|
|||
Правила вокальной орфоэпии
Пение в нашей стране играет важную роль в развитии реформы вокального и хорового искусства, оно оказывает исключительное влияние на формирование личности ребёнка. Пению помогает то обстоятельство, что в вокальном искусстве объединяется музыка и слово в одно целое. Музыка, сопровождаемая поэзией, ещё глубже воздействует на психику ребёнка, на художественное развитие, воображение и чуткость. Речевая культура предполагает соблюдение норм литературного языка. В основе её лежит существующее в сознании человека представление о «речевом идеале», в соответствии с которым и должна строиться правильная речь. Правильная, с точки зрения её соответствия современным языковым нормам, которые являются главным регулятором поведения людей. В понятие «культура речи» входят: дикция, логика речи и орфоэпия. Дикция – это ясность и разборчивость произнесения текста. Логика речи – предполагает интонационное выделение главных, несущих смысловую нагрузку, а потому ударных и второстепенных слов в произношении каждой фразы. Хорошая дикция и правильная логика речи позволяют без напряжения понимать смысл произносимых слов и тем самым облегчают восприятие содержания текста окружающими. Но существует ещё одна наука, без которой грамотно донести до слушателя текст произведения просто невозможно. Эта наука называется ОРФОЭПИЯ. Наука Орфоэпия изучает законы и правила произношения слов. Она очень похожа на орфографию, которая рассматривает законы правильного написания слов. Термин «орфоэпия» включает в себя два греческих слова: orthos — " верно", " правильно", " прямо" (направление) и epos — " речь", " разговор". Поэтому на вопрос о том, что такое орфоэпия, можно дать ответ, прямо переведенный с греческого языка: правильное произношение. Сходство и различие разговорной и певческой речи Надо помнить, что певческая орфоэпия отличается от речевой. Отличие это определяется условиями певческого образования гласных, спецификой музыкальной нотации и, наконец, особенностями певческой редукции. Орфоэпия певческая отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки на которых и происходит фонация, здесь огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему нёбу, в пении, необходимо, чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое. Работа над поэтическим текстом в вокальном произведении всегда очень тесно связана с проблемой произнесения этого текста. К сожалению, не всегда уделяется должное внимание дикционной отчётливости и художественной выразительности. Преподаватели должны следить, чтобы произношение учащихся вокалистов соответствовало литературным нормам орфоэпии, было бы безупречным в дикционном смысле, т. е. в смысле чёткости и ясности и способствовало бы созданию более яркого художественного образа. В русском языке произношение слов отличается от их написания, поэтому соблюдение общих правил и законов в произношении, так же необходимо, как и в письме. Отклонения от общепринятых норм мешают пониманию смысла произносимого. Каждый преподаватель, который ведёт предмет сольное пение или хоровые дисциплины должен знать основные и наиболее распространённые орфоэпические нормы, назовём их условно правилами. Остановимся на некоторых из них: Правила вокальной орфоэпии · Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и пропеваются вместе с ним. Пример: пишется: Ты рябинушка раскудрявая пропевается: Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я. · Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова. Пример: пишется: Далекий мой друг, твой радостный свет пропевается: Да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет. Это дает возможность дольше тянуть гласные, добиваться кантиленного звучания. · Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные согласные. Пример: Солнце - сонце, поздний - позний. · В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными. Пример: что-што, скучно-скушно, счастье-щастье, дождь-дощь, счет-щет. · Сочетание букв «тс», произносится как «ц». Пример: советский-совецкий. · Сочетание букв «ться», произносится как «цця». Пример: раздаться-раздацца, перебраться-перебрацца. · Окончания «-его» и «-ого» произносятся как «-ево» и «-ово». Пример: твоего-твоево, любимого-любимова. · Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно, как один удлиненный звук. Пример: пишется: Как красив этот сад; пропевается: Ка-ккраси-фэ-то-тсат. · Все звонкие согласные переходят в глухие. Пример: сад-сат, красив-красиф. · В случае когда два согласных звука стоят рядом, первый из них произносится с мягким знаком. Пример: песня-песьня, масленница-масьленница, веснянка-весьнянка. · Глагольные окончания «-ат», «-ят», «-ся» при пении не изменяются. · В конце слова согласные утрируются (четко произносятся). · Иногда певцы усердно пропевают каждый слог текста, не выделяя ударные слоги, такое слоговое пение невыразительно, однообразно, лишено кантилены. Может исказиться смыл слов. · От исполнителей требуется умение смягчить (стушевать) неударные слоги, особенно если неударный слог приходится на более высокий звук, нежели ударный. Хорошее знание правил орфоэпии учащимися и умение их применять в певческой речи будет способствовать более органичному сочетанию звука и слова как формы и идеи, более точной передачи мысли как содержания, в единстве которых и достигается художественная выразительность. Поэтому преподаватели должны проводить систематическую работу по предотвращению орфоэпических ошибок и постепенно и методично формировать орфоэпические навыки у учащихся на протяжении всех лет обучения в школе. Это будет способствовать развитию у них певческой речевой культуры и общей культуры в целом.
|
|||
|