Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Составление характеристики и индивидуального плана учащегося



Одной из важнейших особенностей музыкальной педагогики является выявление и развитие индивидуальности ученика. Составление индивидуального плана учащегося (продуманное «составление», а не «заполнение» индивидуального плана) является важным звеном в формировании и развитии музыканта. Индивидуальный план – это диагноз и прогноз. Систематическое руководство всем процессом обучения со стороны преподавателя, определенный план, предусматривающий характеристику учащегося, его особенности, с которыми связаны задачи на ближайший период, методы работы, репертуар, который должен быть пройден в процессе обучения – необходимое условие гармоничного развития учащихся.

Важно наладить психологический контакт с учащимся. Основная задача преподавателя музыкальной школы – заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, тогда необходимый труд станет для него потребностью. Именно для этого и составляется индивидуальный план развития ученика - поступенное, продуманное развитие маленького музыканта, формирование исполнительских навыков, умений, теоретических знаний.

Индивидуальный план включает в себя следующие разделы:

- Сведения об ученике;

- Успеваемость;

- Учебный план, включающий в себя:

- характеристика ученика в конце учебного года,

 - задачи ( по полугодиям),

 - репертуарные списк и (по полугодиям),

- перечисление мероприятий, конкурсов, в которых участвовал ученик, программы и оценки за выступления на учебных академических концертах, контрольных уроках, переводных экзаменах, технических зачетах.

Индивидуальный план составляется по полугодиям, а продумывается на 1, 2, а иногда и более лет вперед. Определяя, для себя, что может сыграть ученик через 5 и более лет, преподаватель должен заранее готовить его к решению тех или иных технических и музыкантских задач.

Ежегодно ученик должен прибавлять знания и умения, «сход с дистанции» - это в какой-то мере вина учителя, а если детей, потерявших интерес к музыкальным занятиям несколько, то следует призадуматься: «все ли я делаю правильно, все ли средства использовал, чтобы заинтересовать ученика? ». Бывают разные причины, когда дети не заканчивают начатое дело. Но одна из таких причин – неправильно составленный учебный план, неправильно подобранная программа.

Что же такое характеристика?

Это документ, в котором дается оценка деловых и моральных качеств человека. В музыкальной школе пишутся характеристики как результат учебного года и заполняются в индивидуальных планах ученика.  В характеристике указывается уровень музыкальных способностей, деловые и человеческие качества, работоспособность, отношение к занятиям, результативность обучения в школе, выполнение учебного и репертуарного плана.

Характеристика помогает раскрыть сильные и слабые стороны ученика, указывает на недостатки в учебном процессе и в профессиональном развитии учащегося, помогает наметить пути их исправления.
Характеристика учащегося может состоять из следующих разделов:
1. Слуховые данные – восприятие высотности звуков, качество интонирования.

2. Ритмические данные – отображение ритмических рисунков, знание соотношений длительностей, стабильность ритма в процессе исполнения произведения.
3. Музыкальная память – запоминание мелодии, запоминание произведения и его частей.

4. Исполнительские данные – эмоциональность, музыкальность и техничность, восприятие стилистических особенностей произведения.

5. Эстрадные данные – психическая организация, характеристика владения инструментом и исполнительских навыков. Сценическая свобода и артистичность.

6. Физические данные. Соответствие возраста и учебного класса.

7. Отношение к учебному процессу, проявление заинтересованности.

8. Качество выполнения домашних заданий.

9. Умение работать самостоятельно.

10. Качество работы над динамикой и музыкальной фразировкой, аппликатурой и штрихами.

11. Работа над исправлением дефектов постановочного аппарата.

12. Характеристика поведения учащегося на уроке.

13. Восприятие указаний преподавателя:

— быстрое (медленное)

— осмысленное (механическое)

14. Характеристика внимания:

— сосредоточенность

— внимательность

15. Активность ученика в работе и проявление инициативы.

16. Умение осмыслить содержание произведения.

17. Умение прочувствовать и передать характер произведения
18. Контроль со стороны родителей успеваемости и подготовки к занятиям, проявление заинтересованности родителей, оказание помощи своему ребенку в учебном процессе.

19. Участие ученика в концертах и конкурсах за указанный учебный год, результативность.

Грамотно написанная характеристика свидетельствует о методической подготовке преподавателя и помогает поэтапно спланировать дальнейшую работу.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.