Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Психология семьи»



1. Раскройте психологическую сущность и особенности семьи как малой социальной группы.

2. Охарактеризуйте движущие силы эволюции брачно-семейных отношений в истории человеческого общества.

3. Охарактеризуйте исторические типы семей и основные тенденции развития современной семьи.

4. Приведите основные классификации типов семьи: по структуре власти; по демографическому признаку и составу; по критерию психологического благополучия; по функциональности.

5. Дайте характеристику семье как системе. Приведите классификацию параметров семьи как системы.

6. Дайте характеристику семейным кризисам. Раскройте понятие о нормативном кризисе.

7. Дайте характеристику ненормативных кризисов семьи.

8. Проанализируйте этапы жизнедеятельности семьи, основные закономерности развития семьи и ее задачи на каждом этапе.

9. Опишите жизненный цикл семьи и последовательное изменение семейных ролей.

10. Проанализируйте функции семьи и их значение для семьи и общества. Охарактеризуйте показатели функционального здоровья семьи

11. Выделите психологические проблемы, стрессоры и структуру семьи на каждой фазе семейной жизни, приведите пути их преодоления.

12. Раскройте понятие «ролевая структура семьи», приведите классификацию ролей и требования к нормально функционирующей роли.

13. Дайте характеристику патологическим семейным ролям, выделите их виды, мотивы принятия и особенности их влияния на личность.

14. Охарактеризуйте методы оценки семейных систем: циркулярная комплексная модель семейных систем Олсона (FACES III) и генограмма.

15. Раскройте психологическое содержание семейных подсистем, семейных мифов, семейных правил и семейной истории.

16. Охарактеризуйте особенности супружеской адаптации к семейной жизни.

17. Дайте характеристику вторичной негативной адаптации к семейной жизни и условий ее преодоления.

18. Раскройте понятие внутрисемейных границ. Выделите их виды и особенности.  

19. Охарактеризуйте супружескую совместимость как основу стабильности брака. Выделите уровни супружеской совместимости.

20. Охарактеризуйте мотивы вступления в брак и теории выбора брачного партнера.

21. Выделите психологические особенности и этапы добрачных отношений.

22. Раскройте модели семейного взаимодействия и стереотипы поведения.

23. Обоснуйте психологические условия стабильности брака. Опишите стабилизаторы семьи.

24. Раскройте причины, виды и структуру супружеских конфликтов, пути и способы разрешения супружеских конфликтов.

25. Дайте характеристику феноменов супружеской неверности и ревности: причины, особенности и стратегии поведения.

26.  Охарактеризуйте социальное значение готовности личности к семейной жизни. Выделите структурные компоненты готовности к семейной жизни.

27. Дате характеристику особенностей психологического климата семьи. Обоснуйте диагностику уровня психологического здоровья семьи.

28. Охарактеризуйте процесс распада семейных отношений: развод – причины, этапы, психологическая помощь при разводе.

29. Обоснуйте социально-психологические факторы роста разводов в современном обществе.

30. Опишите направления и стратегии психотерапевтической работы с детьми и родителями, переживающими развод.

31. Выделите особенности ухаживания и повторного брака. Охарактеризуйте стрессоры и задачи развития такой семьи

32. Охарактеризуйте повторный брак: фазы формирования новой семейной системы и психологические проблемы вхождения ребенка в новую семью.

33.  Охарактеризуйте методы изучения семейных отношений: особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре. Приведите конкретные примеры.

34. Охарактеризуйте методы изучения межличностных отношений в системе «родитель - ребенок» глазами родителя и «родитель - ребенок» глазами ребенка. Приведите конкретные примеры

35. Раскройте особенности и задачи семьи в социализации ребенка на разных этапах его возрастного развития.

36. Охарактеризуйте влияние стиля воспитания на становление личности ребенка.

37. Дайте характеристику неадекватного родительского отношения: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, гипопротекция.

38. Проанализируйте причины неадекватного отношения родителей к ребенку.

39. Обоснуйте роль семьи в социализации ребенка и возможности реализации воспитательного потенциала современной семьи.

40. Опишите рисунок семьи как диагностическое средство определения особенностей и проблем семейного воспитания.

41. Приведите характеристики и интегративные показатели детско-родительских отношений.

42. Охарактеризуйте стили дисгармоничного семейного воспитания: причины и последствия.

43. Охарактеризуйте механизмы семейной социализации ребенка

44. Обоснуйте возможность применения поощрений и наказаний как способов регуляции поведения ребенка..

45. Дайте характеристику стилей семейного воспитания и концепции " авторитетного родительства" по Д. Баумринд.

46. Раскройте классификацию стилей семейного воспитания по Е. Шеферу.

47. Охарактеризуйте понятие «родительская позиция». Компоненты родительской позиция. Выделите типы родительских позиций.

48. Проанализируйте причины жестокого обращения с детьми и насилия над ними.

49. Выделите типичные ошибки семейного воспитания.

50. Дайте характеристику прародительства и типов поведения. Раскройте отношения с внуками и проблемы взаимодействия.

51. Проанализируйте особенности развития ребенка, воспитывающегося вне семьи, в детском доме или интернате.

52. Охарактеризуйте вдовство: задачи и направления психологической помощи.

53. Раскройте факторы риска и возможности развития неполной семьи.

54. Проведите сравнительный анализ понятий пол, секс, сексуальность. Дайте характеристику и выделите критерии различных аспектов сексуальности.

55. Опишите цели и задачи полового воспитания. Кем, как и когда должно проводиться половое просвещение.

56. Проанализируйте особенности протекания эротической, платонической и сексуальной фаз становления либидо.

57. Обоснуйте биологические и социальные факторы сексуальной ориентации.

58. Охарактеризуйте понятие сексуальной ориентации: гомо-, гетеро- и бисексуальность.

59. Раскройте психосексуальные проблемы пожилых и старых людей.

60. Опишите динамику и особенности супружеской сексуальности в зависимости от возраста и супружеской стажа.

61. Охарактеризуйте половое созревание и типичные проблемы подростковой и юношеской сексуальности. В чем состоит динамика подростковой сексуальности в современном обществе?

62. Выделите этапы и периоды психосексуального развития.

63. Проанализируйте особенности детской сексуальности

64. Раскройте основные положения теорий психосексуального развития. Проведите дифференциацию понятий психосексуальное развитие и половое созревание.

65. Охарактеризуйте понятия «сексуальная норма» и «сексуальное здоровье». Почему понятие " сексуальное здоровье" и " репродуктивное здоровье" дифференцируются.

66. Дайте общую характеристику психодиагностических методов, используемых в сексологическом обследовании. Выделите психические параметры личности, которые исследуются при проведении сексологического обследования.

67. Охарактеризуйте факторы, описывающие индивидуальные особенности сексуальности. Какие параметры сексуальности диагностируются опросником отношения к сексу (Г. Айзенк).

68. Дайте характеристику отечественных и зарубежных исследователей массовых социально-психологических сексуальных исследований.

69. Проанализируйте сексуальные традиции разных культур. Каковы особенности формирования сексуальных норм и правил в странах Европы и России?

70. Опишите двойной стандарт и его причины. В чем состоит историческая динамика сексуального поведения и установок?

71. Охарактеризуйте понятие сексуальной культуры и ее элементов: сексуальный символизм в истории общества; эволюция нормативных запретов и правил.

72. Раскройте современные психологические теории значения двуполости для человеческого вида и теории бисексуальности человеческой психики

73. Какие объективные знания предшествовали научной сексологии? Назовите ее основателей.

74. Раскройте содержание этапов исторического развития сексологических знаний.

75. Охарактеризуйте теории сексуальной мотивации человека. С чем сущность «теории сексуального сценария»?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.