|
|||
ЭССЕ на тему: «Трудовая миграция, социальное и пенсионное обеспечение в ЕАЭС»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ Кафедра конституционного и международного права Направление подготовки 40. 04. 01 «Юриспруденция» Программа магистратуры Дисциплина ЭССЕ на тему: «Трудовая миграция, социальное и пенсионное обеспечение в ЕАЭС»
Студента 2-го курса группы 10-мЮРз-18-4
Санкт-Петербург 2020 Трудовая миграция, социальное и пенсионное обеспечение в ЕАЭС Социальное обеспечение. В целях формирования единого рынка труда Договором о ЕАЭС предусматривается выработка общей политики стран ЕАЭС в сфере трудовой миграции, в том числе по предоставлению социального обеспечения трудящимся государств ЕАЭС, зачету трудового (страхового) стажа и экспорту пенсий. В этих целях Договором о ЕАЭС установлено, что социальное обеспечение (социальное страхование) трудящихся стран ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства. При этом под социальным обеспечением (социальным страхованием) понимается обязательное страхование на случай временной нетрудоспособ-ности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование. Договором о ЕАЭС определено, что весь трудовой стаж, в том числе страховой, трудящихся государств-членов засчитывается в их общий трудовой (страховой) стаж в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Таким образом, трудовой (страховой) стаж трудящегося будет учитываться при расчете пособий в другом государстве-члене. В Республике Армения социальное обеспечение трудящихся стран ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан Армении. В настоящий момент в Армении подоходный налог включает и обяза-тельные социальные выплаты, и выплаты индивидуального социального страхования. Плательщиками подоходного налога являются физические лица — как резиденты, так и нерезиденты страны. Ставка налога на доход составляет 24, 4%. В Республике Армения действуют следующие виды пособий: пособие по временной нетрудоспособности и пособие по материнству. В Армении нет обязательного медицинского страхования трудящихся из-за отсутствия такой системы страхования в стране. В Республике Беларусь с 1 января 2015 г. уплата обязательных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь на социальное страхование за граждан государств-членов, работающих в стране по трудовым (гражданскоправовым) договорам, производится работодателем в обязательном по- рядке. Соответственно, этим гражданам предоставляется право на пособия по временной нетрудоспособности, по материнству и семейные пособия на тех же условиях и в том же порядке, что и гражданам Республики Беларусь. Также важной правовой формой социального обеспечения граждан является государственное социальное страхование, которое представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования. По государственному социальному страхованию трудящиеся наделяются: • пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, профессиональными пенсиями; • пособиями по беременности и родам; • пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком в возрасте до трех лет; • пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением. Таким образом, в Республике Беларусь с даты вступления в силу Договора о ЕАЭС трудящиеся государств-членов имеют право на получение всех видов социального обеспечения (страхования), закрепленных в Договоре о ЕАЭС, кроме обязательного медицинского страхования, в силу отсутствия в стране такой системы. В Республике Казахстан с 1 января 2015 г. (с даты вступления в силу Договора о ЕАЭС) уплата обязательных страховых взносов на социальное обеспечение (страхование) за граждан государств-членов, работающих на территории Республики Казахстан, осуществляется на тех же условиях, что и для казахстанских граждан. На трудящихся государств-членов распространяются следующие виды страхования: на случай утраты трудоспособности; на случай потери дохода в связи с беременностью и родами; на случай потери дохода в связи с усы-новлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей); от несчастных случаев на производстве. Обязательному социальному страхованию подлежат работники, само-стоятельно занятые лица, включая мигрантов, постоянно проживающие на территории страны и осуществляющие трудовую деятельность. Размер социальных отчислений составляет 5% от расходов работодателя на выплату заработной платы. При этом ежемесячный доход для исчисления социальных отчислений не должен быть менее размера минимальной заработной платы и не более 10-кратного размера минимальной заработной платы. Работодатель также обязан заключить договор страхования работников от несчастных случаев при исполнении ими трудовых обязанностей в течение первой декады месяца, следующего за месяцем, в котором страхователем на-чато осуществление деятельности. При этом работодатель осуществляет по-страдавшему работнику страховые выплаты в части утраченного заработка (дохода), а также компенсирует ему расходы, вызванные повреждением здо-ровья в объеме, предусмотренном трудовым законодательством. Страховая организация производит страховые выплаты в части утра-ченного заработка и компенсирует расходы, вызванные повреждением здоровья в пределах, установленных законом. В случае гибели (смерти) застрахованного кормильца страховая организация осуществляет страховые выплаты на погребение, а также ежемесячные страховые выплаты иждивенцам погибшего кормильца на срок, предусмотренный гражданским законодательством. С 2017 г. в Казахстане вводится система обязательного медицинского страхования трудящихся. С даты присоединения Кыргызской Республики к ЕАЭС (12 августа 2015 г. ) уплата обязательных страховых взносов на социальное страхование за граждан государств-членов, работающих на территории страны, осущест-вляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан Кыргызской Республики. Государственному социальному страхованию наравне с гражданами Кыргызстана подлежат в том числе мигранты. Плательщиками страховых взносов (страхователями) по государственному социальному страхованию являются граждане, юридические лица и физические лица, нанимающие граждан по трудовым договорам, осуществляющие свою деятельность на территории Кыргызской Республики. Среди видов обеспечения по государственному социальному страхованию: пенсионное обеспечение, ритуальное пособие (на погребение), компенсация затрат на обязательное медицинское страхование и финансирование мероприятий по оздоровлению застрахованных лиц и членов их семей, находящихся на иждивении. Выплата пенсий, пособий по государственному социальному страхованию осуществляется за счет средств страховщика. Страховщиком является Социальный фонд Кыргызской Республики. Работодатели уплачивают страховые взносы ежемесячно в размере 17, 5% от всех видов выплат, начисленных трудящимся, которые приняты на по-стоянную или временную работу, независимо от вида собственности рабо-тодателя и вида регистрации. Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособ-ности, по беременности и родам регулируется соответствующим Положе-нием. Эти пособия выплачиваются: • лицам, состоящим в трудовых отношениях с работодателем; • индивидуальным предпринимателям; • членам крестьянских (фермерских) хозяйств. Источниками выплат пособий являются собственные средства (доход или фонд оплаты труда) работодателя, индивидуального предпринимателя, членов крестьянских (фермерских) хозяйств (работодатель). При этом пособие по беременности и родам за все рабочие дни полностью выплачивается работнику работодателем. В Российской Федерации трудящиеся государств — членов ЕАЭС имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с мате-ринством с первого дня работы на территории России, независимо от того, являются ли они временно пребывающими, временно или постоянно проживающими на территории России. Работодатели уплачивают за них страховые взносы в Фонд социального страхования в тех же размерах, что и за граждан РФ. Речь идет о пособии по временной нетрудоспособности, пособии по беременности и родам, единовременном пособии женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременном пособии при рождении ребенка, ежемесячном пособии по уходу за ребенком, социальном пособии на погребение. В соответствии с российским законодательством страхователями для работающих граждан являются: • организации; • индивидуальные предприниматели; • физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринима-телями; • занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие. Администратором страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование является Пенсионный фонд. Договор о пенсионном обеспечении трудящихся ЕАЭС. В настоящее время одним из основных направлений развития интеграции является устранение барьеров на пути передвижения рабочей силы. Отсутствие или недостаточное правовое регулирование вопросов пенсионного обеспечения при осуществлении трудовой деятельности в других государствах-членах является сдерживающим фактором при формировании общего рынка труда. В этой связи вопрос пенсионного обеспечения трудящихся на территории государств — членов ЕАЭС является крайне актуальным. Разработка отдельного международного договора, регулирующего во-просы пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов и членов их семей, вызвана необходимостью создания одинаковых условий для трудящихся стран ЕАЭС при трудоустройстве в другой стране ЕАЭС. Основная цель разработки проекта Договора о пенсионном обеспечении — обеспечение равных прав в вопросах получения пенсий, защита приобретенных трудящимися пенсионных прав на территории стран ЕАЭС, а также развитие сотрудничества по этим вопросам между государствами- членами. Проект Договора о пенсионном обеспечении предусматривает, что пенсионные системы государств-членов не будут подвергнуты существенным изменениям. Это связано прежде всего с тем, что основными нормами проекта Договора о пенсионном обеспечении являются вопросы участия трудящихся-мигрантов в пенсионной системе (формирование прав), сохранения и перевода пенсионных прав граждан в случае переезда из одной страны в другую. Пенсионные права трудящихся, осуществляющих трудовую деятельность на территориях государств-членов, формируются посредством уплаты взносов в пенсионную систему государства трудоустройства. Для получения пенсионного обеспечения гражданам государств-членов в большинстве случаев необходимо иметь статус постоянного проживания или гражданство в государстве трудоустройства, отработать на его территории требуемое количество лет, достигнуть пенсионного возраста, а также соответствовать другим критериям, установленным законодательством государства трудоустройства. То есть назначение пенсии и пособий зависит от выполнения конкретных обязательных требований к стажу, месту жительства, возрасту, уплате взносов и др. При этом, в случае отсутствия соответствующего договора между странами, периоды осуществления трудовой деятельности трудящимися в нескольких государствах-членах не суммируются. Формирование пенсионных прав временно пребывающих иностранных граждан (под данную категорию подпадают трудящиеся государств-членов) осуществляется не во всех странах ЕАЭС. Так, в Армении социальные взносы являются частью единого налога на доход, однако при этом законодательством страны не предусмотрен экспорт пенсий. То есть для получения пенсии, назначенной в Армении, необходимо личное присутствие пенсионера не реже одного раза в год. В Беларуси формирование пенсионных прав трудящихся государств-членов осуществляется по желанию работника. На практике это приводит к тому, что пенсионные взносы, как правило, работодатель не перечисляет и в результате пенсионные права не формируются. В Казахстане и Кыргызстане формирование пенсионных прав в отношении иностранных граждан, в том числе трудящихся государств-членов, не предусмотрено. В России формирование пенсионных прав трудящихся государств-членов осуществляется в полном объеме с 2014 г. Таким образом, у трудящихся могут отсутствовать основания для назначения пенсии и участия в системе пенсионного обеспечения в соответствии с национальным законодательством, что делает практически невозможной задачей реализацию пенсионных прав трудящихся в полном объеме, который сформирован ими за годы работы на территориях нескольких государств-членов. Проект Договора о пенсионном обеспечении предполагает решение следующих основных задач: • осуществление пенсионных прав трудящихся государств-членов на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства, как в части уплаты страховых (обязательных пенсионных) взносов, так и в части приобретения и сохранения соответствующих пенсионных прав; • учет приобретенных пенсионных прав трудящихся как при определении права на пенсионное обеспечение, так и при назначении пенсий; • развитие сотрудничества между государствами-членами в сфере пен-сионного обеспечения, в том числе путем обмена информацией и документами между уполномоченными органами государств-членов. Государство — член ЕАЭС должно гарантировать трудящимся других государств-членов объем прав на пенсионное обеспечение, равный объему прав, который предоставляется трудящимся этого государства-члена при аналогичных условиях. Государство-член должно гарантировать сохранение объема пенсионных прав граждан другого государства-члена, приобретенных на его территории. Нормы Договора о пенсионном обеспечении не будут распространяться на отношения по пенсионному обеспечению сотрудников силовых структур, военнослужащих вооруженных сил, членов их семей, других лиц, приравнен-ных к данным категориям в части пенсионного обеспечения согласно специ-альному законодательству, а также на государственных служащих. Положениями Договора о пенсионном обеспечении решаются вопросы, связанные с экспортом пенсионных прав: каждое государство будет вы-плачивать гражданину пенсию за период работы и отчисления взносов на его территории. Пенсии будут выплачиваться государством-членом, их назначившим, в том числе в случае проживания трудящегося на территории другого государства- члена. Трудящийся будет иметь право на получение пенсии на территории государства проживания либо государства-члена, назначившего пенсию. Предусмотрено, что размеры пенсий не могут быть уменьшены; их выплата не может быть приостановлена или прекращена на основании местожительства трудящегося на территории другого государства-члена. При определении права на пенсию будет учитываться стаж работы, приобретенный на территориях государств-членов как до, так и после вступления в силу Договора о пенсионном обеспечении, а также стаж, приобретенный в свое время на территории СССР. Формирование и реализация пенсионных прав трудящихся будет про-исходить на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства. Таким образом, проектом Договора о пенсионном обеспечении учитыва-ются все особенности национальных законодательств государств-членов.
|
|||
|