Тема занятия «Состав и свойства почвы»
Тема занятия «Состав и свойства почвы»
Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сделаем и мы несколько опытов и выясним основные свойства и состав почвы. Опыты выполняем строго по алгоритму.
Опыт №1
- Возьми стакан с водой.
- Брось небольшой комок сухой почвы.
- Что ты заметил?
- Сделай вывод. (В почве есть воздух. )
Опыт № 2
- Возьми бумажную салфетку.
- Насыпь на неё немного почвы.
- Придави её плотно к бумаге.
- Стряхните почву в стакан с водой.
- Что вы увидели на бумаге? (влажное пятно)
Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Что происходит? (стекло стало влажным). Что доказывает этот опыт? (В почве есть вода. )
0пыт №3
Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (над почвой появился дым, в классе неприятный запах) Из-за чего это происходит? Сделайте вывод. (в почве есть перегной, состоящий из перегнивших остатков растений и животных)
Перегной или гумус – это разложившиеся остатки растений и животных.
И чем больше перегноя или гумуса, тем лучше почва. И тогда на ней родятся такие плоды, как сейчас вы видите.
Опыт №4
- Возьми стакан с водой и почвой. Что вы видите на поверхности воды? (перегной)
- Что видите на дне стакана? (муть)
- Рассмотрите внимательно эту муть.
- Попробуй сделать вывод. (в почве есть нерастворимые вещества – песок и глина)
Опыт № 5
- Профильтруй воду, в которой долго находилась почва.
- несколько капель этой воды поместим на стекло.
- Подержим стекло над огнём.
- Пронаблюдай, что происходит. Что осталось на стекле? На что это похоже? (соль)
- Сделаем вывод. (В почве есть соли. )
Соль – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Наши исследования подошли к концу. И сейчас как настоящие учёные вы должны занести результаты опытов в тетрадь.
|