|
|||
Составление характеристики и индивидуального плана учащегосяОдной из важнейших особенностей музыкальной педагогики является выявление и развитие индивидуальности ученика. Составление индивидуального плана учащегося (продуманное «составление», а не «заполнение» индивидуального плана) является важным звеном в формировании и развитии музыканта. Индивидуальный план – это диагноз и прогноз. Систематическое руководство всем процессом обучения со стороны преподавателя, определенный план, предусматривающий характеристику учащегося, его особенности, с которыми связаны задачи на ближайший период, методы работы, репертуар, который должен быть пройден в процессе обучения – необходимое условие гармоничного развития учащихся. Важно наладить психологический контакт с учащимся. Основная задача преподавателя музыкальной школы – заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, тогда необходимый труд станет для него потребностью. Именно для этого и составляется индивидуальный план развития ученика - поступенное, продуманное развитие маленького музыканта, формирование исполнительских навыков, умений, теоретических знаний. Индивидуальный план включает в себя следующие разделы: - Сведения об ученике; - Успеваемость; - Учебный план, включающий в себя: - характеристика ученика в конце учебного года, - задачи ( по полугодиям), - репертуарные списк и (по полугодиям), - перечисление мероприятий, конкурсов, в которых участвовал ученик, программы и оценки за выступления на учебных академических концертах, контрольных уроках, переводных экзаменах, технических зачетах. Индивидуальный план составляется по полугодиям, а продумывается на 1, 2, а иногда и более лет вперед. Определяя, для себя, что может сыграть ученик через 5 и более лет, преподаватель должен заранее готовить его к решению тех или иных технических и музыкантских задач. Ежегодно ученик должен прибавлять знания и умения, «сход с дистанции» - это в какой-то мере вина учителя, а если детей, потерявших интерес к музыкальным занятиям несколько, то следует призадуматься: «все ли я делаю правильно, все ли средства использовал, чтобы заинтересовать ученика? ». Бывают разные причины, когда дети не заканчивают начатое дело. Но одна из таких причин – неправильно составленный учебный план, неправильно подобранная программа. Что же такое характеристика? Это документ, в котором дается оценка деловых и моральных качеств человека. В музыкальной школе пишутся характеристики как результат учебного года и заполняются в индивидуальных планах ученика. В характеристике указывается уровень музыкальных способностей, деловые и человеческие качества, работоспособность, отношение к занятиям, результативность обучения в школе, выполнение учебного и репертуарного плана. Характеристика помогает раскрыть сильные и слабые стороны ученика, указывает на недостатки в учебном процессе и в профессиональном развитии учащегося, помогает наметить пути их исправления. 2. Ритмические данные – отображение ритмических рисунков, знание соотношений длительностей, стабильность ритма в процессе исполнения произведения. 4. Исполнительские данные – эмоциональность, музыкальность и техничность, восприятие стилистических особенностей произведения. 5. Эстрадные данные – психическая организация, характеристика владения инструментом и исполнительских навыков. Сценическая свобода и артистичность. 6. Физические данные. Соответствие возраста и учебного класса. 7. Отношение к учебному процессу, проявление заинтересованности. 8. Качество выполнения домашних заданий. 9. Умение работать самостоятельно. 10. Качество работы над динамикой и музыкальной фразировкой, аппликатурой и штрихами. 11. Работа над исправлением дефектов постановочного аппарата. 12. Характеристика поведения учащегося на уроке. 13. Восприятие указаний преподавателя: — быстрое (медленное) — осмысленное (механическое) 14. Характеристика внимания: — сосредоточенность — внимательность 15. Активность ученика в работе и проявление инициативы. 16. Умение осмыслить содержание произведения. 17. Умение прочувствовать и передать характер произведения 19. Участие ученика в концертах и конкурсах за указанный учебный год, результативность. Грамотно написанная характеристика свидетельствует о методической подготовке преподавателя и помогает поэтапно спланировать дальнейшую работу.
|
|||
|