высокой степенью их конкретности, образности, эмоциональности, способности выступать в качестве опорных элементов при идентификации более абстрактных и многозначных слов.
7. Опишите, какую роль выполняет ядро человека в процессах становле-ния лексикона? Роль ядра лексикона как функциональной основы общего психического и языкового развития человека обеспечивается спецификой значений относящихся к ядре лексикона слов, в том числе высокое степенью конкретности образности, способностью легко вызывать мысленный образ, эмоциональной значимостью, легкостью включения в более обширную категорию, высокой степенью узнаваемости индивидом: все характеристики непосредственно связаны с еще одной важной особенностью единиц ядра: все они усваиваются в раннем возрасте и сохраняют свою значимость у взрослых носителей языка.
8. Дайте определение следующим понятиям: Фоносемантика – направление в лингвистике, изучающее мотивированную, не-конвенциональную связь между двумя сторонами языкового знака. Синестезия – нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. Фонетическое значение – это значение звуков, которые создают в нашем воображении четкое описание предмета, действия, качества и прочего.
9. Составьтетезисный планстатьиС. В. Воронина «Фоносемантика: цель, задачи, проблематика, разделы» (см. приложение 2). Цель фоносемантики – изучение ЗИ как необходимой, существенной, повторяющейся и относительно устойчивой непроизвольной фонетически (примарно)мотивированной связи между фонемами слова и полагаемым в основу наименованияпризнаком объекта-денотата.
Проблемы ФС:
особенности ЗИС в целом;
звукоподражательная и звукосимволическая подсистемы; параметры, классы и типы звучаний;
строение звукового денотата;
универсальная классификация звукоподражательных слов; их типология;
отражение признаков звукового денотата;
синестезия и синестэмия;
критерии выделения звукосимволического слова;
звукосимволизм в грамматике
10. Приведите примеры, отражающие принципы фоносемантики, выде-ленные С. В. Ворониным. Принцип непроизвольного языкового знака-первый и основной принцип ФС. Он может быть назван также принципом мотивированности и непроизвольности связи между звуком и значвением в слове. Принцип детерминизма- обусловленность знакового облика слова значением слова и, в конечном счете, признаками, свойствами денотата. Принцип отражения- это значение слова, фотрма отражения-языковой знак.
11. В «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина есть эпизод: «Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней». Согласно представлениям биологов, в реальной жизни подобное просто невозможно: коршун слишком мелок для лебедя, он питается главным образом лягушками, ящерицами и т. п. Лебедь – это добыча ястреба или сокола. Как вы думаете, почему А. С. Пушкин исказил реальность, создавая этот художественный образ? Обоснуйте ответ, руковод-ствуясь сведениями из области фоносемантики.
Пушкин намеренно смешивает реальные факторы с фантастическими, чтобы повысить эстетическую ценность текста. «Коршун» - звучит грубо, масштабно и угрожающе. Читатель даже не задумывается о том, что данная сцена не соответствует биологическим стандартам. 12. Определите и запишите, какие соощущения ассоциированы в слово-сочетаниях: Тонкий профиль: худая, изящная, нежная, Острые движения пальцев: решительность, быстрость Кислое выражение лица: недовольное лицо, постное лицо, печальное лицо, унылое лицо, _________ Блестя-щий ответ: умный ответ, великолепный ответ
13. Как вы можете объяснить тот факт, что слово ЛЕСТЬ в фоносеманти-ке обозначает «хорошее», «нежное», «светлое»? Любое слово обладает двумя смыслами. Первый — слово как символ, обозначающий какой-нибудь объект или процесс, второй – слово как набор звуков, который сам по себе вызывает у человека реакцию. Так как сознание взрослого человека занято при аудиальном восприятии слов преимущественно первым смыслом, то второй – реакция на слово как на набор звуков проходит подсознательно и переживается человеком в виде определённого эмоционального фона. Этот самый второй смысл слова получил название фоносемантического значения. 14. Прочтите испытуемым два приведенных ниже текста. Попытайтесь проинтерпретировать результаты опытов с точки зрения фоносемантики. Оформите ваши наблюдения и выводы. А) Жили-были два брата. Один был большой, рослый, а другой – малень-кий, худенький. Одного звали Тим, а другого – Том. Как вы думаете, как звали большого брата? А как – маленького? ____ испытуемых отметили, что большого брата звали: Том, а ма-ленького Тим. Б)Водномлесужилидвазверя. Одинбылласковый, добрый, адругой–злой, жадный, вредный. Одного звали Лиэмень, а другого Ущербух. Как вы думаете, как звали доброго зверя, а как – злого? По мнению испытуемых, Лиэмень – это Ласковый а Ущербух – злой. Выводы: Я считаю, что с точки зрения фоносемантики этот фактор имеет больше психологическую, подсознательную реакцию.
15*. Как вы думаете, почему вышло из употребления слово «смарагд» (изумруд)?
Слова, которые устарели потому, что их сменили синонимы, называют архаизмами. Слово «Смарагд», вышло из употребления, потому что на смену ему пришло новое слово архаизм.
16*. Подберите стихотворение, которое бы с точки зрения фоносеман-тических законов наиболее полно отражало содержание рисунка (автор – сту-дентка С. Хамчук). «Скажи, фиалка, отчего Так рано к нам ты воротилась, Когда в полях ни одного Ещё цветка не распустилось? » «Бедна нарядом и мала, Я меж других цветов незрима, И если б с ними я цвела, Ты, может быть, прошёл бы мимо».
|
||||||||||||||
|