Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок 66. Вдова, пожертвовавшая все, что имела



Урок 66. Вдова, пожертвовавшая все, что имела

Марк 12, Лука 21

 

Введение в урок

Говорят, что деньги – корень всякого зла, потому что из-за них люди совершают множество преступлений. Деньги превращают людей в рабов, делают родственников и друзей непримиримыми врагами, разжигают войны между государствами.  Русский писатель Федор Достоевский называл деньги деспотическим могуществом, а Петр I  - артерией войны.

Библия много говорит о деньгах и об отношении к ним. Сам Иисус Христос, а затем и Апостолы в своих посланиях увещевали бедных и богатых, предупреждали об опасностях и учили правильному отношению к деньгам. Даже в конце земной жизни, в последние дни перед распятием, Иисус Христос уделяет в своей проповеди особое внимание этому вопросу. Если это так важно, то нам стоит знать, чему Бог учит нас в вопросе о деньгах. Действительно ли деньги – зло? Как относиться к деньгам, если ты богат? Как, если беден? За что обличает Иисус Христос богатое священство Израиля и за что хвалит бедную вдову?

 

Основная часть

История бедной вдовы, о которой пойдет речь на этом уроке, произошла в последнюю неделю жизни Иисуса. Он в понедельник, в самом начале Пасхальной недели, торжественно въехал в Иерусалим на молодом осле. Мф. 21, Мк. 11, ЛК. 19. (54, 155). Весь народ, пришедший на праздник Пасхи, был взбудоражен. Иудеи встречали Иисуса, постилая на дорогу свои одежды и пальмовые ветви. Они признали в Нем Мессию, долгожданного Царя: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! » Лк. 19: 38.

В тот же день Иисус посетил храм. Он снова, как и в начале Своего служения, очистил его от продающих и покупающих. Мф. 21: 12-13, Мк. 11: 15-16, Лк. 19: 45-46. Во дворе храма, который предназначался для приходящих поклониться Богу язычников, священники устроили настоящий рынок. Торговые ряды были известны как «рынок первосвященника Анны». Купцы покупали право торговать в храме и обменивать деньги для пожертвований. Помимо этой платы, священники получали проценты с торговли. Священники делали все, чтобы люди, приходящие в храм для поклонения и принесения жертвы, покупали животных именно на «рынке Анны». Других животных они браковали, как непригодных для жертвоприношения. Людям приходилось платить в 10 раз больше на «рынке Анны», чем это животное стоило в другом месте! Кроме этого, меновщики денег брали 25 процентов при обмене валюты. (76, 312-313). Поэтому творившееся в храме беззаконие Иисус назвал «вертепом разбойников». Мф. 21: 13. Действительно, священники, которые должны были печься о духовном здоровье нации, на самом деле превратились в храмовую мафию, целью которой было одно – обобрать приходящих, обогатиться за счет поклоняющихся Богу.

Иисус противостал первосвященнику, священникам, храмовой охране, храмовым торговцам. Он перевернул на рынке все вверх дном, выгнал тех, кто пришел в храм извлекать выгоду. Он не позволял что-либо проносить через храм. Священники и стража ничего не смогли сделать, потому что Иисуса поддерживал народ. Мк. 11: 18. Иисус очистил храм с поразительной властью.

Но такое вмешательство в свои дела религиозные лидеры не могли стерпеть. И во вторник, с самого утра в храме Иисуса ждали не только народ, желающий послушать, но и объединившиеся вместе саддукеи, фарисеи и книжники. Мк. 11: 27. Они страстно желали уловить Иисуса в словах, найти предлог к обвинению и аресту, а затем убить. И первое, что они спросили у Него, это «Какой властью Ты это делаешь? » или «Кто дал Тебе такую власть? », имея в виду очищение храма. Мк. 11: 28, Мф. 21: 23, Лк. 20: 2. Но в приготовленных заранее дискуссиях ненавистный Учитель снова вышел победителем. Лк. 20: 20. Не нашему Господу, а верхушке религиозной элиты пришлось замолчать перед Ним. После чего Иисус 8 раз произнес на них «Горе вам» в обличающей проповеди. Мф. 23. (Евангелисты Марк и Лука говорят только об одном «горе» Мк. 12: 38-40, Лк. 20: 46-47. Сравните Мф. 23: 14. )

Один из таких судов включал в себя обвинение Иисуса фарисеям и священникам в том, что они обкрадывают вдов. Мф. 23: 14, Мк. 12: 40, Лк. 20: 47. Священники превратились в воров, но в отличие от обычных воров, эти разоряли публично и безнаказанно. И если воры стремились обчистить богачей, то священники забирали последнее у нищих.

 

Сразу после обличающих и обвиняющих слов, евангелисты Марк и Лука рассказывают нам, Иисус сел напротив храмовой сокровищницы. Мк. 12: 41, Лк. 21: 1. (Евангелист Матфей пропускает эту историю). Храмовая сокровищница представляла собой тринадцать хранилищ с трубообразными отверстиями. Эти сосуды стояли в женском дворе храма. На каждом сосуде было написано конкретное предназначение, а пожертвование делалось в соответствии с этими целями. (6, 1543).

 

Ø Обсуждение в группе. Что привлекало к себе внимание людей, которые находились в этом дворе храма?

Звон монет. В Иудее того времени не было бумажных денег. В обиходе находились разные золотые, серебряные и медные монеты. Богатые люди Иерусалима и паломники приносили свои пожертвования. Пока монеты сыпались в трубообразные медные хранилища, стоял звон. Богатые сыпали много, некоторые специально разменивали свои деньги, на монеты меньшего номинала, чтобы денег было больше, и звон стоял дольше, а пожертвование казалось более внушительным.

 

Ø Чтение текста Мк. 12: 44. Обсуждение в группе. Почему богатые жертвовали много?

Евангелист Марк говорит нам, что их пожертвования были от их изобилия. Другими словами, у них было много денег. Пожертвовав какую-то часть своего дохода, они не замечали какого-то ущерба. Богатые жертвовали от избытка.

 

Ø Обсуждение в группе. Что привлекло внимание Иисуса? Кем была женщина?

Среди пафосного звона богачей были совершенно не заметными упавшие две лепты бедной вдовы. Никто не заметил, никто не обратил внимания. Никто, кроме Иисуса Христа. Он посчитал это происшествие настолько важным, что подозвал учеников и обратил их внимание на бедную женщину. Мк. 12: 43.

Благотворительница была бедной. Вдова, находящаяся в крайней нужде. (6, 1543). Она больше была похожа на ту, кому нужно принимать помощь, а не на ту, кто будет жертвовать. Женщины, потерявшие защитника и кормильца, относились к самым обездоленным членам общества. Часто у них не было средств к существованию.

Пожертвование бедной женщины было более чем незначительно. Две лепты – настоящие копейки. Лепта – это самая мелкая медная монета. Две лепты составляли 64-ю часть дневного заработка. Обычный наемный рабочий за день получал в среднем один динарий. Если этот динарий разделить на 64 части, получатся две лепты. (6, 1477). В нашем эквиваленте это меньше 10 рублей. На эти деньги бедная вдова могла купить разве что лепешку хлеба.

 

Ø Обсуждение в группе. Почему Иисуса привлекло такое скудное пожертвование?

Иисус засвидетельствовал ученикам, что вдова пожертвовала больше всех. Мк. 12: 43. Она отдала все свое пропитание. Это можно было бы перевести как «все средства, которые имела, чтобы жить». (6, 1477). Это значит, что женщина осталась без еды на этот день. Ей придётся голодать до тех пор, пока она снова не получит какую-нибудь плату. Для богатых будет не заметна та часть денег, что они пожертвовали, они вернуться в свои богатые дома и сядут за изобильный стол, вдова же осталась без пищи, ей придется поститься. Она отдала все, что у нее было.  

С человеческой точки зрения, жертва богачей более существенна, но Бог смотрит не на количество монет, а на сердце даятеля. «Иисус оценивает приношение не объемом, а температурой. Его интересует не количество положенных денег, а размер жертвы». (54, 183).

 

В словах Христа звучала как похвала бедной вдове, так и осуждение религиозным лидерам Израиля.

 

Ø Обсуждение в группе. За что и почему Иисус хвалил бедную женщину?

Кажется, вдова поступила безрассудно. И если бы Иисус не прокомментировал ее поступок, наверняка нашлись бы те, кто осудил бы женщину за неразумность и крайность ее жертвы. Но Иисус, истинный сердцеведец, для Которого нет ничего скрытого, Который проникает в мотивы наших дел, похвалил женщину.

Вдова не была привязана к материальным благам. Не только богатые люди привязываются к своим деньгам и всему, что имеют, но не менее бедные могут быть подвержены любви к деньгам и жажде обогащению, к стремлению к комфортной жизни, удовлетворению желаний. Апостол Павел писал, что «великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем». 1Тим. 6: 6-8.

Самое большое препятствие на пути к довольству тем, что мы имеем – это жадность, стремление иметь больше, а так же зависть, стремление иметь то, что есть у других. Бедная вдова была свободна от того и другого.

Вдова по-настоящему была жертвенна. Она отдала все, ничего не оставив себе. Вдова отдала не лишнее, а необходимое для жизни. Ей дорого стоила эта жертва. Жертвенная щедрость – отличие верующего человека. Отсутствие жертвенности показывает любовь к деньгам и жадность.

Вдова действительно надеялась на Божью заботу. Она отдала Господу последнее, что имела, уповая, что о ее нуждах Он позаботиться Сам. Бедная женщина не понаслышке знала, что значит жить в надежде на Господа. «Если мы не можем доверить Богу наши рубли и копейки, то мы вряд ли когда-нибудь предадим Ему контроль над нашими более существенными сбережениями». (54, 183).

 

В Своей проповеди Иисус как-то сказал: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» Мф. 6: 21. Человек по природе своей склонен собирать, копить и заботиться о сохранении своего «сокровища». К сожалению, чаще всего это «сокровище» - деньги или материальные ценности. Для каждого человека естественно заботиться о материальном, с головой погружаться в приобретение вещей, в поиск путей обогащения. Но Иисус призывал Своих последователей копить «сокровища» на Небесах. Наши сокровища, и наше сердце вслед за ним, могут быть либо на земле, либо на Небе. Не бывает по-другому.

 

Ø Обсуждение в группе. К чему было привязано сердце вдовы? Где находилось ее сокровище?

Сердце вдовы принадлежало ее Господу. Именно эта необыкновенная женщина продемонстрировала полную преданность Богу и веру в Его силу и защиту. Она была никем не замечена, кроме Иисуса. Вера вдовы не имела внешнего блеска и не гремела среди людей, она совершалась в тихих поступках. У бедной вдовы не было денег, не было необходимого минимума, но у нее было настоящее сокровище – любовь к Богу, участие в Его деле, и настоящее деятельное доверие своих нужд Ему. Она действительно собирала сокровища на Небесах.

 

Ø Обсуждение в группе. Какое осуждение религиозным лидерам содержится в словах Иисуса?

Религиозные лидеры должны были заботиться о вдове. Бог в законе заповедал отдавать вдовам десятину каждого третьего года Вт. 14: 29, 26: 12. По-настоящему благочестивый человек, желающий исполнять волю Божию, должен был вступаться за вдов и защищать их Ис. 1: 17. Тех, кто несправедливо поступал с вдовами, Бог проклинал Вт. 27: 19. Однако нищета вдов и жестокое обращение с ними были настолько распространены, что об этом часто упоминается в Библии. Пс. 93: 6, Ис. 1: 23, Мал. 3: 5.

Религиозные лидеры обкрадывали вдов. У книжников была в обиходе жадная и бессовестная практика. Они часто служили устроителями имущественных дел вдов. Они нанимались защитниками вдов в судах. Будучи такими защитниками, они требовали большую плату за ведение дел. Похоже, книжники злоупотребляли неосведомленностью несчастных женщин и обирали их. (54, 177).

Имея репутацию набожных, располагающих к доверию, книжники внушали потерявшимся от горя овдовевшим женщинам, поддерживать своим наследством храм и труд религиозной элиты. (6, 1477). Книжники требовали от вдов религиозных пожертвований. (28, 1584) Они ловко лишали женщин наследства мужа, а сами обогащались за их счет.  

Учителя наживались еще и за счет вдов, устанавливая увеличенный размер десятины до 20-30 процентов. Вдобавок к этому, взымались непомерные земельные налоги. (4, 203).

Кроме того, религиозные лидеры установили правило, по которому материальное пожертвование в храм не должно быть меньше, чем две лепты. (41, 172). По этому правилу вдова не могла пожертвовать лишь одну монету, а другую оставить себе.

Религиозная система была жестокой и не милосердной.

 

Ø Обсуждение в группе. К чему было привязано сердце религиозной элиты Израильского народа? Где было их «сокровище»?

Священники и учителя закона были сребролюбивы. Лк. 16: 14. Они с головой погрязли в стремлении к богатству. Первосвященники Анна и Каиафа путем торговли в храме нажили огромное состояние. Вся священническая элита имела хороший доход и была весьма богата.

 

Ø Обсуждение в группе. Что такое сребролюбие? Согласна ли Библия с утверждением, что деньги – это зло?

Быть богатым – это не плохо. «Господь делает нищим и обогащает» 1Цар. 2: 7. Деньги – Божий дар. А так же Бог повелевает трудиться для приобретения материальных ценностей.

Богатство не зло, но неправильное отношение к нему – грех. «Неправильно быть нечестным, жадным, скупым и прижимистым по отношению к своему богатству. Честно зарабатывать, беречь и жертвовать – это хорошо и разумно. А накапливать и тратить только на себя – не только не разумно, но и грешно». (42, 441)

Любовь к деньгам заставляет людей потакать своим похотям, искажать справедливость, лгать, мошенничать, красть и убивать. Не сами деньги, а грешное человеческое отношение к ним – источник всякого зла.

 

Ø Обсуждение в группе. Как проявляется сребролюбие? Какое отношение к деньгам должно быть у верующих?

*Верующие должны быть готовы легко расставаться с деньгами. Иов. 1: 21. Наличие или отсутствие денег никак не должны влиять на поклонение Богу.

Сребролюбие же стремится к еще большему накоплению. «Давай! Давай! » - у похоти нет предела.

*Верующие никогда не должны делать стремление к богатству целью своей жизни. Мф. 6: 33. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». «Не заботьтесь о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои». Пр. 23: 4.

Сребролюбие заставляет стремиться к богатству в ущерб честности. Сребролюбивый человек живет по совету Горация: «Наживай честно, если можешь, а если нет, то любым способом». Поэтому люди, любящие деньги, идут на преступления: воруют, лгут, не платят налоги и др.

*Верующие не должны гордиться деньгами или строить на них уверенность. 1Тим. 6: 17. «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения».

Сребролюбие заставляет хвалиться деньгами и вещами. Большие деньги искушают людей надеяться на них, решать проблемы с их помощью, оценивать людей ими, строить свою уверенность в жизни на их основании.

*Верующие должны учиться употреблять материальные ценности для вечных целей. Иисус советовал приобретать друзей богатством, служить им для Царства Небесного. Лк. 16: 9. А Апостол Павел наставлял Тимофея: «Богатых в настоящем веке увещевай… чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни». 1Тим. 6: 17-19.

Сребролюбие же не видит ценности в вечном. Наоборот, оно толкает на грех. Деньги для многих становятся идолами, закрывающими собой Бога, людей и даже своих самых близких. Кто-то сказал, что золотой телец требует приношений.

*Верующие должны употреблять деньги для блага других, а не в угоду себе. Пр. 11: 24-25. «Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет».

Сребролюбие заставляет негодовать, когда приходит необходимость делиться своими деньгами. (80, 262-261)

 

«Богу не нужны ваши деньги. Никакие ваши дела или пожертвования не сделают Его богаче. Он владеет всей Вселенной и может взять из нее все необходимое для Своих святых целей». (61, 225). Но наше отношение к деньгам демонстрирует наше отношение к Богу. Человек, который имеет любовь к Богу, который искренне послушен Ему, будет жертвовать щедро и радостно. А завистливый, эгоистичный и скупой человек должен задуматься о том, каковы его отношения с Богом. «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости». 1Тим. 6: 9-11.

По совету Апостола Павла, будем убегать сребролюбия и преуспевать в вере, любви и богатеть добрыми делами, ибо это угодно Богу.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.