Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Инструкция.



Задачи на составление родословных. Пользуемся учебником (параграфы 17-23), все обозначения и принцип решения там есть.

На всякий случай:

АА – доминантный по обеим аллелям (от мамы и от папы)

Аа- доминантный, но несет рецессивную аллель.

аа – рецессивный, признак не проявляется.

Вспомните законы Менделя! Особенно первый.

Сцепленный с полом признак проявляется только у людей одного пола. Но переносить аллель может и женщина. Пример: женщины – носительницы гемофилии, однако болеют ею ТОЛЬКО мужчины.

Кругляшок – женщина, квадратик – мужчина. Соединенные одной линией - брак. Двойной – близкородственный брак.

Закрашенный кружок или квадратик – отслеживаемый признак присутствует. Пустой – не присутствует. Он может быть и доминантным и рецессивным, зависит от условий задачи. Проверяйте по таблице в учебнике на 75-76 страницах.

Одно поколение находится на одной линии. Близнецы обозначаются двумя линиями из одной точки. Помните, что однояйцевые близнецы по сути клоны друг друга, значит и генотип у них общий. Разнояйцевые близнецы обычно разного пола (в задачах, в жизни бывает всякое), один из них может признак не иметь.

Принцип решения таких задач:

1. Чертим первую пару (кружок и квадратик, соединяем линией). Если говорится про бабушек-дедушек, оставляем для них место. Черти их. Потом чертим детей. Помните, что никто почкованием НЕ размножается, следите чтобы все родственники объединялись линиями. Каждое поколение в одну линию. Пример: если речь идет про главную пару, про их кузенов или сестер-братьев, это одно поколение. Если говорится о родителях, это первое поколение, а главная пара уже второе. Если еще и про детей сказано, то они уже третье. Если непонятно, посмотрите в учебнике в параграфах 23-24.

2. Начертили. Теперь определяем генотипы. Предположим, отслеживаем доминантный признак. Тогда везде, где кружочек не закрашен, ставим «аа», а где закрашен (то есть доминантный признак), то ставим А. Пока одну. Затем вспоминаем первый закон Менделя. Если линии чистые, напирме АА и аа, то все дети будут Аа, и признак будет У ВСЕХ. Если нет, значит, кто-то несет рецессивную аллель, будучи доминантным по этому признаку. Обратите внимание на супругов, которые не являются потомками древа и про которых ничего не известно.

3. Расставили генотипы. Далее в задачах обычно ставится вопрос о подсчете вероятности. Генотипы мы вычислили, дальше смотрим возможные сочетания по (снова) законам Менделя. Определяем вероятность. Пишем ответ. Задача решена.

ОДНАКО.

Если дан рисунок, не спешите грустить. Так еще проще.

1. Смотрим в каждом ли поколении признак. Если да - то он доминантный.

2. Если он есть у всех в одном поколении – то имеет место первый закон Менделя, оба родителя гомозиготы.

3. Прикинув таким образом, расписываем генотипы аналогично первым задачам.

4. Если условия задачи просят найти вероятность, поступаем аналогично первым задачам. Пишем ответ. Задача решена.

Не забывайте правильно оформлять: с «дано», «найти», «решение». Генеалогические древа чертятся в тетрадь, разумеется.

Щадачи решить, прислать мне. Если в понедельник явитесь во плоти, можете сдать лично. Если нет – не страшно. Но срок – до 16: 00 понедельника.

Задача 1.

По родословной, представленной ниже, установите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцепленный с полом или нет), выделенного черным цветом. Определите возможные генотипы всех представителей семьи.

 

Задача 2.

У женщины правши и мужчины левши родилось трое детей. Один мальчик правша, второй сын и дочь – левши. Мать женщины – правша, однако ее отец – левша. У женщины есть два брата, один из которых левша. Второй брат женщины – правша, женился на женщине правше, и у этой пары родилось две дочери-близняшки, обе левши. Составьте родословную семьи (нарисовать), определите характер наследования признака (леворукость) и определите возможные генотипы всех членов семьи.

 

 

Удачи



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.