|
||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа №10Тема: «Приспособленность организмов к среде обитания» Цель: Выявить черты приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах) и определить их относительный характер. Теоретическая часть: Адаптация (лат. – прилаживание, приноровление) – возникновение в процессе эволюции свойств, признаков, повышающих шансы выживания и размножения организмов, сохранения большего числа потомков. В борьбе за существование в процессе естественного отбора выживают особи, наиболее приспособленные к среде обитания. Среда обитания – совокупность конкретных условий (факторов неживой и живой природы) в которых обитает данная особь, популяция или вид. Место обитания, участок суши или водоема, занятый частью популяции особей одного вида и обладающий всеми необходимыми условиями для их существования (климат, рельеф, почва, пища и др. ). Чем лучше приспособлены организмы к данным условиям, тем больше численность особей данного вида. Приспособленность, как частный пример адаптации, является результатом эволюционных изменений. Характер приспособлений в своеобразной среде различен. Поскольку в природе существуют самые разнообразные условия существования, то и примеров приспособленности организмов – огромное множество: к различной температуре и влажности, к различной степени освещенности, к различным способам питания и поискам пищи, к защите, к привлечению партнера и т. д. Адаптации относительны: приспособленность к одним факторам среды не обязательно сохраняются в других условиях, т. к. условия меняются быстрее, чем формируются определенный признак. Практическая часть: Задание 1. Рассмотрите плоды разных растений. Определите способ их распространения. Найдите приспособления к такому способу. Заполните таблицу. Сделайте вывод.
череда трехраздельная одуванчик лекарственный герань лесная Задание 2. Рассмотрите клювы птиц. Определите черты приспособленности клюва к способу добычи пищи. Заполните таблицу и сделайте вывод.
клест-еловик
серая цапля
коршун воробей Общий вывод:
|
||||||||||||||||||||||||||
|