Вопросы
| Ответы авторов – разработчиков ПООП ООО
|
Основная образовательная программа начального общего образования
|
1.
| В ПООП указано, что промежуточная аттестация проводится со 2 класса и является основанием для перевода в следующий класс. Что является основанием для перевода ученика, окончившего 1 класс во 2-ой, если промежуточная аттестация по итогам 1-го класса не предусмотрена? Действующими документами (приказом о порядке организации образовательной деятельности, законом " Об образовании в РФ", ФГОС НОО) такое ограничение на проведение промежуточной аттестации в первом классе не регламентировано.
| В соответствии с Федеральным законом " Об образовании в Российской Федерации" от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ (статья 58) промежуточная аттестация проводится в порядке, установленном образовательной организацией. Основания для перевода обучающихся из 1 во 2 класс также устанавливаются образовательной организацией. Целесообразно использовать качественное оценивание достижения результатов обучения в первом классе.
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией
Таким образом, промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся, которая начиная со второго класса проводится в конце каждой четверти (или в конце каждого триместра) и в конце учебного года по каждому изучаемому предмету. Промежуточная аттестация проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в документе об образовании (дневнике).
|
2.
| «Итоговая оценка по предмету фиксируется в документе об уровне образования государственного образца». Это текст из ООП. Скажите пожалуйста, это что за документ на уровне НОО государственного образца?
| Спасибо за замечание, данный пункт будет скорректирован.
|
3.
| На с. 22 программы сказано: " Итоговая оценка по предмету фиксируется в документе об уровне образования государственного образца". Что является таким документом на уровне начального общего образования? Дневник не является таким документом. Аттестат по итогам 4 класса не предусмотрен. Как правило, отметки фиксируются в журнале.
|
4.
| На с. 19 указано: " Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к образовательной программе, которая утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей)". Какая программа имеется ввиду: ООП или рабочая по предмету?
| Речь идет о локальных актах, принимаемых в образовательной организации и являющихся приложением в ООП.
|
5.
| На с. 20 при описании стартовой диагностики в 1 классе указано: " Объектом оценки является сформированность предпосылок учебной деятельности... " Это терминология стандарта ДОО, не все педагоги могут четко определить, какие качества первоклассника являются предпосылками учебной деятельности, тем более провести их диагностику.
| Стартовая педагогическая диагностикапредставляет собой процедуру оценки готовности к обучению на данном уровне образования. Проводится администрацией образовательной организации в начале 1 класса и выступает как основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений. Объектом оценки является сформированность предпосылок учебной деятельности, наиболее важными из которых являются:
· умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче;
· высокий уровень активности и инициативности, проявление самостоятельности в работе;
· позитивное отношение к школе и к учебной работе;
· появление специфического отношения к задачам как учебным, понимание того, что смысл их решения состоит не столько в получении результата, сколько в овладении обобщенным способом действия;
а также предпосылок овладения грамотой и математикой, наиболее значимыми из которых являются:
· пространственное и зрительное восприятия, состояние моторики и зрительно-моторных координаций, соответствующий возрасту уровень развития устной речи;
· сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом, овладение представлениями, лежащими в основе счета; умение сравнивать два множества по числу элементов.
|
6.
| На с. 22 в разделе итоговой оценки речь идет о характеристике выпускника. Является ли обязательным составление такой характеристики? Кто ее составляет? В каких случаях? Основанием для чего является характеристика выпускника, кому она адресована?
| Характеристика выпускника призвана помочь педагогам основной школы обоснованно сформировать индивидуальный подход к обучению, воспитанию и развитию обучающихся. Ее составление не является обязательным при условии, если в школе введены иные механизмы обеспечения преемственности начального и основного общего образования.
Соответствующее разъяснение внесено в текст раздела.
|
7.
| Отсутствует " Особенности оценки личностных результатов, так и должно быть?
| Оценка личностных результатов учащегося персонально не проводится. При желании школа может оценивать прилежание и поведение обучающихся.
|
8.
| Как осуществляется оценивание младших школьников 1 класса?
| Оценка только словесная, бальная оценка не допускается. Любые символы, рисунки, отражающие негативные отметки, не допускаются.
|
9.
| Подходит для ребёнка с поздним развитием оценочная система для обычных детей? Какую систему лучше всего применять для таких детей?
| Если обучение идет по ФГОС НОО, применяется предлагаемая система оценивания. Если обучение идет по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, используется система оценивания, предложенная в Адаптированной образовательной программе соответствующего вида
|
10.
| Программа и КТП литературного чтения на родном языке. Когда поступят учебники по данному предмету?
| Примерная рабочая программа начального общего образования предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27. 09. 2021 г. и размещена на официальных сайтах реестра программ: https: //fgosreestr. ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-literaturnoe-chtenie-na-rodnom-russkom-iazyke
и портала «Единое содержание общего образования»
https: //edsoo. ru/Primernaya_rabochaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Literaturnoe_chtenie_na_rodnom_russkom_yazike_. htm
Учебники в стадии подготовки.
|
11.
| Рассматривается ли накопленная оценка как способ фиксации освоения учащимся основных умений, характеризующих достижение каждого планируемого результата на всех этапах его формирования?
| Да, рассматривается.
|
12.
| Хотелось бы подробнее рассмотреть систему оценивания достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования.
| Система оценивания достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования является составной частью ПООП НОО, с ней можно познакомиться на сайте:
https: //edsoo. ru/Primernaya_osnovnaya_obrazovatelnaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya. htm
|
Основная образовательная программа основного общего образования
|
1.
| " ГИА включает в себя два обязательных экзамена (по русскому языку и математике). Экзамены по другим учебным предметам обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору. " Вопрос: т. е. для получения аттестата и завершения обучения в основной школе детям достаточно сдать два обязательных экзамена? И дополнительные экзамены не обязательно сдавать (как в настоящее время)?
| Для получения аттестата по завершению основной школы нужно сдать ОГЭ по четырем предметам. Обязательные — русский язык и математика, и два предмета по выбору.
|
2.
| В 9 классе сдают экзамены по 4 предметам в форме ОГЭ или можно и в форме ГВЭ, то есть на усмотрение администрации школы?
| https: //fipi. ru/gve
Государственный выпускной экзамен — это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования (ГВЭ-11) или основного общего образования (ГВЭ-9) для определенных категорий лиц, а именно: • обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; • обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающих среднее общее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования; • обучающихся с ОВЗ; • экстернов с ОВЗ; • обучающихся – детей-инвалидов и инвалидов; • экстернов – детей-инвалидов и инвалидов (далее вместе – участники ГВЭ с ОВЗ). ГВЭ по всем учебным предметам проводится в письменной форме с использованием текстов, тем, заданий, билетов. ГВЭ по всем учебным предметам для обучающихся с ОВЗ, экстернов с ОВЗ, обучающихся-детей-инвалидов и инвалидов, экстернов-детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию проводиться в устной форме. ГИА в форме ГВЭ проводится по русскому языку и математике (обязательные учебные предметы). Экзамены по другим учебным предметам – литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) – обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору. Результаты ГИА в форме ГВЭ признаются удовлетворительными, если участник экзамена по обязательным учебным предметам при сдаче ГВЭ получил отметки не ниже удовлетворительных. В случае если участник экзамена получил неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов, он допускается повторно к ГИА по данному учебному предмету в текущем году в резервные сроки.
|
3.
| Какая связь между оценками учащихся и результатами
| Оценка достижения планируемых результатов должна отражать качество и уровень образовательных достижений в соответствии с установленной системой критериев.
|
4.
| Какими формами работ, в первую очередь, будет оцениваться достижение планируемых результатов в каждом классе основной школы?
| Одним из приоритетов оценки достижения планируемых результатов является комплексный подход, который требует использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ, командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения, испытаний (тестов), динамических показателей освоения навыков и знаний, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий.
|
5.
| Нужно ли прописывать, как выставляется итоговая оценка в аттестат? (По каждому предмету, например, по русскому языку так.., а по математике так... )
| Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к образовательной программе, которая утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до сведения учащихся и их родителей (законных представителей). Описание должно включить:
- список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая/тематическая);
- требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости – с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
- график контрольных мероприятий.
|
6.
| Что включает в себя система оценки достижения планируемых результатов?
| Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя:
- целевые установки, основанные на требованиях ФГОС и системах планируемых результатов (предметных и метапредметных);
- процедуры внутренней и внешней оценки, включая график проведения диагностических и контрольных мероприятий;
- инструментарий оценки (тексты проверочных заданий или работ с сопроводительными материалами, критерии оценки);
- нормы выставления отметок.
|