Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Статьи » Краеведение и история



Статьи » Краеведение и история

№ 33 (159) от 24. 08. 2011

ПЕРВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ РЫБИНСКА: ВАСИЛИЙ МАКСИМОВ

Во второй половине XIX века Рыбинск посетили многие значительные русские художники. Наверняка, их было много больше, чем мы знаем – миновать город при плавании по Волге было просто невозможно. Однако увидеть – не значит вдохновиться.

Вот в 1870 году проплыл мимо нас молодой Илья Репин, отправляясь создавать «Бурлаков на Волге». Про Рыбинск в его воспоминаниях– ни слова, будто его и не было никогда. А ведь выходил, выходил Илья Ефимович на бережок, сделав, по крайней мере, один набросок, изображающий корабли на Волге и городские соборы. Сделал – и поплыл дальше, бурлаки ему нужны были, а не их «столица».
Не знаю, сколько раз проплывал мимо нас Исаак Левитан. Но его лирической душе был близок не шумный пыльный Рыбинск, а маленький зеленый Плёс, певцом которого и стал художник. Правда, говорят, именно рыбинскими впечатлениями была навеяна левитановская картина «Свежий ветер». Но и там мы не увидим города: только ярко раскрашенная барка, пароход, ярко освещенные солнечным лучом на фоне потемневшего грозового неба.
Симпатичный вид Рыбинска на фоне заката создал столичный пейзажист Михаил Виллие; его акварель даже попала на почтовые открытки…
Однако наш город привлек внимание и куда более известного мастера – Василия Максимовича Максимова (1844-1911). Даже у тех, кто не помнит имени этого яркого представителя художников-передвижников, наверняка всплывут в памяти две ставшие классикой его картины из Третьяковской галереи. Это монументальное полотно «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) – своеобразный портрет традиционной русской деревни - и небольшая поэтичная работа «Всё в прошлом» (1889) - две старушки, барыня и бывшая крепостная сидят на солнышке перед избушкой, на фоне заколоченного дома когда-то богатой усадьбы. Менее известны другие полотна: «Бабушкины сказки» (1868), «Семейный раздел» (1875). И совсем забыт «Первый хлебный караван в Рыбинске». А ведь эта картина, несколько отличаясь от других работ Максимова (он, всё же мастер бытового жанра, а тут – пейзаж), занимала важное место в его биографии. Картина была создана художником в пору расцвета его дарования, в 1880-х годах.
Впервые художник увидел наш город во время своего первого путешествия по Волге, в 1866 году. «… Сел на пароход до Рыбинска; полюбовавшись общей картиной, я здесь не остался до утра – поехал до Нижнего», - вспоминал он позднее. А мысль о создании посвященной Рыбинску картины возникла у художника, скорее всего, в 1882 году, когда он проехал пол-Волги в поисках вдохновения для своих работ. Любопытно, что ему в этой поездке показалась скучной прекрасная древняя Кострома, ни словом не упомянут Ярославль, а вот Рыбинск, получается, угодил. Наверное, не случайно именно Максимов, чуткий к жизни трудового народа, сумел разглядеть красоту нашего города. В следующем, 1883 году, художник специально едет в Рыбинск, чтобы работать над новым полотном.
В 1883 году художник делает множество этюдов для будущей картины. В первую очередь это изображения волжских судов: барок, мокшан, расшив… Автора «Прихода колдуна» и «Бабушкиных сказок» явно привлекали изукрашенные резьбой и росписью корабли, в которых нашло свое яркое выражение народное творчество. Репродукция его этюда «Расписные суда на Волге» была опубликована в следующем году в журнале «Живописное обозрение». Впрочем, не оставлял Максимов вниманием и суда попроще, постоянно помня о конечном замысле своей картины. А замысел у него глобальный – показать во всей красе город-труженик, с приходом первого каравана судов включающийся в свою грандиозную работу.
Необходимо было делать и этюды людей. «Только бы мне промаяться до окончания картины «Рыбинска» со всеми предполагаемыми мною жанровыми сценами из жизни рабочего люда, - писал художник Павлу Третьякову. - Очень хочется полнее передать жизнь судорабочих». «Маета», связанная с картиной, была вызвана не тем, что художнику не удавались жанровые сцены – это как раз был его конёк. А тем, что не было денег на оплату натурщиков. Сложно сказать, как он решил эту проблему. В фототеке Русского музея сохранился негатив этюда «Внутренность береговой кухни». Он изображает темное сводчатое помещение со свисающими с потолка крюками. Прямо на полу горят костры, над которыми десяток судорабочих развесили свои котелки. Проще было с натурой для гуляющей по набережной публики. В ее качестве Максимов изобразил собственное семейство – жену, двух дочерей и сына. По-видимому, пребывание в Рыбинске оставило у художника и его семьи довольно отрадные воспоминания. На одном из этюдов кораблей художник написал посвящение «Старшему моему сынищу Вячеславу от родителя В. Максимова в память о поездках на Волгу 1883 года июля 28 дня».


Затем в работе над картиной будто бы следует большой перерыв. Однако, скорее всего, это просто не сохранились работы художника. Вообще, от всего, что сделал Максимов в 1885 году, известен лишь один набросок, с рыбинской темой не связанный. А ведь, вероятно, именно в этом году будущее полотно «вызревало» в сознании мастера, воплощаясь в разных вариантах, эскизах. Известно, как долго бился этот очень требовательный к себе художник над другими полотнами.
А тут в начале следующего, 1886 года, мы имеем уже окончательный общий эскиз картины, хранящийся сейчас в том же Русском музее. Очень небольшой по размеру (20х53 см), обобщенно написанный, он тем не менее удивительно выразительно передает и рельеф местности, и ощущение активной жизни города. Художник изображает Рыбинск с очень высокой точки, забравшись не то на крышу какой-то постройки, не то на сигнальный столб. И перед ним раскидывается впечатляющая панорама волжского города. Правда, собственно город, изображенный от стрелки Черемухи, занимает лишь четверть холста. Несколько зданий, за которыми видны колокольня, соборы, белеющая в глубине биржа. Зеленые откосы набережной спускаются к Волге. А Волги - практически не видно из-за сплошь покрывших ее кораблей. Только у самого берега, куда не могут подойти из-за мелководья большие суда – полоска воды, на треть занятая причаленными лодками. И посередине реки - узенький голубой фарватер, по которому проходят суда мимо Рыбинска. И кругом – суда, суда… От маленьких лодочек до здоровенных расшив. С причалившего к пристани парохода поднимается по лестницам к городу вереница людей, на набережной их поджидает несколько извозчиков. А на улицах – люди, люди… Исследователи творчества Максимова отмечали и «высокие колористические достоинства» этого этюда. И, на мой взгляд, несмотря на всю незаконченность, эта работа является лучшим изображением Рыбинска в XIX веке.
А что же сама картина? Она была написана художником в том же 1886 году и тогда же показана на XIV передвижной выставке. Звездой экспозиции она не стала, но была замечена, воспроизведена в одном из столичных журналов, и – всё… Будто канула в Волгу. Дальнейшая судьба этого полотна осталась неизвестной. Скорее всего, его приобрел какой-нибудь состоятельный покупатель, может быть, даже из числа связанных с Рыбинском хлебной торговлей. А дальше она могла остаться в небрежении у его потомков, сгинуть бесследно в революционные годы… Но остается надежда: а вдруг в каком-нибудь музее, а может быть, и в зарубежном собрании лежит большое полотно, изображающее неведомый город на реке с множеством кораблей… Кто знает…

Сергей ОВСЯННИКОВ, кандидат искусствоведения

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.