|
|||
Урок русского языка. 11 класс. Тема: «Основные способы информационной переработки текста»Урок русского языка. 11 класс 09. 02. 2022 г. Тема: «Основные способы информационной переработки текста» Прочитайте конспект. Информационная переработка текста – процесс извлечения необходимой информации из текста-источника. Информационные переработки научных, научно-популярных, публицистических или художественных текстов – это написание их на основе планов, тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов и т. п. Различные виды переработки текста позволяют сократить исходный текст, развернуто или кратко передать его содержание, создать оригинальный текст на основе текста-источника. Созданный на основе текста-источника новый текста носит название вторичного. ТЕКСТ 1. Прочитайте текст. Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твердыми, или газообразными. Эти состояния веществ называют агрегатными состояниями. Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний – жидком, твердом или газообразном – и обладает при этом определенными неизменными свойствами. 2) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют свое агрегатное состояние – жидкое, твердое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства. 3) Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства. 4) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твердыми, или газообразными. (Правильный ответ: 2) Б. Знакомство с алгоритмом работы, выполнение задания вместе с учителем.
ТЕКСТ 2 В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц – пыли, дыма, сажи. Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия. 2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку. 3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу. 4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми.
Шаг 1 Выделяем в каждом предложении ключевые слова, имеющие существенное значение для понимания данной темы, вопроса; обращаем особое внимание на главную часть в СПП. 1) В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. 2) Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц – пыли, дыма, сажи. 3) Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе. Шаг 2 Определяем смысловые отношения между предложениями (причина – следствие; формулировка закона – пример), анализируя союзы и союзные слова, вводные конструкции. Второе предложение уточняет, расширяет смысл первого предложения (состав примесей в атмосфере – газообразные и твердые примеси). Связь предложений за счет лексического повтора и однокоренных слов: развитая промышленность (1) – отрасли промышленности (2); загрязняющие вещества (2) – загрязнители воздуха (3). Обращаем внимание на роль градационного сочинительного союза не только, но и в 3-м предложении. Шаг 3 Отсекаем второстепенную информацию, которая может включать пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии. Шаг 4 Сокращаем текст за счет обобщающих слов, устранения лексических повторов, преобразования конструкций – отбираем лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию. Загрязняющие вещества различного характера в городах с развитой промышленностью наносят вред не только здоровью человека, но и окружающей среде. Шаг 5 Соотносим свой вариант с предложенными вариантами ответов. (Правильный ответ: 2) Домашнее задание В. ТЕКСТ 3. Прочитайте текст. Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Выполняем пошагово объясняя.
|
|||
|