|
|||
Святой край
Земли нынешнего Сланцевского района представляют собой северную часть древней Гдовской земли, издавна составлявшей владения Великого Новгорода и его младшего брата, Пскова, а с 1781 г. в качестве Гдовского уезда вошедшей в состав С. -Петербургской губернии. В древности, во времена образования Русского государства, Гдовский уезд представлял собою пространство, покрытое непроходимыми лесами и болотами, среди которых по берегам Чудского озера и реки Наровы жили бедные финские племена - чудь и нарова, в восточной части уезда жила близкая им водь, юг же был заселен Изборскими кривичами - народом славянского племени. Древнейшие города Северо-Запада Руси: Псков (впервые упомянут в летописи под 903 г) и Новгород (859 г. ) осваивали эти земли, причем псковичи двигались на север - по берегам Чудского озера и Нарове, новгородцы - по рекам Плюссе и Луге. С первых же лет, упоминаемых в новгородских летописях и повествующих о славном муже Гостомысле, правившем в Новгороде Великом до призвания варягов, о Рюрике и его братьях, князьях Олеге, Игоре и Святой Ольге, земли эти, раньше, чем другие земли на Северной Руси, как русские, так и скандинавские, были просвещены светом истинной Христовой веры. Произошло это еще за 30 лет до Крещения Руси св. князем Владимиром, и первой просветительницей этих мест, здешнего края и народа стала его августейшая бабка, св. равноапостольная княгиня Российская Ольга (ок. 894 -11 / 24. 07. 969). В 957 году, спустя три года после принятия святого крещения, св. Ольга, правнучка легендарного Гостомысла и невестка Рюрика, посетила свою родину - Псков, Великий Новгород и другие земли Северной Руси, и всюду, где только можно было, приводила людей ко Христовой вере. При этом, сокрушая идолов, на месте языческих капищ она поставляла честные кресты, от которых для уверения язычников соделывались многие чудеса». Святая стала также учредительницей на Руси, в Новгородских землях первых погостов по Луге и Оредежу, ставших со временем административными центрами и средоточием духовного просвещения народа. Доподлинно известно о двух таких местах, где св. Ольга водрузила св. Кресты в ознаменование просвещения сих мест христианским благовестием. Первое было чудесно открыто ей и освящено небесным знамением - исхождением из облака трех лучей, на берегу реки Великой, при впадении в нее Псковы. В ознаменование посещения этого места Святой Троице святая воздвигла на холме, где ей было ниспослано чудной видение, святой крест. Впоследствии на этом месте возник город Псков и был сооружен собор Святой Троицы. Первоначально древний храм имел придел, посвященный св. Ольге (он сохранялся все века при соборном храме и был уничтожен в 1935 г, одновременно с разрушением Благовещенского собора, стоявшего на холме рядом со Свято-Троицким, в Псковском кремле). На место, откуда святая Ольга сподобилась лицезреть чудесное явление, была сооружена каменная часовня св. Ольги, также разрушенная в 1930-х годах. Ныне на ее месте водружен металлический крест, контурно копирующий древний Крест св. Ольги, воздвигнутый равноапостольной княгиней и доныне бережно сохраняемый в соборе Святой Троицы воПскове. Другой такой крест, о котором сохранились документальные свидетельства, подкрепленные более чем тысячелетним почитанием святого Креста и св. Ольги местными жителями, был воздвигнут св. княгиней в 957 г. на берегу реки Наровы, на месте одного из языческих капищ, где местные жители издавна собирались, оказывая почитание некоему большому камню-валуну. По воздвижении св. Креста ею был основан здесь один из первых на Руси погостов, получивший в народе название погост Ольгин Крест. По преданию, св. Ольга ездила сюда из Пскова, раскидывала шатры и занималась звериной охотой, отчего место в 300 саженях к северу от погоста до сих пор именуется Зверинцем. Рассказывают также, что св. Ольга, уже будучи христианкой, водрузила этот крест во благодарение Богу за спасение от гибели, угрожавшей ей при переправе через реку в этом месте, на Нарвских порогах, и что будто бы рядом с местом Ольгина Креста на острове Застружье (Переволоцк) - большом острове, а некогда полуострове на реке Нарове был погребен витязь-дружинник св. Ольги, христианин. Спустя 30 лет Великий князь Владимир Святославич - св. князь Владимир Красное Солнышко - посадил на удельное княжение во Пскове племянника своего Судислава, который привел во Псков христианских священников для обращения народа, а через четыре года учреждена была епархия Новгородская и Псковская, под управлением одного епископа. XI - XIV вв. ознаменовались борьбой с местным и прибалтийским - эстляндским и лифляндским язычеством, а также с иноземными завоевателями, - Ливонским орденом, руководимым Римом, со времени основания епископом Альбертом Буксгевденом Риги (1202) ведшим постоянную войну с Псковом и Новгородом. Неоднократные их набеги, 1216, 1222, 1240, 1268, 1294и1323гг, совместно с датчанами, а иногда и литвой, опустошали русские земли по Чудскому озеру и Нарове. Псковичи и новгородцы мужественно отбивали эти атаки, а и сами ходили в Эстляндию и Лифляндию, под Нарву, Юрьев, Ревель и Везенберг. В 1341 г. отряд рыцарей из-за Наровы опустошил псковские прибрежные села. Пятьдесят псковичей, под предводительством псковского посадника Карпа Даниловича Колька (Калеки), отправились «воевать Занаровье» и близ с. Кушела встретились с рыцарями, на болоте при Кушельском озере, - на Ивановском ручье, и сразились с ними. Двадцать немцев пало в битве, остальные обратились в бегство. Произошла Кушельская битва в праздник Рождества св. Иоанна Предтечи 24 июня/7 июля. Этот день долго праздновался жителями Кушелы. В память этого события, по преданию, самим посадником был написан образ св. Иоанна Крестителя и на месте победы поставлена часовня. После основания г. Гдова в 1424 году образ был перенесен во Гдовский Никольский монастырь, а в близлежащем Георгиевском Руденском погосте устроен в храме придел в честь св. Иоанна Предтечи. Через некоторое время образ снова явился в Кушельской часовне, но затем по благословению Псковского и Нарвского архиепископа Симона Тодорского (+1754) перенесен во Гдов. По упразднении обители, в 1846 г гдовским протоиереем Константином Несвицким, отцом супруги св. прав. Иоанна Кронштадтского, образ был перенесен в Гдовский Димитриевский собор, где пребывал до 1930-х годов. В конце XIX в. на месте битвы при Кушеле был сооружен приходской храм св. Иоанна Предтечи. И до сих пор местные жители показывают курган, под которым будто бы погребены убитые рыцари. Одновременно с основанием города Пскова, также в 1424 году на реке Плюссе у с. Поля (на северной окраине нынешних Сланцев) псковским степенным посадником Николаем Павловым был основан Польской Никольский мужской монастырь. В благословенное время в этой обители, первым настоятелем которой был архимандрит Пахомий (всего за три с половиной века существования монастыря здесь служили 20 игуменов и два архимандрита), спасались схимники, и весь край благоговел к ней. Последний настоятель обители (она была упразднена в 1764 г. и приписана ко Псковскому архиерейскому дому) иеродиакон Варлаам в 1759 г. возобновил здесь деревянный Никольский храм, в 1806 г. на этом месте была выстроена новая приходская церковь священником Николаем Кузнецовым, а в 1893 - 1898 гг. возведен храм в камне, также во имя свт. Николая Чудотворца при содействии местного духовенства и прихожан, обер-прокурора Св. Синода В. К. Саблера и на пожертвования заводчиков Вахромеевых. В церкви чтился древний образ Спаса Преображения (1652 г. ), Крест-мощевик и икона вмч. Целителя Пантелеймона с частицей его мощей. Осенью 1919г. возле храма происходили ожесточенные бои Северо-Западной Белой армии ген. Н. Н. Юденича с красноармейцами, много воинов-северозападников погибло в этих боях и их отпевали прямо на улице, возле храма. Здесь на погосте они нашли и свой последний приют. Среди древнейших погостов края, упоминаемых впервые в Писцовых книгах Шелонской пятины Великого Новгорода под 1498 г., хотя истинный их возраст, возможно, гораздо древнее, находятся погосты: Сумерской Рождества Пресвятой Богородицы (ныне с. Пенино), Спас-Которск на Которском озере и Чехлово на озере Долгом и Осьмино (Восьмино), с церковью св. вмч. Георгия Победоносца. Около 1534 г. в местности, именуемой ныне Монастырек, на северо-востоке от нынешних Сланцев, была основана еще одна святая обитель с небольшим храмом. Устроителем ее был иеромонах Илия, посланный в 1527 г. Новгородским архиепископом Макарием в Шелонскую и Водскую пятины для проповеди православной христианской веры. Здесь, по-видимому, был поставлен о. Илиею крест, при котором он учил здешних жителей Христовым истинам и впоследствии устроил маленькую церковь, известную под именем Монастырька и, вероятно, разоренную шведами в XVI в. В начале века здесь, под сенью вековых сосен в 4, 5 метра обхватом, сохранялось древнее кладбище с каменными крестами и остатки фундамента небольшого храма. В народе крепко держалась память о ходившем в здешних краях некоем пророке св. Илии, в память которого жители Монастырька особо чтили одно место вблизи селения, именуя его «Кресты». Они собирались туда два раза в год: на память св. пророка Илии и в Воздвиженье, и приглашали священников для служения там молебнов... В XVI в., во времена царей Иоанна III Васильевича и Иоанна IV Васильевича Грозного в здешнем краю для защиты от шведов было учреждено Сиженье - устроены военные сторожевые посты для наблюдения за неприятелем и охраны русских пределов от нападений. От низовьев Плюссы и по реке Кушелке были поставлены сторожевые посты: Васильево Сиженье (по имени боярина Василия Елагина, чей род сторожил, «сидел» на этом месте), Большое Сижно или Нагинщина (по имени дворянина Иакова Нагина) и малое Сижно (ныне - погост Сижно), его охранял род дворян Горихвостовых, позднее именовавшихся как Хвостовы. В 1583 г. для защиты русских границ со стороны Лифляндии царь Иоанн Васильевич Грозный послал сюда князя Ф. В. Елецкого «с двумя тысячами человек детей боярских и многочисленными служилыми вольными людьми». Большинство из них поселилось здесь навсегда и составило впоследствии большую часть дворянских родов Гдовского уезда. Древнейшая церковь Сиженского прихода находилась близ дер. Савиновщины. Она была сложена из известковой плиты и освящена во имя Воздвижения Креста Господня. Разоренная шведами или Литвой в XVI в., она, точнее, основание ее и кладбище при ней были видны еще в начале нынешнего века. С середины XVII в. храм был возобновлен в Б. Сижно (Нагинщине) и сохранялся там до середины XVIII v., будучи посвящен Св. Архангелу Михаилу. При Бироне, во время голода, около 1730 г., в с. Малое Сижно (погост Сижно) помещиком Хвостовым с сестрами был выстроен каменный храм во имя св. Архангела Михаила, существующий доныне. Освященный в 1745 г., он имеет два предела: Рождества Пресвятой Богородицы и свт. Николая Чудотворца. Особой любовью народа пользовался настоятель храма священник Феодор Филимонов (+ 1836), из страшной бедности сумевший подняться, стать пастырем, а затем и восстановить храм с. Сижно. Он погребен в ограде храма, справа от входа, и могила его очень почиталась прихожанами церкви. 2 марта 1834 г. в селе Сижно родился будущий новомученик, митрофорный протоиерей Алексий Андреевич Ставровский, происходивший из древней русской духовной семьи и долгое время служивший настоятелем С. -Петербургского Адмиралтейского собора. В конце августа 1918 г. он был арестован большевиками в числе заложников «за убийство Урицкого». Каждый десятый должен был быть расстрелян. О. Алексий стоял девятым, и ему улыбалась свобода. Десятым стоял молодой священник, и о, Алексий встал на его место. Мученическую кончину 84-летний пастырь принял в Кронштадте, в конце сентября - октябре 1918 г. Место погребения его неизвестно, - вероятнее всего, воды Финского залива. Память о новомученике свято чтилась среди верующих С. -Петербурга. Среди других погостов края, основанных или упоминаемых начиная с XVI в., следует назвать с. Куреши близ Старополья, - именно там находился первоначальный деревянный храм во имя св. Георгия Победоносца, патрона этой местности. Разоренный в Смутное время шведами, он был возобновлен в с. Старополье (Валово), вXVII в. Выстроенный на месте древней, перенесенной из Курешей Георгиевской церкви, храм св. Пророка Илии с приделом св. Георгия сохранялся в селе до 1960-х гг. В Курешах же до середины прошлого века сохранялся деревянный Георгиевский храм, позднее на его месте была часовня и сохранялся алтарный камень (б. престол), на котором по традиции прощались с усопшими односельчанами. В 1970-хгг алтарный камень уложили в основание прошедшей мимо шоссейной дороги... В XVI в. впервые упоминается и храм св. Михаила Архангела в Выставке на Долгом озере (с. Зажупанье) и Георгиевский Руденский (Рухной) погост, - с храмом св. Георгия Победоносца и приделом св. Иоанна Предтечи, освященном в честь победы над немцами при Кушельском озере в 1341 году. Церковь Рудного погоста была одной из древних в Гдовском уезде. По народному преданию, когда проходила здесь «Литва», сжигая все на своем пути, Господь ослепил ей очи, и она прошла по полю, мимо погоста, не заметив его. Времена Грозного и царя Феодора Иоанновича были ознаменованы продолжавшейся войной со Швецией и переговорами на реке Плюссе (ныне на том месте, где велись переговоры в 1585 - 1593 гг., - воды Нарвского водохранилища). В битве со шведами при Гдове (1591) погибло 6000 русских, командующий войсками кн. В. Т. Долгорукий попал в плен. Смутное время сопровождалось также многочисленными разорениями края. В 1609 г под Ямбургом потерпели поражение от шведов войска воеводы А. Лисовского и донских казаков под водительством А. Просовицкого. Погибло и много местных жителей. С этих пор вблизи д. Родино, в 17 км от Сижно на северо-восток, сохранялось Донское кладбище. В 1612 -1622 гг. шведы удерживали за собой территорию всего Гдовского края, сам Гдов был настолько разорен, что жители покинули город и скрывались в лесах. Голодавшее шведское войско трижды возвращалось в оставленный жителями Гдов с татарами, казаками и литовцами. Весть об избрании на царство царя Михаила Феодоровича Романова настолько привела в ярость интервентов, что они предали окончательному разорению Новгородскую область. Летом 1614 г. псковский торговый человек Феодор Федулов, собрав ратников и охочих людей (добровольцев), на некоторое время освободил Гдов от шведов, но позже он был взят шведским генералом Э. Горном, а осенью дважды разоряем королем Густавом Адольфом. Столбовский мир вернул эти земли России, однако на целых 85 лет Россия потеряла выход к Балтийскому морю, а Гдовский край стал и с запада, и с севера русско-шведским пограничьем. В XVII в., после Смутного времени, при первых Романовых, были основаны новые храмы в селах Рели (свт. Николая Чудотворца, 1627 - 1628 гг. ), Ложголове (вмч. Георгия Победоносца, ок. 1660 г. ), Валово (Старополье), Б. Сижно (Нагинщина) и Завастье (близ Рудненского погоста - имении князей Дондуковых-Корсаковых, а затем Коновницыных, впоследствии - графов). Век Петровских преобразований ознаменовался стремительным броском России к Балтийскому морю, в сентябре 1700 г от оз. Самро через гати к Нарве прошло русское войско под командованием фельдмаршала гр. Б. П. Шереметева, оставив после себя дорогу, проложенную через леса и болота, прозванную в народе «Шереметевской». Спустя четыре года после поражения русских войск у Нарвы была одержана блестящая победа, и с 1710-х гг. земли эти оказались в глубине России, с тех пор более 200 лет не зная военных действий на своей территории. XVIII век был ознаменован сооружением новых храмов в пределах края: около 1700 г. местными помещиками Елагиным и Корсаковым была выстроена церковь во имя св. Живоначальной Троицы в погосте Черном, при реке Черной - окруженном со всех сторон дремучими лесами, мхами и болотами. Предание говорит, что два помещика имели долгую тяжбу о земле, не желая друг другу уступить право на нее. На спорной земле они решили построить церковь и предоставить ей право владения. В середине XVIII в. Елагиным же к церкви был пристроен придел свт. Николая Чудотворца. В 1709 г. в Осьмино, дворцовом селе, принадлежавшем тогда царевичу Алексею Петровичу, сыну Петра Великого, был выстроен деревянный храм вмч. Георгия Победоносца с приделами св. Троицы и свт. Николая. Позже, в 1828 г., здесь на средства купца Поршникова и местных прихожан будет возведена еще одна, каменная церковь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1737 г., также прихожанами, возводится деревянный храм Воскресения Христова в погосте Песье (ныне с. Самро). В начале века к нему был приписан и лежавший в Лужском уезде Которский Спасский приход (б. погост Спас-Которск). При Императрице Елизавете Петровне в 1752 - 1761 гг. строится храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом св. Архангела Михаила в погосте Доложск (Заручье, он же Сибиж, он же Михайловск), на Долгом озере (перестроен в 1896 -1899 гг. арх. Н. Н. Никоновым). Впоследствии при содействии Великого Князя Константина Николаевича, владевшего землями в этих краях, в 1857 - 1864 гг. был выстроен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с приделами св. Архангела Михаила и свв. равно апп. Константина и Елены. Образа в иконостас и храм были написаны академиком Солнцевым и А. Бедринским, росписи исполнены Постемским. В двух верстах от храма, при реке Долгой, глубоко чтились народом Доложские пещеры с местом, где являлась на камне, лежащем в водах реки Долгой, Божия Матерь, и святым источником в пещере. В 1908 г. здесь был организован скит женского Покровского-Поречского монастыря (общины), с храмом Успения над пещерой и источником, главной святыней которого был чтимый народом образ Успения святой Богородицы, с которым до сего времени верующие совершают на Успение крестный ход из с. Зажупанье - вдоль всего Долгого озера в скит Пречистой. В 1783 г. дворянами Хвостовыми при участии местных помещиков Бландовой, Скроботова и Преображенского была возведена каменная церковь во имя Воскресения Словущего (обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме) с приделами Благовещения Пресвятой Богородицы и свт. Митрофана - Воронежского в с. Вейно. К приходу ее принадлежали все деревни в междуречье рек Плюссы и Руи. XIX век и начало нынешнего века были ознаменованы строительством в камне храмов на местах чтимых часовен, прежде бывших деревянных или давно упраздненных храмов или на совершенно новых местах. Так, новые храмы были воздвигнуты во имя св. благ кн. Александра Невского в с. Новоселье, на месте древнего, некогда бывшего здесь, - в начале века; во имя св. пророка Божия Илии с приделами Казанской Божией Матери и свт. Николая Чудотворца - в с. Скамье при истоке реки Наровы, на берегу Чудского озера, - в 1855 - 1884 гг. Название этой местности предание связывает, по одной версии, со св. кн. Ольгой, будто бы отдыхавшей здесь во время путешествия по Нарове на камне в виде скамьи, по другой - во время войн с Ливонией (в царствование Иоанна Грозного или до того) будто бы некий русский офицер со скамьи, стоявшей в этом месте и привезенной им из собственного имения, наблюдал за постройкой на противоположном берегу Наровы, в замке Нейшлот (Сыренец, эст. - Васкнарва) крепостной башни. В 1855 г. крестьянин Феодор Лаврентьев на свои средства соорудил здесь каменную часовню св. пророка Илии. Вскоре с благословения митрополита Никанора С. -Петербургского ее обратили в церковь, а после пристройки каменных колокольни (высотой 30, 5 метра) и двух пределов в 1871 -1884 гг. ее освятили как полноценный храм. Он был замечателен своим четырехъярусным иконостасом (иконописец А. А. Беляев), все святыни были пожертвованы в храм местными крестьянами. В декабре 1919 года близ Скамьи в водах Наровы под перекрестным огнем большевиков и эстонских войск был расстрелян Талабский полк Северо-Западной армии ген. Н. Н. Юденича, состоявший из псковских крестьян и рыбаков, уроженцев Талабских островов на Псковском озере. Местные жители до весны 1920 г. находили в плавнях тела воинов-героев, защищавших Веру и Россию до последнего своего вздоха и погибших на рубеже Русской земли. В 1940-х годах храм в Скамье был разрушен. В 1862 - 1868 гг. в память спасения Вел. Кн. Константина Николаевича при покушении на него в Варшаве в 1862 г. в с. Выскатка была сооружена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы (арх. Г. И. Карпов). В конце XIX в. в с. Шавково был выстроен каменный храм Спаса Преображения, закрытый в 1930-х годах, сохранившийся до сего дня и ныне пустующий. Во второй половине прошлого века были перестроены в камне и возведены новые храмы в Никольском погосте, Доложске, Старополье (1878 - 1888) - во имя Рождества Христова, Ложголово (1832 -1835, перестроен в 1879) - во имя св. Георгия, погосте Ольгин Крест (1887) - во имя свт. Николая с приделом св. Ольги, с. Пенино (б. Сумерском погосте, 1887, арх. Н. Н. Никонов, на средства купца С. Г. Гаврилова), - во имя Рождества Богородицы с приделами Воздвижения Креста Господня и св. мц. Параскевы Пятницы. На рубеже веков был выстроен храм Рождества Иоанна Предтечи на Ивановском ручье (в Кушеле, на месте битвы 1341г. ). В 1902 г. при содействии св. прав. Иоанна Кронштадтского, много приложившего усилий для возрождения и умножения женского монашества в России, и особенно на Северо-западе, по инициативе его духовной дочери игумении Марии была основана женская община в с. Поречье, на Козьей Горе, в живописном уединенном месте близ озера Самро. В 1903-1904 гг. там был основан первый, деревянный храм во имя прп. Серафима Саровского, тогда только что прославленного во святых Русской Православной Церкви; в 1930-х годах храм был разрушен и ныне на его фундаменте стоит церковный дом. В 1907 г арх. В. А. Косяковым был сооружен второй - обширный трехпрестольный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами: один - во имя свт. Николая Чудотворца и другой - свв. Апостолов Петра и Павла и прп. Максима Исповедника. В 1908 г, последний год жизни Кронштадтского пастыря, при Поречской женской общине был учрежден Свято-Успенский скит при Доложских пещерах. В 1919 г., уже во время Гражданской войны, Покровская община была возведена в ранг женского монастыря. Перед революцией и в 1920-х годах в обители жило 18 сестер. Во время гонений на веру в 1920 -1930-х годах многие сестры были арестованы и высланы в Казахстан, в Сибирь, лишь некоторые из них в 1940 -1950-х годах смогли вернуться в родную обитель, ставшую приходом, и проживали в деревнях в ее окрестностях до 1960-1970-х гг. Последние сестры Покровского монастыря преставились ко Господу в 1981 - 1984гг. Погребены они на местном монастырском кладбище, за алтарем храма на Козьей Горе. В 1930-е годы были закрыты практически все храмы края. Оскверненные, со сброшенными крестами, обращенные в гаражи и машинно-тракторные станции, склады или просто пустовавшие, стояли они среди поруганных погостов. Многие пастыри и прихожане были арестованы, замучены, расстреляны, пополнив воинство небесной России. Все их имена еще предстоит собрать и вписать золотыми буквами на скрижалях Святой Руси, дабы они стали известными всему православному русскому народу и служили примером мужества и стойкости в вере для молодых поколений. Среди них можно назвать сщмч. иерея Михаила Иевлева, Ложголовского и иже с ним убиенных семерых мучеников Иоанна, Петра, Александра, Петра, Иоанна, Николая и Феодора (пам. 21. 09/4. 10 и 5/18. 12), уроженцев края сщмчч. иереев Николая Тихомирова (1873 - 1937) и Александра Лаврова (1878- 1937), уроженцев с. Рель; свящ. Валентина Левитского (1867 -1937) и свящ. Арсения Голосова (1869 -1937), урож. с. Пенино; свящ. Иоанна Баранова (1880 - 1937), уроженца д. Пелеши Гдовского уезда и многих многих других... К 1941 г в крае продолжали действовать лишь два храма - Ильинский в с. Скамье и Никольский на погосте Ольгин Крест (в 1920-1940-х годах земли этих приходов временно отошли к Эстонии и поэтому не были закрыты), разрушены они были позже, во время боевых действий в феврале 1944 г. при отступлении немецких войск за Нарову. Во время Великой Отечественной войны, при немецкой оккупации края усилиями простых русских людей была возобновлена молитва во многих храмах. Православной Псковской миссией, возглавлявшейся рижским протоиереем-миссионером о. Кириллом Зайцем, добрейшим пастырем, арестованным СМЕРШем в 1944 г. в Литве и скончавшемся в 1948 г. в лагере пос. Долинка в Казахстане, были открыты сотни приходов. На территории края вновь стали действовать храмы в селах Ложголово, Козья Гора, Зажупанье, Старополье, открылась маленькая деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери в с. Большие Поля, на западном берегу Плюссы, напротив Сланцев. До последнего времени только она и Покровский храм на Козьей Горе оставались действующими в районе. (Ложголовский Георгиевский и Зажупанский Михаило-Архангельский храмы были насильно закрыты властями в годы «хрущевских» гонений на веру, в 1960-г. г). Кроме этих двух храмов молитвы совершались людьми лишь по домам, да по праздникам они посещали святые места - оскверненные храмы и погосты, тепля свою молитву среди святых развалин и у родных могил. До нынешнего времени народом совершается многокилометровый крестный ход с чтимой иконой Успения Пресвятой Богородицы в бывший женский скит у Доложских пещер, хотя многие старушки, собиравшиеся на богомолье, умерли, а иные стали совсем немощными. В 1990-х годах по инициативе народа были возобновлены общины в селах Ложголово, Сижно, Старополье, Заручье (Доложск), Зажупанье. Стоят закрытыми храмы св. Александра Невского в с. Новоселье, Спаса Преображения в с. Шавково, Рождества Пресвятой Богородицы с. Пенино, храмы в пос. Осьмино, с. Песье (Самро) и Рели (ныне последние три прихода относятся к Лужскому району). Все названные храмы, и где существуют общины, и где их пока нет, пребывают в печальнейшем положении и ныне нужно сообща, всем миром приложить усилия к возрождению из руин, забвения и поругания этих древних святынь Русской земли. Доброе начало уже положено: в праздник св. равноап. княгини Российской Ольги, 11/24июля1997 г. на погосте Ольгин Крест на месте Ольгинского придела Никольского храма, месте первой проповеди христианства на Севере Руси и Европы, воздвигнут и освящен семиметровый металлический поклонный крест. В праздник св. пророка Божия Илии, 20 июля / 2 августа 1998 г освящен придел св. Илии в колокольне храма Рождества Христова в с. Старополье. Община перешла из маленького домика, где два года совершались богослужения, в свой древний храм, восстановление которого будет продолжено. В праздник свв. мчч. Флора и Лавра 18/31 августа состоялось освящение восстановленного Георгиевского храма в с. Ложголово. Начато восстановление храмов в с. Ивановском - во имя св. Апостола Иоанна Богослова (Ямбургский район) и часовни Успенского храма в Доложске (Заручье). С Божией помощью, чаем, к новой жизни возродятся и остальные святыни этого поистине святого края - освященного более чем 1040 лет назад проповедью святой Ольги, просиявшего в веках своими обителями и храмами, монашествующими, пастырями и мирянами - истинно верующими русскими людьми. После лихолетья гонений земля наша - святая, сплошной антиминс, ибо десятки тысяч новых мучеников за Христа и праведников легли в русскую землю и «их судьбами и душами жива, дышит и цветет Русская земля». Да будет так и да поможет Господь нам всем потрудиться для этого, для блага духовного и укрепления в вере православной нашего русского народа.
Средняя Рогатка. №1(5). 09. 1998.
|
|||
|