Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«СВЯТИТЕЛЬ НА ВОДАХ И ТАЙНА ПРОВАЛЬСКОЙ ИКОНЫ»



 

Из материалов пятого юбилейного Кавминводского межрегионального музейно-научного семинара памяти краеведов.

9-10 ноября 2018 года.

Автор: Дубинский Сергей Борисович

Тема доклада:

«СВЯТИТЕЛЬ НА ВОДАХ И ТАЙНА ПРОВАЛЬСКОЙ ИКОНЫ»

160 лет назад, 23 августа 1858 года, состоялось знаковое событие в летописи Кавказских Минеральных Вод – епископом Кавказским и Черноморским Игнатием (Брянчаниновым) было совершено торжественное освящение знаменитого Пятигорского Провала. Посещение Святителем Игнатием Кавказских Минеральных Вод отобразилось во многих документах того времени, в том числе и в его дневнике.

 

Епископ Игнатий (Брянчанинов) вступил в управление Ставропольской епархией 4 января 1858 года. Уже тогда, в первые дни его архиерейства, у него формируется решение посетить все приходы епархии для ознакомления с местной приходской жизнью. Желая совместить обзор епархии с собственным лечением, Святитель Игнатий решает начать свою поездку с обзора приходов Кавказских Минеральных Вод.

На Воды Святитель прибыл в 2 июня. Поселившись в Пятигорске, он весь последующий месяц посещал храмы Пятигорья, совершая в них богослужения и знакомясь с местной приходской жизнью. Среди приходов, посещенных Святителем Игнатием в июне 1858 года Никольский храм станицы Железноводской, Успенский храм станицы Горячеводской, Скорбященская церковь Пятигорска, в которой Владыка неоднократно совершал архиерейское богослужение. В ней же он произнес свои знаменитые проповеди «Не требуют здравые врача, но болящие... » и «Условие усвоения Христу».  Посетил Владыка и строящийся Спасский собор, спроектированный зодчим А. Я. Андреевым, преподававшим некогда в инженерном училище архитектуру будущему Святителю. Нужно заметить, Владыка был чрезвычайно огорчен тем, что епархиальное начальство не имело влияния на построение храма, результатом чего стали непрофессиональные действия рабочих и появление опасности обрушения почти завершенного храма.

Помимо богослужений и визитов на разные приходы, Святитель Игнатий не забывал о еще одной важной составляющей священнослужения – личном общении с вверенной ему паствой. Часто он беседовал с местным духовенством, принимал посетителей, вел активную переписку и посещал местные лечебницы. Так 3 июня Владыка Игнатий посетил Пятигорский военный госпиталь 3-го класса, длинные и приземистые казармы которого находились на месте нынешнего военного санатория. Вместе с главным доктором Е. И. Красноглядовым, его помощником И. Е. Дроздовым и смотрителем Пожидаевым, он оглядел госпиталь, рассчитанный на 600 коек, посетил тесную домовую церковь и благословил всех раненых и больных.

Несколько раз Святитель Игнатий, в сопровождении управляющего КМВ Л. К. Унгерн-Штернберга и Пятигорского городского главы А. П. Найтаки, совершал ознакомительные прогулки по Пятигорску и его окрестностям. Во время одной из таких прогулок Святитель посетил и знаменитый Пятигорский Провал.

К этому моменту работы по прорубке тоннеля, начавшиеся в 1857 году, в Провал были уже практически завершены - до подземного озера оставалось всего лишь несколько метров. Будучи человеком благочестивым, А. П. Найтаки во время осмотра озера сообщил святителю о скором открытии тоннеля и пожелал, чтобы тот совершил его торжественное освящение. Святитель Игнатий охотно согласился.

Пролечившись в Пятигорске серными ваннами, Святитель Игнатий 30 июня переезжает в станицу Ессентукскую для продолжения лечения уже щелочными водами. Здесь Владыка посетил станичную православную Никольскую церковь и отслужил в ней литургию. Как и в Пятигорске, он много беседовал с линейным начальством и духовенством, с простыми станичниками. Позднее он напишет об этих беседах в своем дневнике следующее: «При сем случае особенно выразилось желание не только начальников Линейного войска, но и военного населения иметь епископа, в этом желании участвует и линейное духовенство, для которых отношения с Тифлисом очень затруднительны, а сношения со Ставрополем представляются естественными».

Во время лечения в Ессентукской, Святитель Игнатий также несколько раз посещал Кисловодск. Принимая общеукрепляющие нарзанные ванны, он также не забывал о главной цели своего архипастырского визита. Несколько раз он посещал кисловодские храмы, где выступал при большом стечении народа с поучениями «О милосердии и правосудии» и «О спасении души».

5 августа Владыка совершил поездку в Георгиевск для свидания с бывшим митрополитом Тифлисским Исидором, следовавшим из Тифлиса к новому месту своего служения – в Киев. Во время своих бесед они, в основном, разговаривали «о предметах, касающихся Кавказской епархии и вообще Церкви». При этом Святитель Игнатий обнаружил у Исидора «познания самые рядовые и даже самые недостаточные, направление ума с поверхностным взглядом и кавказскую самоуверенность». Эти встречи продолжились до 8 августа, после чего митрополит Исидор продолжил свой путь в Киев, а Святитель Игнатий вернулся в Пятигорск. Здесь Святителя уже ждали представители дирекции КМВ и местной власти, спешившие сообщить ему, что 15 июля раздался последний пороховой взрыв, открывший вход в пещеру Провала. Все теперь в срочном порядке готовились к открытию тоннеля. До освящения Провала оставались считанные дни.

И вот, наступил знаменательный день. Субботним утром 23 августа 1858 года в Скорбященской церкви собрались представители гражданской и военной власти с чадами и домочадцами, знатные горожане и посетители Вод. По окончании Божественной Литургии начался крестный ход, который возглавил Святитель Игнатий. Под звуки церковных песнопений процессия вышла из Скорбященской церкви и медленно двинулась по Нижнему переулку (ул. Красноармейская) в сторону Михайловской галереи, миновав которую свернула на новое шоссе (бульвар им. Гагарина) в сторону Провала. Склоны Машука вдоль дороги были густо усеяны народом, желавшим быть соучастником невиданного доселе события в этих краях.

Крестный ход остановился на площадке перед туннелем. При огромном стечении народа был отслужен молебен, по окончании которого Владыка с духовенством, совершил освящение грота, и, в сопровождении местного начальства прошел тоннелем к подземному озеру и благословил его воды.

После погружения креста в воду и окропления стен Провала святой водой на восточной стене против входа в специально устроенной нише был установлен образ Скорбящей Божией Матери в серебряном окладе, к которому вел деревянный мостик с железными перилами. Этот образ был принесен в Провал из Скорбященской церкви. По мнению историка-краеведа С. В. Боглачева, икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» была написана на средства выдающегося мецената П. А. Лазарика специально к открытию Провала.

В Провале образ провисел недолго, - вскоре было замечено, что от сероводородных испарений икона начала портиться, в связи с чем ее извлекли из ниши и перенесли в либо в Спасский собор, либо обратно в Скорбященскую церковь.

Затем в Провале поместили уже новую икону, которую защищал деревянный киот со стеклянной дверцей. Специально для нее была выбита еще одна ниша поменьше в виде квадрата. Однако и эта икона провисела недолго.

В конце XIX века рядом с прежними нишами был сооружен кирпичный иконостас, в котором расположилась икона св. Пантелеимона Целителя и еще один образ, который, вероятно, висел до этого в старой нише.

Кирпичный иконостас простоял до 1909 года. К этому моменту, опять-таки из-за сероводородных испарений он пришел в негодность. Было принято решение заменить его на более новый и более устойчивый к «провальским» условиям иконостас. На добровольное пожертвование управления Кавказских Минеральных Вод, которое составило порядка 600 рублей, был сооружен майоликовый иконостас с иконами св. Пантелеимона и Святой Троицы.

Нужно сделать небольшую отступку и сказать, что майоликовые иконостасы не были новшеством на Северном Кавказе. Еще в конце XIX века майоликовый иконостас был установлен в только что отстроенном Пантелемоновсом храме в Ессентуках, а затем ими украсили Нарзанную галерею в Кисловодске. Несколько храмов в Ставропольской губернии также гордились своими майоликовыми творениями.

Майоликовый иконостас простоял в провале до начала 1930-х гг. В 1920 году, по свидетельству Д. М. Павлова, из него была изъята икона Целителя Пантелеймона и икона Святой Троицы. В 1929 году, в связи с подготовкой к расширению и благоустройству Провала, Курортным Управлением было принято решение «удалить Пантелеймоновский иконостас и задрапировать плакатом Скорбященский иконостас». Соответстующий приказ за №132 подписан директором Ганштаком 1 июля 1929 года.

Такова историография «провальских» икон. Что же касается самой первой иконы, то долгое время ее судьбу покрывал мрак неизвестности - многие считали, что она безвозвратно утрачена. Лишь недавно при очередном посещении Лазаревского храма мною было обращено внимание на одну из «Скорбященских» икон. Она расположена в торце иконостаса правого клироса и представляет собой выполненное живописью на металле художественное переложение сюжета иконы «Всех скорбящих Радосте».

Икона имеет приблизительные габариты 150х100 см. при габаритах большой старой ниши Провала, приблизительно равных 230х116 см., т. е. она вполне могла висеть в Провале, оформленная в небольшой деревянный киот. Вообще само наличие большой ниши в Провале и ее форма косвенно подтверждает предположение о том, что икона была нестандартных размеров, храмовая или иконостасная.

В ходе общения с художником-реставратором, сотрудником ГМИиР г. Санкт-Петербурга Е. Пономаренко, удплось установить примерную дату создания иконы – сер. XIX века, что по времени совпадает с визитом на КМВ святителя Игнатия и открытием тоннеля в Провал. Также Е. Пономаренко отметила, что икона могла подвергнуться реставрации, тем самым косвенно подтвердив известный факт замен икон в Провале.

Еще одним доказательством изложенной теории служит сама история этой иконы, рассказанная благочинным церквей Пятигорского округа протоиереем Борисом Дубинским. По его словам, этот образ некоторое время принадлежал его соседям по ул. Чкалова – семье Адамовых. Сами Адамовы рассказывали, что в 1920-30 годы спасли образ, вынеся его из одного пятигорского храма, который впоследствии безбожники разрушили. Таких храмов непосредственно в Пятигорске было два – Спасский собор и Скорбященская церковь. Потом, спустя годы, Адамовы передали икону в Лазаревский храм, где она находится и доныне.

В завершении нужно хочу сказать: образ «Скорбященской иконы Божией Матери» довольно распространен и его можно найти во многих храмах КМВ, но икона, находящаяся в Лазаревском храме уникальна тем, что очень четко вписывается в историю Провала, а ее собственная история дает ответы на многие вопросы, которые до настоящего момента считались спорными.

Библиография:

1) Баталин Ф., Большой провал в Пятигорске - Спб.: Тип. И. И. Глазунова, 1857. - 28 с

2) Воспоминания протоиерея Бориса Дубинского: рукопись / арх. авт., 2017.

3) Коваленко, А. Н. Большой Пятигорский Провал / А. Н. Коваленко // Ставропольский хронограф на 1998 год: краевед. сб. / СКУНБ им. М. Ю. Лермонтова. - Ставрополь, 1998. - С. 120-123.

4)  Москвич Григорий. Иллюстрированный Практический Путеводитель по Кавказским Минеральным водам с приложением алфавита, трех карт, четырех планов и проч. Издание одиннадцатое. - Владикавказ. 1907. - с. 50-51

5) Москвич Григорий. Иллюстрированный Практический Путеводитель по Кавказским Минеральным водам с приложением алфавита, трех карт, четырех планов и проч. Издание девятнадцатое. - С-Петербург. 1912. - с. 44

6) Павлов, Д. М., Пятигорский большой провал / Сводный очерк, сост. Д. М. Павлов. - Пятигорск: Кавказ. горное о-во, 1929 (Гос. типо-лит. ). - 42 с.

7) Самойленко П., прот., История Ставропольской епархии: курс. соч. / протоиерей Павел Самойленко. – СПб, 1999, -182 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.