Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Нравственная культура». ГЛОССАРИЙ



 

БЛОК – МОДУЛЬ ПО ТЕМЕ:

«Нравственная культура»

 

Проблема: «Что для человека важно – БЫТЬ или КАЗАТЬСЯ? »

 

ГЛОССАРИЙ

МОРАЛЬ – это нормы и правила поведения, принятые в обществе.

НРАВСТВЕННОСТЬ – это мораль в действии.

КУЛЬТУРА – это результат практической и духовной деятельности человека.

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – это часть духовной культуры, являющаяся одним из показателей уровня развития общества.

ГРАЖДАНИН – это личность, наделенная гражданскими правами и обязанностями, успешно усваивающая и использующая гражданские ценности.

 

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства – личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.

Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:

Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.

Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления(умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т. д. ); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведение в обществе).

Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.


Таким образом, нравственная культура личности – это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.

 

ЗАДАНИЕ А

Отметьте качества человека, желающего построить общества высокой нравственной культуры?


1. патриотизм

2. эгоизм

3. общественная активность

4. толерантность

5. терпимость

6. сострадание

7. цинизм

8. экстремизм

9. иждивенчество

10. подхалимство

11. трудолюбие

12. гуманизм


 

ЗАДАНИЕ Б

Прочитайте текст «Подвиг жителей блокадного Ленинграда»

В осажденном Ленинграде - городе, где долгое время жил и работал Вавилов, шла первая блокадная зима. Нормы хлеба были сокращены до невозможного: рабочим - по 250 граммов в сутки, остальным - 125 граммов. Люди сходили с ума от голода, падали на ходу, умирали от истощения.

А в это время в темных холодных комнатах на Исаакиевской площади, в доме с забитыми досками окнами было полно еды. В коробках и мешках лежали десятки тонн семян, клубней картофеля. Но четырнадцать сотрудников Всесоюзного института растениеводства (ВИР), которые работали и урывками спали рядом, были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы. Они бредили едой, и все же никому из них даже не приходила в голову мысль съесть хотя бы горсточку зерен, чтобы спасти свою жизнь.

Вопросы к тексту:

1. Какие гражданские качества демонстрирует предложенная ситуация?

2. Способствуют ли эти качества развитию нравственной культуры общества?

 

ЗАДАНИЕ  С

Ответьте на вопрос: «Как вы считаете, что поможет нашему обществу стать высоко- нравственным? »

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.