Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





урока теоретического обучения №7



ПЛАН

урока теоретического обучения №7

по дисциплине ОДБ. 01 Русский язык

количество часов 1

Дата: 14. 02. 22.

Группа: 5

Специальность: МОС

Преподаватель: Демченко Татьяна

Тема: Цитата как способ передачи чужой речи; способы цитирования. Пунктуационное оформление цитаты.

Цели: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Фронтальный опрос.

- Дайте определение косвенной речи. (Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения).

- Чем отличается косвенная речь от прямой?

(Косвенная передаёт только содержание, но не форму и интонацию).

- От чего зависит способ присоединения косвенной речи? (От цели высказывания).

2. Сообщение темы, цели урока.

- Укажите предложения, где знаки препинания расставлены верно:

1) Полный вперёд!: «Скомандовал капитан. »

2) Я спросил: «Откуда ты? »

3) Он говорил о том: «Что все должны быть очень внимательны. »

4) Он спросил соседа о том, далеко ли до города.

3. Изучение нового материала.

Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.

Существует несколько способов оформления цитат.

Способы цитирования.

С помощью прямой речи. В книге «Путь жизни» Л. Н. Толстой писал: «Наказывать – по-русски значит поучать. Поучать можно только добрым словом и добрым примером».
С помощью косвенной речи. В книге «Путь жизни» Толстой писал о том, что «наказывать – по-русски значит поучать».
С помощью вводных слов. По словам Толстого, «наказывать – значит поучать».

Чаще всего цитаты оформляются с помощью прямой речи. Обратите внимание, что цитата начинается в этом случае с большой буквы.

Рассмотрите предложение и обратите внимание, что в этой цитате отсутствует тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуационные правила в XIX веке отличались от современных, и при цитировании надо сохранить ту пунктуацию, которой пользовался автор:

А. С. Пушкин писал Нащокину в 1834 году: «Говорят, что несчастье хорошая школа, может быть. Но счастие есть лучший университет».

Вы заметили, что во всех трёх случаях выдержки из чужих высказываний заключается в кавычки, но если в качестве цитаты приводятся стихотворные строки, то кавычки не ставятся:

А. С. Пушкин так характеризует первого русского императора в стихотворении «Стансы»:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. В следующем примере предложение из письма Пушкина приведено не с начала:

Пушкин писал Чаадаеву в 1836 году: «… клянусь честью, что ни за что на свете, я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам бог её дал».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.