|
|||
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ В XIX - XX ВЕКАХ. ФИЛОСОФИЯ ЛИЧНОСТИСтр 1 из 2Следующая ⇒ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ В XIX - XX ВЕКАХ . Классическая философия главной своей проблемой считала изучение теории познания. Неклассическая философия обращает внимание на такие проявления человека как воля, чувства, бессознательное, а также обращается к проблемам общества и науки. Начало неклассической философии было положено в XIX в и развитие продолжалось в XX веке. В неклассической философии можно выделить три основных направления: философия личности, философия науки, философия религии. Философия религии развивается, так как растет потребность в рациональном объяснении религии. В этот период складывается неотомизм, который стал официальной философии католической церкви. ФИЛОСОФИЯ ЛИЧНОСТИ
Одним из первых представителей неклассической философии был немецкий мыслитель Артур Шопенгауэр (1788 –1860 г. г. ). Его интересовала история Востока, восточные языки, философия Индии и Китая. Главное произведение " Мир как воля и представление " (1818-1844 г. г. ) Шопенгауэр считал, что каждая индивидуальная воля стремится к мировой воле, но достичь ее невозможно, а если бы это случилось, то индивидуальная воля бы погибла. По мнению Л. Н. Толстого Кутузов в войне с Наполеоном полагался на мировую волю и победил. Шопенгауэр считал, что индивидуальная воля в наибольшей степени приближается к мировой в тот период, когда она находится в своей родовой стихии, то есть в период, когда человек стремится к продолжению рода и его воля стремится к другой воле противоположного пола. Шопенгауэр говорил, что в этот период человек будет искать партнера, компенсирующего его недостатки, и главную роль будут играть не возвышенные чувства, а слепое стремление друг к другу. Критериями являются в первую очередь здоровье, молодость и компенсация собственных недостатков. С появлением первенца всякий интерес исчезает и начинается проза жизни, поэтому человек должен погасить свои страсти, отказаться от всех стремлений, чтобы не разочаровываться и погрузиться в нирвану. Шопенгауэр обратил внимание на ту сторону человеческой жизни, на которую прежде философы не обращали внимания. Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 г. г. ) Родился в Австро-Венгрии (на территории Чехии). Сначала работал в Вене врачом. Прошел стажировку в Париже клинике Шарко, начинал заниматься нервными и психическими расстройствами. Зигмунд Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика имеет сложную структуру. Он выделил 3 уровня: - Ид («оно») –самый глубинный уровень - Эго («я») - Суперэго («супер я») I «Ид» - бессознательный, инстинктивный уровень, обуславливающий стремление человека к удовольствию, к удовлетворению своих потребностей. Это генетический уровень. Фрейд выделяет следующие инстинкты: 1. Инстинкты жизни (самосохранения, продолжения рода, сексуальный инстинкт – либидо), 2. Инстинкт смерти (саморазрушение и отсутствие самосохранения). III «Суперэго» - человек контролирует себя с точки зрения моральных, религиозных, правовых, запретов, предъявляемых обществом. Это внешнее требование. Фрейд установил, что в основе неврозов лежит чувство подавленности, возникающее, когда человек подавляет свои инстинкты. Часто причиной неврозов являются проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Нередко они возникают в детстве (проблемы во взаимоотношениях с родителями со сверстниками, просто со взрослыми людьми). Фрейд вводит понятие «эдипов комплекс» или «комплекс Электры» (когда мальчик боготворит мать, а девочка – отца). Во взрослой жизни возникают проблемы поиска спутника (цы) жизни. Фрейд видит проблемы во взаимоотношениях в детстве. Фрейд абсолютизировал биологическое начало человека и сексуальные инстинкты. Он делает вывод: если человек не реализует либидо, то происходит сублимация энергии в творчестве. Фрейд придавал большое значение сновидениям. Он говорил, что в сновидениях реализуется то, что не реализовано у человека в жизни. Также Фрейд занимался изучением оговорок, т. к. считал, что в них выходит бессознательное. Фрейд создал метод психоанализа, который состоит в поиске причин болезни самим пациентом, с помощью вопросов врача. Этот метод получил распространение в XX в. В 1й половине XX в. В Европе появились клиники, работавшие по методу Фрейда. Последователи Фрейда: К. Юнг, Э. Фромм. Они смягчили биологизаторское начало учений Фрейда. Взгляды Фрейда оказали большое влияние на развитие философии личности, на психологию, на литературу и искусство XX века.
Эрик Фромм (1900 – 1980 г. г. ) Он оказал влияние на мысли молодежи второй половины (60 е г. г. ) Фромм родился в Германии, а в начале 30х г. г. иммигрировал в Америку. Он занимался психологией личности. Одна из его работ – это «Искусство любви», в которой он говорит о важности чувства любви для человека во всех его проявлениях (любовь, начиная от любви к Богу до любви к вещам и предметам). Главное любовь мужчины и женщины, любовь родителей и детей и т. д. Идея любви пришла от Фромма в сознание целого поколения молодежи 60х г. г. – движение «хиппи». Фромм предлагает модель преобразования общества, которая предусматривает перераспределение богатства. Он говорит, что богатый север (Европа, Северная Америка) должны поделиться с бедным Югом, чтобы все люди имели необходимый минимум, который позволял бы не думать «о хлебе насущном», а давал бы возможность раскрывать свои творческие способности реализовывать себя. Эта теория нереальна, следовательно, является социальной утопией.
Экзистенциализм (существование) – это одно из направлений философии личности, которое утверждает, что сущность предшествует существованию, и человек раскрывается в критических ситуациях в момент выбора между жизнью и смертью, в пограничном состоянии (между нормой и отклонением от нормы). Это течение способствовало углублению понимания личности, и ее взаимоотношения с внешним миром. Среди основателей экзистенциализма можно назвать: Кьеркегор (XIX в. ), Бердяев, Хайдеггер (немецкий философ, умер в 1976 г. ) и французские мыслители А. Камю (1913 – 1960 г. г. ) и Жан Поль Сартр (1905 – 1980 г. г. ). Сартр говорил, что он попытался в своей философии соединить фрейдизм с марксизмом; в марксизме предусматривается социальная справедливость.
ФридрихНицше (1844 – 1900 г. г. ) Учился на факультете классической философии (греческий и латынь). Позже занялся изучением древнегреческой культуры, театра. В 24 г. стал профессором. Ницше написал работу об истории древнегреческого театра в которой высказывает нетрадиционное мнение о греческой культуре. Он говорил, что в ней присутствует два начала: - начало Аполлона - светлое - начало Диониса – темное (ночное время, Дионис – ночной Бог) Не все подчиняется разуму, есть внутренние силы, потребности, чувства которые не контролируются разумом. Наиболее известные произведения Ницше «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «Воля к власти». Основные идеи творчества Ницше: 1. Идея философствования по ту сторону добра и зла. 2. Учение о переоценке ценностей. 3. Учение о сверхчеловеке. В книге «Так говорил Заратустра» есть притча о духе. Ницше пишет, что дух вначале превратился в верблюда, а тот превратился в ребенка. Дух также как верблюд тянет на себе весь мир. Его путь лежит через пот и кровь. Но этот путь ведет к пустыне, где жить он будет один. В пустыне он должен превратится во льва, чтобы иметь силу и независимость для выживания. Но когда речь заходит о творчестве, лев бессилен, он должен превратиться в ребенка, который обладает необходимой мерой чистоты для творчества. «Воля к власти» название дано издателями не очень удачно, т. к. Ницше подразумевал волю к власти над собой, а не над другими. Первая часть «Антихристианин» была подготовлена самим Ницше. Здесь сконцентрированы его размышления о проблеме Бога. Ницше действительно критиковал современное ему христианство. Он говорил, что христианская церковь обесценивает многие ценности. Но сказать, что Ницше – атеист из-за его негативного отношения к христианству нельзя, все намного сложнее. Ницше говорил, что Бог умер, но умер на улице как общественный культ. Но он считает, что Бог остался в душе и в культуре. Философские взгляды Ницше оказали большое влияние на развитие литературы, искусства XX века.
|
|||
|