|
||||
Ход урока. 1. Введение в тему.. 2. Запишите в тетради число и тему урока.. Внимание! Дальше РАБОТАЕМ НА ЧЕРНОВИКАХ!!!. 3. Работа над черновиком изложения.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Урок русского языка в 5 классе. Тема: « Подробное изложение с элементами описания».
Цели урока: · обеспечить деятельность учащихся по получению знаний, необходимых для изложения текста; · содействовать развитию навыков работы с текстом: определение темы, типа речи, главной мысли и стиля, сохраняя при подробном изложении текста его особенности; содействовать устной и письменной речи и навыков грамотного письма; проверить применение полученных знаний; · воспитывать у ребят чувство прекрасного, способствовать развитию интереса к изучаемому предмету. Ход урока 1. Введение в тему.
Художники рисовали картины зимы, первого снега.
Ребята, посмотрите, как изобразили первый снег на своих картинах художники:
И. Грабарь «Сентябрьский снег» А. Пластов «Первый снег»
Не только художники изображали на своих полотнах первый снег, но и писатели и поэты не остались равнодушными к этому явлению природы.
2. Запишите в тетради число и тему урока.
Внимание! Дальше РАБОТАЕМ НА ЧЕРНОВИКАХ!!!
3. Работа над черновиком изложения. Ø Откройте учебник на с. 168 упр. 375 и прочитайте текст «Белый снег». Ø Вопросы по прочитанному тексту.
Ø Составление примерного плана будущего изложения.
Примерный план: 1. «Мертвая» тишина. 2. «За стеклами все было снежно и безмолвно». 3. Пробуждение Рувима. 4. Земля, похожая на застенчивую невесту. Ø Продолжение разбора содержания текста
Стиль текста – художественный: автор рисует картины природы, говорит о своих ощущениях, о своём отношении к окружающему; широко использует слова в переносном значении.
Мне показалось, что я оглох.
Показалось: ведь на самом деле рассказчик не лишился слуха.
Оно употреблено в переносном значении. И глагол умер в следующем предложении тоже в переносном значении.
Сравним: необыкновенная, необычная, особенная, особая тишина – мёртвая тишина; перестал дождь – умер дождь; прекратился ветер – умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад – умер сад. Слова, употреблённые в переносном значении, более выразительны. В данном случае благодаря этим словам мы более ярко представляем, даже ощущаем резкую перемену погоды.
В нём говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика, а рассказ ведётся от первого лица. Отсюда сцепляющие слова в первых предложениях: я – мне – я; наступила тишина – такую тишину называют мёртвой – умер, умер, умер. Последнее предложение сложное: в каждой из его частей сказуемое стоит на первом месте, при чтении оно отделяется от подлежащего значительной паузой, интонация выделительная. Сказуемое умер повторяется трижды, и это усиливает наше впечатление от рисуемой здесь картины: на фоне мёртвой тишины слышно, как посапывает во сне кот.
Белый и ровный свет наполнил комнату.
Потому что он исходил от снега, побелившего всё вокруг, а не от солнца, не от луны.
К окну - за стёклами.
На головокружительной высоте…одинокая луна.
В туманном небе звёзд не видно, поэтому луна одинокая, и сквозь туман круг вокруг луны не жёлтый, а желтоватый.
Птица – ветку; ветка – птица.
Сравнение снега с ёлочным дождём вызывает в нашей памяти воспоминание о празднике; автор не просто описывает снег, но и передаёт нам радостное, праздничное чувство, вызванное красотой земли. Слова Рувима постараемся запомнить и сохранить в изложении.
Земля в белом наряде- невеста в белом; невеста – застенчива – красота природы средней полосы России тоже скромна, неброска, «застенчива», как сказал о ней прекрасный русский поэт Н. Рыленков. Ø Работа по предупреждению ошибок
|
||||
|