|
|||
Отчёт по самообразованию. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Составила: воспитатель. Чевтайкина Т
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №122 комбинированного вида»
Отчёт по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Составила: воспитатель Чевтайкина Т. П. Саранск 2018 Отчёт по самообразованию по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Актуальность: События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Проблема: Можно ли повысить мотивацию дошкольников 6-7 лет в воспитании патриотических чувств? Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 6-7 лет. Задачи: · Проанализировать литературу по данной теме. · Изучить принципы патриотического воспитания детей 6-7 лет в детском саду. · Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 6-7 лет в детском саду. · Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе. · Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей. Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу: Н. Ф. Виноградова «Наша Родина». М., Просвещение, 2002 А. Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001. Е. И. Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников». М., Просвещение, 2007. Е. Ю. Александрова и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г. Волгоград: Учитель, 2007. Е. К. Ривина «Государственная символика России М., Просвещение, 2005. Р. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ»(Патриотическое воспитание): М., Просвещение, 2007. Л. В. Логинова «Что может герб нам рассказать»: М., Просвещение, 2007. Л. А. Кодрикинский «С чего начинается Родина? »: М., Просвещение, 2007. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников): М., Просвещение, 2007. В течение 2017-2018 учебного года я подробно изучала тему по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у детей патриотические чувства к самому дорогому. Воспитание у детей любви к своему отечеству – это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился экологический уклад жизни. Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же в содержании надо воспитывать это чувство, качество. Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего. Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям. Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Изучение темы начала с раздела: «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет в детском саду». Изучила книгу А. Д. Жарикова «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001. Я подготовила для родителей папку-передвижку. В которой подробно говорится о патриотическом воспитание в ДОУ. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям-к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. В октябре продолжила изучение темы с раздела: «Принципы патриотического воспитания детей 6-7 лет в детском саду». Изучила статью из методической литературы по теме «Нравстенно – патриотическое воспитание детей» М., Просвещение, 2007. По данному вопросу я проводила консультацию с родителями. Я подробно изучила принципы патриотического воспитания: · Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми. · Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. · Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке. · Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой — создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др. ) · Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду). В ноябре продолжила изучение темы с раздела: «Актуальность создания благоприятной развивающей среды по патриотическому воспитанию». Изучение начала со статьи Л. А. Кодрикинского «С чего начинается Родина? »: М., Просвещение, 2006. В группе был пополнен по возрасту детей (6-7 лет) уголок по патриотическому воспитанию: «Моя Родина – Россия! », где дети могут наглядно познакомиться с родной страной, родным городом, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы. Также была оформлена картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию. На основе наглядного материала, бесед, игр я познакомила детей с родным городом, начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с достопримечательностями столицы нашей Родины, с городами. Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. В декабре – январе изучение темы продолжила: «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей 6-7 лет». Изучила книгу Е. Ю. Александровой и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г. Волгоград: Учитель, 2007. В течение двух месяцев осуществила подборку дидактических игр по патриотическому воспитанию: «Военные профессии», «Собери флаг», «Гости города». «Птицы нашего края» и многие другие. Были сделаны игры своими руками: «Лото «Служу России! », «Русские узоры», «Достопримечательности г. Саранска», «Путешествие по Саранску», так же были оформлены крупномасштабные макеты: «Мой детский сад», «Пешеходная зона Саранска. Центр», «Железнодорожный вокзал». В группе проходил проект: «Мой любимый город Саранск». Где итоговым мероприятием было посещение «Краеведческого музея». В качестве наглядного материала во время НОД, бесед, досугов использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям В феврале продолжила изучение темы с раздела: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства». Я продолжила изучать методическую литературу. Во время НОД и самостоятельной творческой деятельности по рисованию и аппликации дети изображали Российский флаг, рассказывая, где его можно увидеть, рисовали родные места города Саранска, кремль в Москве, изготавливали открытки к праздникам: 23 февраля, 9 мая. В марте продолжила изучение темы с раздела: «Наша малая Родина – город Саранск». Была оформлена презентация и показана детям: «По улицам нашего города». Изучением данного сайта послужило создание альбомов «История нашего города», «Современный Саранск». «Достопри-мечательности нашего города», «Красная книга Республики Мордовия», «Природа нашего края». В апреле-мае я закончила изучение темы разделом: «Роль родителей в формировании патриотических чувств у детей». Изучила методическую литературу по теме «Нравственно – патриотическое воспитание детей», г. Волгоград: Учитель, 2007. Патриотическое воспитание и нравственное воспитание связано между собой. Поэтому не надо забывать, что в семье создается та нравственная атмосфера, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории. Формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Итогом данной работы было проведено анкетирование родителей, в котором родители отвечали на вопросы по патриотическому воспитанию в семье. В результате подведение итогов по анкетам были сделаны выводы: большинство родителей уделяют время и рассказывают детям о малой родине, о России, читают книги о войне, о героях, посещают достопримечательности нашего города и культурно-досуговые места: «Краеведческий музей», «Детскую библиотеку». Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Выводы: Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников. У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края. Выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине. Перспективы на 2018-2019 учебный год: · Продолжить работу по теме: «Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр». (согласно возрастной группе); · Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме; · Изучить новинки методической литературы; · В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, посиделки и организации совместных праздников.
|
|||
|