Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход урока. 1. Введение в тему.. 2. Запишите в тетради число и тему урока.. Внимание! Дальше РАБОТАЕМ НА ЧЕРНОВИКАХ!!!. 3. Работа над черновиком изложения.



                           

                                                     Урок русского языка в 5 классе.

Тема: « Подробное изложение с элементами описания».

 

Цели урока:

· обеспечить деятельность учащихся по получению знаний, необходимых для изложения текста;

· содействовать развитию навыков работы с текстом: определение темы, типа речи, главной мысли и стиля, сохраняя при подробном изложении текста его особенности; содействовать устной и письменной речи и навыков грамотного письма; проверить применение полученных знаний;

· воспитывать у ребят чувство прекрасного, способствовать развитию интереса к изучаемому предмету.

Ход урока

1. Введение в тему.

 

Художники рисовали картины зимы, первого снега.

 

Ребята, посмотрите, как изобразили первый снег на своих картинах художники:

 

И. Грабарь «Сентябрьский снег»                             А. Пластов «Первый снег»

 

Не только художники изображали на своих полотнах первый снег, но и писатели и поэты не остались равнодушными к этому явлению природы.

 

2. Запишите в тетради число и тему урока.

 

В тетради
Третье февраля Классная работа Изложение с элементами описания Первый снег

Внимание! Дальше РАБОТАЕМ НА ЧЕРНОВИКАХ!!!

 

3. Работа над черновиком изложения.

Ø Откройте учебник на с. 168 упр. 375 и прочитайте текст «Белый снег».

Ø Вопросы по прочитанному тексту.

 

  • Какова тема текста? Тема текста отражена в его заглавии – «Первый снег».
  • Какова основная мысль текста? Основная мысль выражена словами друга автора, писателя, Рувима Фраермана: «Первый снег очень к лицу земле». Тема и основная мысль текста внутренне скрепляют все его части в единое целое.
  • Определите тип текста. Повествование, в которое включены, вплетены элементы описания.

 

Ø Составление примерного плана будущего изложения.

 

  • На сколько частей мы можем разделить данный текст?
  • Озаглавим каждую абзац, т. е. составим план

 

Примерный план:

1. «Мертвая» тишина.

2. «За стеклами все было снежно и безмолвно».

3. Пробуждение Рувима.

4. Земля, похожая на застенчивую невесту.

Ø Продолжение разбора содержания текста

 

  • Определите стиль текста.

Стиль текста – художественный: автор рисует картины природы, говорит о своих ощущениях, о своём отношении к окружающему; широко использует слова в переносном значении.

  • Прочитайте первое предложение.
  • От какогостранного ощущения проснулся автор? Как ответить на этот вопрос словами автора?

Мне показалось, что я оглох.

  • Какое слово важно выделить в этом предложении?

Показалось: ведь на самом деле рассказчик не лишился слуха.

  • Что произошло на самом деле? Чтение 1-го абзаца.
  • Почему слово мёртвая взято в кавычки?

Оно употреблено в переносном значении. И глагол умер в следующем предложении тоже в переносном значении.

  • Что достигается при употреблении слов в переносном значении?

Сравним: необыкновенная, необычная, особенная, особая тишина – мёртвая тишина; перестал дождь – умер дождь; прекратился ветер – умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад – умер сад.

Слова, употреблённые в переносном значении, более выразительны. В данном случае благодаря этим словам мы более ярко представляем, даже ощущаем резкую перемену погоды.

  • Проследим, как связаны в этом абзаце предложения.

В нём говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика, а рассказ ведётся от первого лица. Отсюда сцепляющие слова в первых предложениях: я – мне – я; наступила тишина – такую тишину называют мёртвой – умер, умер, умер. Последнее предложение сложное: в каждой из его частей сказуемое стоит на первом месте, при чтении оно отделяется от подлежащего значительной паузой, интонация выделительная. Сказуемое умер повторяется трижды, и это усиливает наше впечатление от рисуемой здесь картины: на фоне мёртвой тишины слышно, как посапывает во сне кот.

  • Если в первом абзаце текста говорится в сновном о слуховых впечатлениях рассказчика (…лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался…), то во втором – о зрительных: Я открыл глаза. (И что же увидел? )

Белый и ровный свет наполнил комнату.

  • Почему свет назван белым и ровным?

Потому что он исходил от снега, побелившего всё вокруг, а не от солнца, не от луны.

  • Прочитайте следующее предложения. Как избегает автор повторения слова окно?

К окну - за стёклами.

  • Отметьте в следующем предложении слова, которые употребляет автор для того, чтобы как-то раздвинуть рамки пейзажа, чтобы мы увидели не кусочек земли, а как бы всю её.

На головокружительной высоте…одинокая луна.

  • Как связаны в этом описании картины определения в туманном небе – одинокая луна – желтоватый круг?

В туманном небе звёзд не видно, поэтому луна одинокая, и сквозь туман круг вокруг луны не жёлтый, а желтоватый.

  • Следующая часть текста начинается вопросом. Проследите, как рассказчик ищет и находит ответ на него.
  • Прочитаем ту часть текста, которая соответствует пятому пункту плана. Отметим в ней сцепляющие слова.

Птица – ветку; ветка – птица.

  • С чем здесь сравнивается снег? Почему?

Сравнение снега с ёлочным дождём вызывает в нашей памяти воспоминание о празднике; автор не просто описывает снег, но и передаёт нам радостное, праздничное чувство, вызванное красотой земли.

Слова Рувима постараемся запомнить и сохранить в изложении.

  • С кем сравнивает писатель землю? Почему?

Земля в белом наряде- невеста в белом; невеста – застенчива – красота природы средней полосы России тоже скромна, неброска, «застенчива», как сказал о ней прекрасный русский поэт Н. Рыленков.

Ø Работа по предупреждению ошибок

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.