|
|||||
ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕЧЕК И БАЛОК.
1. Перечислите народные традиции, которых придерживаются жители нашего города. Подтвердите это фотографиями, в предпочтении из личного фонда. Народные традиции, которых придерживаются жители Енакиево: - крещенские купания; - проводы зимы – Масленица; - парад на День Победы; - празднования Дня Шахтера; -празднования Дня Металлурга; Масленица — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», « объедуха», «ясочка».
2. Назовите легенды нашего края, город Енакиево, подтверждая фотографиями. Опишите одну из них. Укажите источник информации.
Легенда о происхождении речек и балок Легенда о скорбящей вдове Легенда о низком тыпчаке и высовом ковыле Легенда о каменных могилах Легенда о появлении каменных могил Легенда о золотом колодязе Легенда о каменном лесе Легенда о донецком кряже Легенда о сарматах Легенда о соли Легенда о киновари Легенда о реке Бахмутке Сказка об угле Легенда о каменном угле Легенда о Святогоре Легенда о Шубине
ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕЧЕК И БАЛОК.
Когда-то на земле якобы жил могучий и кровожадный змей. Многих людей он сожрал, ибо сильнее его на свете никого не было. В то же самое время жили и кузнецы божьей милостью – Кузьма и Демьян. И вот задумали они того змея сжить со свету, дабы освободить славян-соплеменников от его жуткого бремени. Сунулся раз змей к ним, а они – в кузню. И заперли железные двери на все непорушные засовы. Змей и говорит: - Кузьма, Демьян, божьи ковали, откройте, а то проглочу вас вместе с кузницей! А те отвечают: - Коль ты при нечеловеческой силе, то пролижи двери. А мы тогда сядем тебе на язык – и глотай. Змей принялся вгорячах лизать, а кузнецы тем временем разогрели докрасна железо и выковали из него большущие клещи. Едва змей пролизал двери и высунул язык, как Демьян и Кузьма хвать клещами за тот язык! И начали дубасить молотами… Уморили змея хорошенько, а потом запрягли плуг, что на двадцать пар волов был рассчитан, и давай пахать. Орали они степь дикую вдоль и поперёк. И сколько змей ни просил, не давали ему ни пить, ни есть. - Будет с тебя и того жира, что накопил на людях! – отказывали. - Ну, коль так, то перед страшным судом освещу я своим жиром весь свет так, что ослепнете! – пригрозил змей. Долго ль орали они, нет, а дошли до моря. Змей бросился в море и ну сгоряча пить. Пил, пил – выпил море. И – лопнул. Кузьма и Демьян взяли и закопали того змея под горой, которую затем люди так и прозвали – Змиева гора. Бог его знает, когда это было на белом свете. А только со временем полился с той горы керосин. Вроде и конец света вот-вот настанет… Да Бог, слава те, покуда миловал. Хотя и по слободам и теперь не каждый светит керосином, бо – нечистый… Кузьма и Демьян, пока змей не совсем умаялся, орали глубоко – и там потекли реки, а как тот уморился окончательно, орали мелко – и там возникли балки. Вот откудова взялись в степях речки и балки! Легенды о происхождении речек и балок // Костыря И. С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 162-163.
|
|||||
|